Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа
Актуальность в теме капиллярные явления заключается в том, что эти явления очень распространены. И если внимательно посмотреть, то можно их увидеть, даже невооруженным глазом. Просто мы не знаем, что эти явления называются капиллярными.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы капиллярного поднятия жидкости
1.1. Поверхностное натяжение σ жидкостей………………………… 6
1.2. Краевой угол смачивания. Мениск……………………………… 11
1.3. Смачивание. Несмачивание……………………………………… 13
1.4. Капиллярные явления……………………………………………. 19
1.5. Силы, возникающие на кривой поверхности жидкости……….. 22
Глава 2. Капиллярное поднятие жидкости……………………………….. 27
2.1. Жидкость. Капиллярное поднятие в узкой трубке. Формула Жюрена………………………………………………………………………….. 28
2.2. Уравнение Кельвина………………………………………………..... 31
Глава 3. Общие вопросы методики преподавания физики
3.1. Методика преподавания физики, как педагогическая наука……… 32
3.2. Методы исследования, применяемые в методике преподавания физики…………………………………………………………………………… 34
3.3. Структура и содержание курса физики……………………………... 35
3.4. Проблемное обучение физики……………………………………….. 38
Глава 4. Изучение капиллярных явлений жидкостей в школе………… 40
Глава 5. Опыт с капиллярным поднятием жидкости……………………. 43
Заключение…………………………………………………………………….. 48
Список использованной литературы………………………………………. 49
При
обучении физики нужно руководствоваться
деятельностным подходом, который предполагает
подачу знаний учащихся не в готовом виде,
а чтобы они самостоятельно учились добывать
эти знания, обобщать, анализировать и
выдавать творческое решение, т.е. развивать
творческое мышление.
3.4. Проблемное обучение физики
Цель проблемного обучения – это усвоение не только основ физики, но и усвоение самого процесса получения знаний и научных фактов, где используются познавательные и творческие способности. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия». Однако проблемное обучение нельзя представить как цепочку самостоятельных открытий учащимися. Здесь нужно оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности.
Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация предполагает появление несоответствия между теми знаниями, которые усвоили учащиеся, и явлениями, которые нужно объяснить.
Этапы, которые следуют за созданием проблемной ситуации:
1. Формирование проблемы.
2. Нахождение способов ее решения.
3. Решение проблемы наиболее оптимальным способом.
4. Формулирование выводов.
5. Подведение итогов.
Уровни проблемного обучения:
1. Проблемное изложение (учитель сам выдвигает проблему и сам ее решает, либо показывает как она была решена в науке).
2. Эвристическая беседа, поисковое задание (учитель формулирует и совместно с учащимися ее решает).
3. Учитель формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно решают ее (без учителя). (решение экспериментальных задач, какие-то опыты, наблюдения, исследовательская работа).
4. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать проблему и ее самостоятельно решить.
Для создания проблемной ситуации используются:
1. Проблемные вопросы
2. Физические эксперименты (демонстрации)
3. Факты из истории открытия
4. Лабораторные работы
5. Экспериментальные задачи
Для постановки задачи важно:
1. Правильно сформулировать вопрос
2. Проблема должна устанавливать логическую связь между ранее изученным материалом и новыми знаниями
3. Создавать видимые границы известного и неизвестного
4. Вызывать чувство удивления, когда сопоставляется новое с известным и понимать о необходимости приобретении новых знаний.
Проблемные вопросы должны содержать противоречивость информации и побуждать к поиску закономерностей.
Глава 4. Изучение капиллярных явлений жидкостей
в
школе
Вызывает интерес у учащихся опыт, который, казалось бы, противоречит их предыдущим знаниям: если взять сообщающиеся сосуды, один из которых капиллярный, то жидкость в них устанавливается на различных уровнях. Смачивающая жидкость в капилляре поднимается выше уровня в широком сосуде, а несмачивающая опускается ниже уровня в широком сосуде.
Объяснение этого явления проще всего ведется, исходя из условия равновесия столба жидкости, поднятого в капиллярной трубке над уровнем в широком сосуде.
В средней школе только такие случаи и целесообразно рассматривать.
Изложение капиллярных явлений наиболее целесообразно дать в такой последовательности:
Применяя полученные ранее учащимся знания, устанавливают, что поверхность смачивающей жидкости у стенок сосуда вогнутая, причем в капилляре ее можно принять за полусферу. Несмачивающая жидкость образует в узком сосуде выпуклый мениск.
Наиболее сложен вопрос о равновесии кривых поверхностей жидкости, т.е. вопрос о давлении, связанном с кривизной поверхности жидкости. К этому вопросу следует подойти от эксперимента, показав на ряде опытов, что давление внутри жидкости, ограниченной выпуклой поверхностью, больше, а в случае вогнутого мениска жидкости меньше, чем в случае плоской поверхности.
