Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа
Под определением качества продукции следует понимать совокупность свойств продукции, обуславливающие удовлетворять в соответствии с её назначением определённые потребности. Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования - с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика.
ВВЕДЕНИЕ
1. Условия управления качеством продукции
2. Универсальная схема управления качеством продукции
3. Функции управления качеством
3.1 Политика в области качества
3.2 Планирование качества
3.3 Организация работ по качеству
3.4 Обучение и мотивация персонала
3.5 Обучение персонала вопросам качества
3.6 Мотивация персонала
3.7 Контроль качества
3.8 Статистические методы контроля качества
3.9 Информация о качестве
3.10 Разработка мероприятий
3.11 Принятие решений руководством предприятия
3.12 Реализация мероприятий
3.13 Взаимодействие с внешней средой по вопросам качества
4. Главные аспекты качества продукции
5. Показатели качества продукции
Заключение
Список литературы
Учитывая важное значение качества для экономики в целом, в ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется еще и на государственном уровне. Примером такого стимулирования служит премия Болдриджа в США, учрежденная по инициативе бывшего министра торговли в 1987 году. Эта премия присуждается за достижения в области качества трем категориям предприятий: промышленным, в области услуг и мелкому бизнесу. В Японии в 1951 году была учреждена премия Деминга. Эта премия присуждается не только предприятиям, но и отдельным лицам.
Национальные премии по качеству учреждены также в Великобритании, Швеции, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии и ряде других стран. В 1991 году была учреждена Европейская премия по качеству, которая присуждается по результатам оценки предприятий по девяти критериям: роль руководства, управление персоналом, политика и стратегия, ресурсы, процессы, удовлетворение персонала, удовлетворение потребителей, воздействие на общество, результаты бизнеса.
И, наконец, в 1996 году в
России была учреждена ежегодная
правительственная премия в области
качества [Стандарты и качество.
1996. № 5]. Премия будет присуждаться
организациям за достижение "...значительных
результатов в области качества
продукции или услуг, обеспечение
их безопасности, а также за внедрение
организациями
Роль подобных премий заключается не только в том, чтобы отметить достижения лучших предприятий. В последнее время они стали играть не меньшее значение в подтягивании средних предприятий до уровня лучших путем проведения ими самооценки по критериям премий и принятия необходимых мер для улучшения работ в области качества.
В настоящее время
в правительстве ведутся
3.7 Контроль качества
Контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объемная функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания.
Что же такое контроль? В ряде источников встречаются разные определения контроля. В стандарте ИСО 9 000 говорится, что контроль - это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.
В других источниках встречается
более широкая трактовка
Однако такое понимание контроля больше соответствует термину управление. В самом деле, при расширенном толковании контроля происходит дублирование функции "планирование качества", которая включает в себя определение нормативов, а также функции "разработка и внедрение корректирующих мероприятий", которые уже были выделены в виде самостоятельных управленческих функций.
Поэтому представляется более обоснованным определение, данное в стандарте ИСО 9 000, где под контролем понимается измерение полученных характеристик и их сравнение с заданными. Это, кстати, соответствует позиции одного из основоположников менеджмент а - А. Файоля, который предостерегал от включения в контроль распорядительных и исполнительных функций.
На машиностроительных предприятиях применяются следующие виды контроля качества:
В зависимости от места контроля и этапов работ:
контроль проектирования,
входной контроль материалов и комплектующих изделий,
контроль за состоянием технологического оборудования,
операционный контроль при изготовлении,
авторский надзор за изготовлением,
активный контроль приборами, встроенными в технологическое оборудование,
приемочный контроль готовой продукции,
контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах. В зависимости от охвата контролируемой продукции:
выборочный контроль,
сплошной контроль.
Перечисленные виды контроля качества продукции осуществляются путем использования различных физических, химических и других методов, которые можно Разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие.
Среди разрушающих методов:
испытания на растяжение и сжатие;
испытания на удар;
испытания при повторно-переменных нагрузках;
испытания твердости.
В числе неразрушающих методов:
магнитные (например, магнитографические методы);
акустические (ультразвуковая дефектоскопия);
радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма-лучей);
органолептические (визуальные, слуховые и т.п.).
Рассматривая функцию
"контроль", нельзя не сказать
о метрологическом обеспечении
производства, без которого вообще
было бы невозможно проведение какого-либо
контроля. В связи с этим метрологическая
деятельность традиционно рассматривается
как одна из составных частей в
управлении качеством. При этом, кроме
обеспечения производства необходимым
парком средств измерений, метрологическая
служба должна путем проведения их
периодической поверки
Из нормативных документов,
регламентирующих метрологическую
деятельность, в первую очередь следует
упомянуть закон РФ о единстве
измерений и международный
Особым видом контроля
являются испытания готовой продукции.
В словаре терминов Европейской
организации по качеству дается следующее
определение: испытание - это определение
или исследование одной или нескольких
характеристик изделия под
Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:
предварительные испытания - это испытания опытных (головных) образцов для определения возможности приемочных испытаний;
приемочные испытания - это испытания опытных (головных) образцов для определения возможности их постановки на производство;
приемо-сдаточные испытания - это испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику;
периодические испытания - это испытания, которые проводятся один раз в 3-5 лет для проверки стабильности производства;
типовые испытания - это испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию.
