Создание элективного курса «электрические явления в газах и плазме"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение роли и места элективных курсов в предпрофильном обучении и разработка элективного курса «Электрические явления в газах и плазме».
Задачи:
• анализ учебной и научной литературы по теме «Электрические явления в газах и плазме»;
• создание тестовой базы, презентаций;
• создание электронного пособия;
• подбор задач.

Содержание

Содержание

Введение 4
1 Обзор литературы по теории элективных курсов 6
1.1 Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении 6
1.2 Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения 7
1.3 Подходы и требования к созданию элективных курсов 10
2 Разработка методического материала для элективного курса «Электрические явления в газах и плазме» для десятого класса 13
2.1 Подбор теоретического материала по теме исследования 17
2.2 Обзор используемых программ для создания пособия 18
2.3 Разработка презентаций 27
2.4 Создание тестовой базы данных к элективному курсу 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А 36

Вложенные файлы: 1 файл

А.М Черницина.docx

— 847.46 Кб (Скачать файл)

Основными преимуществами компьютерных систем контроля качества знаний является их оперативность и технологичность обработки данных тестирования[19].

Тест (от слова англ. Test — «испытание», «проверка») — метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.[20]

В электронном пособии предлагается тестовые задания, созданные при помощи редактора тестов Айрен. Тестовые задания представлены по каждой теме 9 тем элективного курса. Каждый тест составляет по 10 вопросов. Вопросы разных типов:

    1. Вопрос с вводом ответа;
    2. Вопрос на соответствие;
    3. Вопрос на упорядочение;
    4. Вопрос на классификацию.

Учащиеся проходят тестирование в модуле для тестируемых. Имеется возможность ограничивать время прохождения теста.

После того как учащиеся выполнили тест на экране появляется окно с общим числом тестовых заданий, количество правильных заданий, результат теста и соответствующая оценка.

Оценка ответов проверяемых - одна из важных операций компьютерного контроля знаний. Недостаточно продуманный подход к оценке ответов может в значительной степени свести на нет предшествующие усилия по подготовке, организации и проведению контроля.

При оценке знаний, прежде всего, важен выбор правильного критерия оценки. Критерии оценивания приведены в таблице 2.1. Он наряду с другими факторами влияет на объективность этой оценки.

Критерии оценки ответа могут быть различными. На практике чаще всего применяют три критерия:

1) соотношение между количеством правильных ответов на вопросы;

2) с общим числом вопросов теста;

3) время, затраченное для ответа на вопросы.[21]

 

Оценка

Процент правильных ответов

«ОТЛИЧНО»

90%

«ХОРОШО»

70%

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

50%

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

менее 50%.


Таблица 2.1 Критерии оценивания учащихся.

 

Компьютерное тестирование знаний это эффективный способ проверки, который находит в образовании все большее применение. Одним из его достоинств компьютерного тестирования является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля, и получение результатов практически сразу по завершении контролирующего теста. От традиционных оценок и контроля знаний - тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателей, а на объективные критерии.

Результаты автоматизированного тестирования лучше поддаются анализу, чем субъективно выставляемые оценки.

Применение программ тестирования и компьютерных тестов при проверке знаний является экономически выгодным и обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, объективности оценки уровня знаний и является рациональным дополнением к другим методам проверки знаний. Немаловажную роль, при использовании компьютерного тестирования, играет выбор программ для тестирования знаний, составление и создания тестов.[22]

 

 

 

 

Заключение

 

 

В курсовой работе на тему «Электрические явления в газах и плазме» были, проанализировали учебно-методические комплекты разных авторов. В ходе анализа проанализирована психолого-педагогическая литература с целью: выяснения психологических и социальных особенностей контингента учащихся старших классов и выявления организационно-педагогических аспектов дифференцированного обучения; проведен анализ методического обеспечения элективных курсов и курсов по выбору в профильном обучении.

Были изучены этапы работы в профессиональных средах Айрен, в которой были созданы тестовые задания, программа TurboSite, с помощью которой создавалось электронное пособие.

Был разработан элективный курс «Электрические явления в газах и плазме», который рассчитан на 17 часов для учащихся 10 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы в программе

В данной работе предложен элективный курс «Электрические явления в газах и плазме» в виде электронного пособия, которое позволит увеличить интерес учебного процесса при использовании его на уроках физики.

В ходе работы были достигнуты поставленные цели и задачи, то есть разработка элективного курса по теме «Электрические явления в газах и плазме» для учащихся 10 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы.