Установив на опытах, что давление под кривыми поверхностями жидкости отличается от давления под плоской поверхностью и что оно зависит от радиуса кривизны, нужно перейти к количественным соотношениям и сообщить учащимся, что разность давлений для шаровых поверхностей
, (34)
где р – давление под кривой поверхностью жидкости, а р0 – давление под плоской поверхностью (равное внешнему давлению).
Разность давлений р – р0 часто называют капиллярным давлением (рк).
Как показывает формула, капиллярное давление пропорционально поверхностному натяжению жидкости и обратно пропорционально радиусу кривизны поверхности.
Формула капиллярного давления позволяет вычислить высоту, на которую поднимается смачивающая или опускается несмачивающая жидкость в капилляре над ее уровнем в широком сосуде. Смачивающая жидкость в капиллярной трубке поднимается потому, что давление под плоской поверхностью в широком сосуде больше, чем под вогнутой поверхностью в капилляре, на величину .
Равновесия жидкости наступает тогда, когда поднятый столб жидкости своим весовым давлением уравновесит капиллярное давление:
, (35)
откуда
. (36)
В этой формуле r – радиус кривизны поверхности, равный радиусу капилляра для случая полусферического мениска.
Следует обратить внимание учащихся на то, что капиллярные явления весьма распространены. Очень многие окружающие нас тела: дерево, бумага, ткань, кожа, различные строительные материалы – имеют в себе множество мелких каналов. Вода или другие смачивающие их жидкости, придя в соприкосновение с такими телами, впитываются ими, поднимаясь по капиллярам.
Так, чернила поднимаются по промокательной бумаге, керосин – по фитилю, вода – по стеблям растений и по промежуткам между частицами почвы и т.д.
Глава 5. Опыт с капиллярным
поднятием жидкости
Цель работы: Определить высоту поднятия жидкости в капиллярной трубке.
Оборудование: 4 капилляра с разными радиусами, вода, этиловый спирт, изобутиловый спирт, растительное масло, термометр, штангенциркуль, линейка, сосуд.
Ход работы: Для начала с помощью штангенциркуля измерим радиусы капилляров. Чтобы измерить радиус капилляра, вставляем в капилляр деревяшку, как показано на рисунке 20. Начертив линию, измерим диаметр места с помощью штангенциркуля, где находится линия. Половина этой величины и есть радиус капилляра.
В сосуд наливаем воду при комнатной температуре, измеряем термометром температуру воды. По очереди вставляем в сосуд капилляры и измеряем высоту поднятия жидкости. После измерений нагреваем воду и измерим температуру. По очереди вставляем капилляры и измеряем высоту поднятия жидкости. И так третий раз, тоже увеличив температуру воды. Таким же образом, делаем опыт с этиловым спиртом, изобутиловым спиртом и растительным маслом, и при этом, изменяя температуру, измерим высоту поднятия жидкости.
Результаты исследования:
Радиусы капилляров:
d1 = 1 мм, r1 = 0,5 мм = 0,5·10-3 м;
d2 = 2,5 мм, r2 = 1,25 мм = 1,25·10-3 м;
d3 = 4 мм, r3 = 2 мм = 2·10-3 м;
d4
= 5 мм, r4 = 2,5 мм = 2,5·10-3 м.
Обычная вода:
Т1=18 ºC, т.е. при комнатной температуре.
h1 = 1,1 см;
h2 = 0,4 см;
h3 = 0,3 см;
h4 = 0,2 см.
Т2=38 ºC.
h1 = 1,3 см;
h2 = 0,4 см;
h3 = 0,3 см;
h4 = 0,2 см.
Т3=44 ºC.
h1 = 1,5 см;
h2 = 0,6 см;
h3 = 0,3 см;
h4 = 0,2 см.
Таблица №1
Температура, ºС | r1=0,5 | r2=1,25 | r3=2 | r4=2,5 |
18 | 1,1 | 0,4 | 0,3 | 0,2 |
38 | 1,3 | 0,4 | 0,3 | 0,2 |
44 | 1,5 | 0,6 | 0,3 | 0,2 |
Т1=22 ºC, т.е. при комнатной температуре.
h1 = 0,9 см;
h2 = 0,5 см;
h3 = 0,2 см;
h4 = 0,1 см.
Т2=35 ºC.
h1 = 0,9 см;
h2 = 0,5 см;
h3 = 0,2 см;
h4 = 0,1 см.
Т3=55 ºC.
h1 = 0,7 см;
h2 = 0,3 см;
h3 = 0,1 см;
h4 = 0 см.
Таблица №2
Температура, ºС | r1=0,5 | r2=1,25 | r3=2 | r4=2,5 |
22 | 0,9 | 0,5 | 0,2 | 0,1 |
35 | 0,9 | 0,5 | 0,2 | 0,1 |
55 | 0,7 | 0,3 | 0,1 | 0 |
Зависимость поднятия этилового спирта в капилляре от температуры
Изобутиловый спирт:
Т1=22 ºC, т.е. при комнатной температуре.
h1 = 0,7 см;
h2 = 0,4 см;
h3 = 0,2 см;
h4 = 0,1 см.
Информация о работе Изучение капиллярных явлений жидкостей в школе