Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:50, курсовая работа
Цель работы: изучить понятие, виды, формы и требования предъявляемые к управленческим решениям.
В соответствии с поставленной целью, выделяются следующие задачи исследования:
1. Исследовать сущность и классификацию управленческих решений;
2. Выделить основные этапы подготовки управленческих решений;
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, виды и этапы подготовки управленческих решений...................................................................................................................5
1.1 Сущность и классификация управленческих решений........................ 5
1.2 Основные этапы подготовки управленческих решений………………9
Глава 2. Формы разработки и основные требования, предъявляемые к управленческим решениям…………………………....................................13
2.1 Формы разработки и реализации управленческих решений…….......13
2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям………….16
Заключение………………………………………………………………...20
Список использованной литературы и источников………………….22
Принятие решений является одним из основных составляющих любого управленческого процесса.
В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
В процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы, как с количественной, так и с качественной информацией.
Основное внимание уделяют ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах.
Первый блок этапов разработки
управленческого решения
В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят:
В третий блок этапов разработки и реализации управленческого решения включены [7, С. 113]:
Результаты всех этапов разработки и принятия управленческих решений в значительной мере зависят от личности того или тех, кто участвовал в их подготовке. Руководители по-разному реагируют на существование и серьезность проблемы и диагностируют ее. Это, в частности, зависит от места работы, должности, опыта, личных пристрастий, сложившихся в коллективе отношений. Каждое решение характеризуется определенным уровнем фантазии, творчества, интеллекта и осмотрительности и т.д.
Глава 2. Формы разработки и основные требования, предъявляемые к управленческим решениям
2.1 Формы разработки и реализации управленческих решений
Управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, а также иными коммерческими и некоммерческими организациями, фиксируются в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в реализации целей и задач, регулировании деятельности объекта управления, обеспечении его финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами.
К формам разработки управленческих решений относят следующие [8, С. 111]:
Указ — решение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона.
Указание — решение, разрабатываемое органом государственного или муниципального управления по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.
Закон — решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер.
Акт — решение широкого круга государственных и общественных организаций, подтверждающее установленные факты, события, действия. Например, акт о передаче чего-либо в собственность.
Приказ — решение, принимаемое руководителем органа государственного или муниципального управления, действующего на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В некоторых случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности.
Распоряжение — решение руководителя, главным образом коллегиального органа государственного или муниципального управления, принимаемое в целях разрешения оперативных вопросов.
Протокол — решение, принимаемое коллегиальным органом или группой лиц, по вопросам, требующим совместного обсуждения. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.
Инструкция — решение, устанавливающее порядок и правила выполнения каких-либо действий в определенной сфере деятельности. Например, должностная инструкция специалиста Управления экономики и промышленной политики администрации города, инструкция по работе с обращениями граждан.
Договор — решение двух и более сторон об установлении, изменении и прекращении правоотношений.
Соглашение — решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК.
План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации организации.
Контракт — решение коммерческого характера о выполнении совместной деятельности с указанием взаимных прав и обязательств.
Положение — решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих определенный вид деятельности. Например, положение об Управлении экономики и промышленной политики администрации города.
Правила — решение, представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила предоставления льгот определенным слоям населения.
Модель какого-либо процесса или явления — решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на внешние воздействия.
Предписание — официальное извещение, направленное конкретному исполнителю, об обязательном выполнении решения в установленный срок.
Убеждение — проводимая руководителем деловая беседа с целью добиться у исполнителей прочных взглядов и установок относительно содержания управленческого решения для его выполнения.
Разъяснение — проводимая руководителем деловая беседа, направленная на то, чтобы объяснить суть и содержание решения.
Принуждение — деловая беседа, цель которой — осознанно заставить работника выполнить управленческое решение.
Наставление — деловая беседа, цель которой — обучить, подготовить работника к выполнению решения.
Сообщение — передача информации, данных, необходимых для успешного исполнения управленческого решения.
Формы принятия решений охватывают все области управленческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов управления на всех уровнях власти.
2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Руководитель любого уровня управления осуществляет возложенные на него экономические, социальные и политические функции путем подготовки, принятия и организации выполнения решений [15, дата обращения: 27.11.13].
Принятие решения – связующий процесс, присутствующий при выполнении любой управленческой функции. Необходимость принятия решения диктуется проблемами, стоящими перед управляемой системой. Решение представляет собой такой акт человека или органов управления, в котором поставлена цель, сформулированы задачи, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые и т.п.) [12, С. 78].
Действенность управленческого решения зависит от его качества, которое в свою очередь должно соответствовать ряду требований.
Решения (планы, задания, приказы, распоряжения, инструкции мероприятия, постановления) принимаются на всех уровнях и во всех звеньях руководства. Решение является фундаментом, на котором строится все здание управления.
Одним из обязательных требований,
предъявляемых к
В соответствии с требованием научной обоснованности управленческие решения должны быть реальными и политически направленными, выработанными с учетом анализа возможных вариантов использования достижений науки и техники, передового опыта, основываться на итогах научно-исследовательских разработок, выявленных закономерностях и тенденциях, нормативах, прогрессивном опыте решения задач управления.
Реальность управленческих решений обеспечивается наличием возможностей для их управления (подготовленность, качество обслуживания
потребителей, оснащенность
необходимым торгово-
Управленческие решения должны иметь целевую направленность, то есть соответствовать целям, поставленным перед подразделением управляемого объекта, деятельности которого касается данное решение, или объектом в целом.
Эффективность управленческого решения предполагает в каждом конкретном случае его принятия выбор оптимального варианта с учетом критерия оценки эффективности. Во многих случаях критерии оценки выбирают из ряда количественных показателей – наименьшие затраты, наивысшая производительность, эффективное использование основных фондов и т.п. [4, С. 137].
Кроме того, используются качественные показатели: качество труда, продукции, обслуживания, условия труда, влияние принимаемого решения на авторитет руководителя, оценка вариантов решений подчиненными, а также вышестоящими руководителями и т.д.
Критерии оценки эффективности решений должны наиболее полно отражать результаты, быть достаточно простыми и конкретными.
Управленческое решение должно удовлетворить требованию правомочности. Правомочности каждого руководителя в пределах его служебных обязанностей заключаются, как правило, в возможности распоряжаться трудовыми, материальными, денежными и другими ресурсами в целях достижения заданных результатов. Нарушение этой правомочности, т.е. принятие решений, не соответствующих правам, обычно ведет к невыполнению этих решений. Управленческие решения вырабатываются в соответствии с полномочиями линейных руководителей, коллегиальных органов, принимающих эти решения. Выполнение данного требования обеспечивается разработкой положений об органах управления, отделах, должностных инструкций [6, С. 62].
Требование законности
управленческого решения
решение не противоречило действующим государственным и ведомственным
законоположениям, приказам, нормативам, стандартам, инструкциям и другим документам. Работники аппарата управления предприятий и организаций общественного питания, деятельность которых связана с выработкой управленческих решений, обязаны хорошо знать постановления и законы, хозяйственные нормативные акты, постановления и приказы руководителей вышестоящих организаций, применительно к специфике решаемых вопросов.
Решение должно быть экономичным, т.е. иметь высокие конечные результаты при наименьших затратах. Каждое управленческое решение имеет не только экономические, но и социальные, политические последствия, пренебрежение к которым может привести к значительному снижению ожидаемого от его принятия эффекта.