В предложенном элективном курсе учтены выявленные в процессе исследования требования к разработке элективных курсов. Данный элективный курс оформлен в соответствии с выявленными требованиями к оформлению элективных курсов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи исследования решены, цель исследования – разработка элективного курса по теме «Электрические явления в газах и плазме», достигнута.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 – О Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
  2. Концепция развития профильного обучения Республике Казахстан – Астана, 2010г. – 13 с.
  3. Клёнова Н. Как подготовить школу к профильному обучению // Народное образование. – 2003. – №7, 265 с.
  4. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 16 апреля. http://www.eidos.ru (Актуальна на 10.10.2013)
  5. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. – 53 с.
  6. Синько Т.П. Элективные курсы. http://edu.of.ru (Актуальна на 15.11.2012г.).
  7. Ю. Д Рыбкина Т. И. Элективные курсы для профильного обучения (Актуальна на 14.10.2012г.)
  8. Использование информационных технологий в образовательном процессе: методические рекомендации, под ред. Ройтблат О.В. − Тюмень, 2007г., 201 с.
  9. Сиволапова А.К., Крестина И.И. Электронный учебник как современная информационная технология и средство обучения, 2003.-56с
  10. Кузин А.В., Демин В.М. Компьютерные сети: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 192с. – (Профессиональное образование).
  11. Иванов В.Л. Структура электронного учебника. Информатика и образование-2001г. – № 6, 304 с.
  12. Учебная программа «Физика» для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы. – Астана, 2010 г. – 11 с.
  13. Теоретические основы процесса обучения в школе, под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1989-248 с.
  14. Сайт программы TurboSite http://brullworfel.ru (Актуальна на 19.10.2012г.)
  15. Официальный сайт программы Айрен http://irenproject.ru (Актуалена на 15.02.1013)
  16. Башмаков А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003г. – 616 с.
  17. Сайт о создании презентаций http://24ikt.ru (Актуальна на 11.11.2012)
  18. Мутанов Г.М., Шевчук Е.В. Экспертная система оценки знаний методом тестирования. – Петропавловск, 2009г. – 159 с.
  19. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-центр, 2001-296 с
    1. Википедия http://ru.wikipedia.org (Актуальна на 1.10.1013)
  1. Аванесов В.С. Формы тестовых заданий: Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. – М.: Центр тестирования, 2005. – 156 с.
  2. Прокофьева Н.О. Методы контроля знаний при компьютерном обучении // Сборник научных трудов 9-й международной конференции УАДО Образование и виртуальность–2005. – Харьков-Ялта.– 2005.– Харьков: ХНУРЭ.– 2005.– С. 272–277

 

Приложение А

 

 

Пояснительная записка.

 

Элективный курс «Электрические явления в газах и плазме» создается с целью ознакомления учащихся с электрическими явлениями, происходящими в различных средах, формирования умений применять законы для решения качественных и расчетных задач, уметь применять эти законы для объяснения различных явлений, происходящих в жизни; формировать на этой основе интерес учащихся к изучению физики. Более подробное рассмотрение электрических явлений помогает насытить школьный курс физики яркими историческими фактами, объяснять обычные явления, происходящие в жизни.

Продолжительность курса – одно полугодие, 1 час в неделю. Изучение элективного курса рассчитано на 17 часов, из них на изучение теоретических вопросов 7,3 ч. (43%), практических занятий (решение задач, выполнение проектов) –9,7 ч. (57%)

Цели и задачи элективного курса:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; овладения умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперимент, выдвигать гипотезу;
  • расширение знаний по базовому предмету, формирование умений вести анализ экспериментальных данных по теме, опираясь на классическую электронную теорию.
  • воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии, развитие способности давать морально - этическую оценку фактам и событиям.

Формы обучения:

  • Лекции;
  • Экскурсии;
  • Работа в группа;.
  • Зачетная система.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

Теоретические: рассказ, беседа, семинар, дискуссия.

Практические: решение задач, тестовых заданий, творческие проекты.

Оборудование, необходимое для занятий. Печатные издания, необходимые для работы: справочники, учебники. Оборудование, необходимое для проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента: стандартное оборудование кабинета физики, имеющееся в наличии.

Ожидаемые результаты элективного курса:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • по окончании курса учащиеся должны знать и объяснять на основе классической электронной теории прохождение электрического тока в различных средах;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
  • приобретение опыта поиска информации по заданной теме.

 

Тематическое планирование курса(17 часов)

№п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

Механические параметры человека (10 ч)

Электрический ток в металлах

11

 

Элементарная классическая теория электропроводимости металлов.

2

1

1

22

Полупроводниковый диод

1

0,5

0,5

33

Вывод основных законов электрического тока.

2

1

1

44

Проводники, диэлектрики, полупроводники

1

0,5

0,5

55

Закон Видемана – Франца.

1

0,5

0,5

66

Электролиз. Закон электролиза.

1

0,5

0,5

67

Транзисторы

1

0,5

0,5

78

Работа выхода электрона из металла.

2

1

1

89

Эмиссионные явления и их применение.

2

1

1

910

Ионизация газов. Несамостоятельный газовый разряд.

1

1

-

111

Самостоятельный газовый разряд его типы.

1

1

-

112

Плазма и ее свойства.

1

0,5

0,5

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Всего:

17

9,5

7,5


 

 

Литература для учителя:

    1. Т.И. Трофимов, Курс физики, Москва: издательство «Высшая школа», 2003г.
    2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н Сотский, Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Москва: Просвещение, 2003 г.
    3. Физический практикум для классов с углублённым изучением физики. Под редакцией Дика Ю.И., Кабардина О.Ф. – М.: Просвещение 2002 г.
    4. О.Ф. Кабардин, А.А. Пинский, Учебник для 10 класса с углубленным изучением физики, Москва: Просвещение, 2004 г.
    5. Н.И. Гольфарб, Сборник вопросов и задач по физике, М: высшая школа 1982г, 351 с.

 

 


Информация о работе Создание элективного курса «электрические явления в газах и плазме"