Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 17:00, курсовая работа
Особо важными задачами являются повышение качества трансформаторов, использование прогрессивной технологии их производства, экономия материалов при их изготовлении и возможно низкие потери энергии при их работе в сети. Экономия материалов и снижение потерь особенно важны в распределительных трансформаторах, в которых расходуется значительная часть материалов и возникает существенная часть потерь энергии всего трансформаторного парка.
Целью данного курсового проекта на тему «Силовой трансформатор» является формирование навыков конструкторской работы, освоение и закрепление материала лекционных и лабораторных занятий.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Дальневосточный
государственный университет
Кафедра «Электротехника, электроника
и электромеханика»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Электромеханика»
на тему
«Силовой трансформатор»
Расчетно-пояснительная записка
К.П. ______________________________
Выполнил
Проверил:
Хабаровск
2013
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный
Кафедра «Электротехника, электроника
и электромеханика»
ЗАДАНИЕ
на курсовой проект по расчету силового трансформатора
студенту , шифр -056
Данные для расчета:
Вариант |
Тип трансформатора |
Мощность S, кВА |
Напряжение |
Потери мощности |
Uк, % |
i0, % |
Схема и группа соединения обмоток | ||
UВН, кВ |
UНН, кВ |
Ркз, кВт |
Рх, кВт | ||||||
84 |
ТМН-6300/35 |
6300 |
20 |
11 |
46,5 |
8 |
7,5 |
0,8 |
Y/D - 11 |
Расчет трансформатора провести в следующем порядке:
Проект оформляется
в виде расчетно-пояснительной
Рекомендуемая литература
Задание выдано __________________
Срок сдачи ______________________
Руководитель курсового
проектирования
Трансформатором называется статическое электромагнитное устройство, имеющее две или более индуктивно связанные обмотки и предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции одной или нескольких систем переменного тока в одну или несколько других систем.
Силовой трансформатор является одним из важнейших элементов каждой электрической сети. Передача электрической энергии на большие расстояния от места ее производства до места потребления требует в современных сетях не менее чем пяти-шестикратной трансформации в повышающих и понижающих трансформаторах.
Особо важными задачами являются повышение качества трансформаторов, использование прогрессивной технологии их производства, экономия материалов при их изготовлении и возможно низкие потери энергии при их работе в сети. Экономия материалов и снижение потерь особенно важны в распределительных трансформаторах, в которых расходуется значительная часть материалов и возникает существенная часть потерь энергии всего трансформаторного парка.
Целью данного курсового проекта на тему «Силовой трансформатор» является формирование навыков конструкторской работы, освоение и закрепление материала лекционных и лабораторных занятий.
Расчет проводим для трехфазного трансформатора стержневого типа.
Расчеты трансформатора выполняются по методике, изложенной в [1].
Мощность одной фазы трансформатора:
где – номинальная мощность трансформатора, кВА;
– число фаз.
Мощность на одном стержне
где – число активных (несущих обмотки) стержней трансформатора.
Номинальный линейный ток обмотки ВН трехфазного трансформатора:
где – номинальное линейное напряжение обмотки ВН, В.
Номинальный линейный ток обмотки НН:
где – номинальное линейное напряжение обмотки ВН, В.
В соответствии с заданием, выбираем схемы и группу соединения обмоток . Выбранные схемы предусмотрены Государственным стандартом и предназначены для трехфазных двухобмоточных трансформаторов. Фазный ток обмотки ВН при соединении ее в звезду равен линейному:
где – фазный ток обмотки ВН, А.
Фазный ток обмотки НН при ее соединении в треугольник
где – фазный ток обмотки НН, А.
Фазное напряжение обмотки ВН при соединении ее в звезду:
Фазное напряжение обмотки НН при соединении ее в треугольник:
Выбираем испытательные
Активная составляющая напряжения короткого замыкания:
Реактивная составляющая напряжения короткого замыкания:
Согласно указаниям §2.3 [1] выбираем трехфазную стержневую шихтованную магнитную систему с косыми стыками на крайних стержнях и прямыми стыками на среднем стержне. План шихтовки представлен на рис. 2. Ярмо многоступенчатое, число ступеней шесть, коэффициент усиления ярма , по табл. 8.7 [1].