3.8
Статистические методы
Для анализа результатов
контроля качества широкое распространение
получили методы статистического контроля
качества (Statistical Quality Control - SQC). Наиболее
известными среди них стали "семь
инструментов контроля качества", которые
сначала широко применялись в
кружках качества в Японии, а затем
и в других странах, благодаря
своей эффективности и
Краткое содержание этих
методов применительно к
Диаграмма Парето.
Диаграмма Парето (Pareto
diagram), названная так по имени ее
автора, итальянского ученого-экономиста
Парето (1845-1923), позволяет наглядно представить
величину потерь в зависимости от
различных дефектов. Благодаря этому
можно сначала сосредоточить
внимание на устранении тех дефектов,
которые приводят к наибольшим потерям.
Для выяснения причин этих дефектов
целесообразно дополнительно
После выяснения причин и устранения дефектов вновь строится диаграмма Парето с целью проверки эффективности принятых мер.
Рис 3. Диаграмма Парето
Причинно-следственная диаграмма.
Причинно-следственная
диаграмма (Cause and effect diagram) применяется,
как правило, при анализе дефектов,
приводящих к наибольшим потерям. Она
позволяет выявить причины
Рис 4. Причинно-следственная диаграмма
Гистограмма.
Гистограмма (Histogram) представляет собой столбчатый график и применяется для наглядного изображения распределения конкретных значений параметра по частоте повторения за определенный период времени (неделя, месяц, год). При нанесении на график допустимых значений параметра можно определить, как часто этот параметр попадает в допустимый диапазон или выходит за его пределы.
Полученные данные анализируют, применяя другие методы:
долю дефектных изделий и потерь от брака исследуют с помощью диаграммы Парето;
причины дефектов определяют
с помощью причинно-
изменение характеристик во времени определяют по контрольным картам.
Рис 5. Гистограмма
Диаграмма разброса.
Диаграмма разброса (Scatter diagram-корреляционная диаграмма) строится как график зависимости между двумя параметрами. Это позволяет определить, есть ли взаимосвязь между этими параметрами. И если такая взаимосвязь существует, можно устранить отклонение одного параметра, воздействуя на другой. При этом возможна положительная или отрицательная взаимосвязь, но возможно и отсутствие какой-либо взаимосвязи.
Рис 6. Диаграмма разброса
Контрольная карта.
Контрольная карта (Control chart) - это разновидность графика, который отличается наличием контрольных границ, обозначающих допустимый диапазон разброса характеристик в обычных условиях течения процесса. Выход характеристик за пределы контрольных границ означает нарушение стабильности процесса и требует проведения анализа причин и принятия соответствующих мер.
Рис 7. Контрольная карта:
НКП - нижний контрольный предел
СЛ - средняя линия
ВКП - верхний контрольный предел
Метод расслоения.
Метод расслоения (послойный анализ-Stratification) применяют для выяснения причин разброса характеристик изделий. Существо метода заключается в Разделении (расслоении) полученных характеристик в зависимости от различных факторов: квалификации работников, качества исходных материалов, методов работ, характеристик оборудования и т.д. При этом определяется влияние того или иного фактора на характеристики изделия, что позволяет принять необходимые меры для устранения их недопустимого разброса.
Графики.
Графики используются
для наглядности и облегчения
понимания взаимозависимости
Перечисленные "семь
инструментов" помогают решать подавляющее
большинство возникающих
Схема отношений (Relation diagram);
Древовидная схема (Tree diagram);
Матричная схема (Matrix diagram);
Стрелочная схема (Arrow diagram) и другие.
Для обеспечения эффективности контроля, кроме применения конкретных методов, необходимо также иметь в виду два общих правила.
Во-первых, нужно, чтобы контроль охватывал все этапы работ:
от исследований и проектирования до проведения испытаний готовых изделий и надзора за их эксплуатацией.
Во-вторых, важно, чтобы
основной объем контроля осуществлялся
в виде самоконтроля, когда исполнители
работ заинтересованы контролировать
себя сами и сами же могут устранить
обнаруженные дефекты. При этом должен
сохраняться также и
3.9 Информация о качестве
Эту функцию иногда называют коммуникацией или связующим процессом. Содержание этой функции - получение, систематизация и выдача информации о качестве соответствующим подРазделениям для анализа и разработки необходимых мероприятий.
При рассмотрении этой функции необходимо иметь в виду четыре базовых элемента:
1. Отправитель информации.
2. Сообщение, т.е. собственно информация.
3. Канал, средство передачи информации и помехи (шум).
4. Получатель информации и обратная связь.
Информация о качестве складывается из внутренней и внешней. Внутренняя получается по результатам контроля производства и показывает, какое качество продукции достигается при ее создании на предприятии. Внешняя получается в виде требований заказчиков и рынков сбыта, данных о научно-техническом прогрессе (стандарты, патенты, ноу-хау), сведений с объектов эксплуатации.
Сравнение внутренней и внешней информации дает объективную оценку положения дел с качеством продукции, что позволяет принимать необходимые меры для эффективной работы в области качества.
Поиском внешней информации на предприятиях занимаются службы маркетинга, стандартизации, информации, патентов. Активную работу в этом направлении ведут также конструкторские, исследовательские и технологические отделы. Информацию с объектов эксплуатации получает служба надежности и претензионная служба. Последняя обычно входит в состав отдела технического контроля и организует работу по устранению предъявленных претензий. Служба входного контроля обменивается информацией с поставщиками о качестве материалов и комплектующих изделий.
Основными отправителями
и получателями внутренней информации
о качестве являются исследовательские,
конструкторские и
Информация о работе Управление качеством продукции на машиностроительном предприятии