В сечении стержня восемь ступеней, коэффициент заполнения круга , согласно табл. 2.5 [1]; изоляция пластин – нагревостойкое изоляционное покрытие; коэффициент заполнения сечения стержня электротехнической сталью , по табл. 2.2 [1].
Коэффициент заполнения сталью: .
Согласно рекомендациям §2.2 [1
Рис. 2. План шихтовки магнитной системы
Индукция в стержне Тл согласно рекомендациям табл. 2.4 [1].
Индукция в ярме Тл.
Число зазоров в магнитной системе: на косом стыке четыре, на прямом три. Индукция в зазоре на прямом стыке: Тл; на косом стыке: Тл.
По табл. 8.10 [1] определяем удельные потери в электротехнической стали: в стержнях Вт/кг; в ярмах Вт/кг.
По табл. 8.17 [1] удельные намагничивающие мощности: в стержнях ВА/кг; в ярмах ВА/кг; для немагнитных зазоров в прямых стыках ВА/м2; для немагнитных зазоров в косых стыках ВА/м2.
Согласно рекомендациям §1.1 [1], в целях экономии электролитической меди, в виду большей распространенности и доступности алюминия, принимаем материал обмоток – алюминий.
По табл. 5.8 [1] выбираем предварительно тип обмоток:
– обмотка ВН при напряжении 20 кВ и токе 181,9 А – цилиндрическая многослойная из прямоугольного алюминиевого провода;
– обмотка НН при напряжении 11 кВ и токе 190,9 А – цилиндрическая многослойная из прямоугольного алюминиевого провода.
Для испытательного напряжения обмотки ВН кВ по табл. 4.5 [1] находим изоляционные расстояния: мм (согласно примечанию 1 к табл. 4.5 [1], т.к. выбрана цилиндрическая обмотка и необходим электростатический экран); мм; мм; мм; мм; мм; мм.
Для испытательного напряжения обмотки НН кВ по табл. 4.4 [1] находим изоляционные расстояния: мм; мм; мм; мм; мм.
На рис. 1 представлен эскиз элементов изоляции, выполненный в масштабе в соответствии с выбранными размерами.
Рисунок 1. Главная изоляция обмоток ВН и НН для испытательных напряжений 55 и 35 кВ
– – – – возможные пути разряда, определяющие выступ цилиндра
Ширина приведенного канала рассеяния :
где м;
– по табл. 3.3 [1].
По табл. 3.6 [1] находим коэффициент, учитывающий отношение основных потерь в обмотках к потерям короткого замыкания и по табл. 3.4 и 3.5 [1] – постоянные коэффициенты для алюминиевых обмоток: ; . Принимаем коэффициент Роговского (коэффициент приведения идеализированного поля рассеяния к реальному).
По формулам (3.30), (3.36), (3.43), (3.44), (3.52), (3.65) [1] находим коэффициенты:
где м;
где согласно рекомендациям на стр. 126 [1];
где .
В современных экономических
По табл. 2.5 [1] принимаем рекомендованный диаметр стержня м.
Значение лежит в рекомендованном табл. 3.12 [1] пределе – 1,2…1,6.
Масса стержней магнитной системы
Масса ярм магнитной системы
Масса магнитной системы
Масса одного угла магнитной системы по формуле (3.45а) [1]
Активное сечение стержня по формуле (3.59) [1]
Площадь зазора
на прямом стыке: м2;
на косом стыке: м2.
Для выбранной магнитной системы (рис. 2) потери холостого хода рассчитывают по формуле (8.33) [1]:
где – коэффициент, учитывающий добавочные потери, вызванные резкой стали, снятием заусенцев, прессовкой магнитной системы и перешихтовкой верхнего ярма, а также потери в зоне зазора; по табл. 8.14 [1];