Создание элективного курса «электрические явления в газах и плазме"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение роли и места элективных курсов в предпрофильном обучении и разработка элективного курса «Электрические явления в газах и плазме».
Задачи:
• анализ учебной и научной литературы по теме «Электрические явления в газах и плазме»;
• создание тестовой базы, презентаций;
• создание электронного пособия;
• подбор задач.

Содержание

Содержание

Введение 4
1 Обзор литературы по теории элективных курсов 6
1.1 Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении 6
1.2 Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения 7
1.3 Подходы и требования к созданию элективных курсов 10
2 Разработка методического материала для элективного курса «Электрические явления в газах и плазме» для десятого класса 13
2.1 Подбор теоретического материала по теме исследования 17
2.2 Обзор используемых программ для создания пособия 18
2.3 Разработка презентаций 27
2.4 Создание тестовой базы данных к элективному курсу 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А 36

Вложенные файлы: 1 файл

А.М Черницина.docx

— 847.46 Кб (Скачать файл)

2) методологический подход предполагает широкое использование научных методов познания, в частности проектной технологии обучения, организации лабораторно-практических занятий, занятий практикумов и т.п.

3) прагматичный подход предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень учащихся и широко использующихся в дальнейшей жизни.

4) универсальный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук.

5) деятельностно-ценностный подход предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного профиля;

6) компетентностный подход. Создание элективного курса, основанного на таком подходе, включает следующую последовательность действий: определение значимых для учащихся данного возраста проблем;

  1. выделение необходимых умений для их разрешения;
  2. определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач;
  3. отбор необходимого содержания;
  4. разработка методов обучения;
  5. разработка системы оценивания.

Требования к оформлению программы элективного курса

Описание учебной программы должно включать следующие элементы:

  1. титульный лист;
  2. пояснительная записка;
  3. учебно-тематический план;
  4. содержание изучаемого курса;
  5. информационное обеспечение учебной программы.

Пояснительная записка раскрывает: образовательную область и предмет изучения, функции данного учебного курса; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса; продолжительность реализации учебной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); общие черты методической системы достижения указанных целей, описание средств их достижения (формы и режим занятий); ожидаемые результаты; формы подведения итогов реализации учебной программы (выставки, учебно-исследовательские конференции).

Учебно-тематический план образовательной программы включает:

  1. перечень разделов, тем;
  2. количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
  3. формы занятий, планируемые по каждой теме (урок, игра, беседа, дискуссия, экскурсия, конкурс);
  4. формы подведения итогов.

Содержание изучаемого курса раскрывается через: краткое описание тем и разделов; краткую характеристику форм занятий по каждой теме; описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).

Информационное обеспечение образовательной программы включает: список литературы; перечень интернет - ресурсов; перечень видео - и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет).[6]

При разработке содержания и учебно-методической системы элективного курса необходимо четко обозначить место курса в соотнесении с общеобразовательными и базовыми профильными предметами. Важно показать, какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса, какие общеучебные, профильные и специальные (химические) умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.

Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся. В целях указывается, для чего изучается курс, какие образовательные потребности от удовлетворяет. В соответствии с целями ставятся задачи изучения курса: что необходимо для достижения целей, над чем конкретно предстоит работать и учителю и учащимся при изучении курса.

Отбор содержания элективного курса должен осуществляться на основе как морфологического, так и функционального анализа. В ходе морфологического анализа выясняется взаимосвязь предметного содержания элективного курса и содержания базовых и профильных курсов с культуроведческой, компетентностной, научной и профессиональной точек зрения.

Функциональный анализ определяет функции учебного содержания: описание изучаемых объектов, процессов и явлений, их качественное объяснение; осмысление, как на теоретическом, так и на уровне практического преобразования действительности.

Таким образом, при отборе содержания решаются следующие вопросы: какие факты, понятия, представления, идеи, принципы и ценности должны предлагаться для раскрытия и усвоения учебного предмета; какие умения и навыки, методы и виды деятельности, а также опыт их освоения будут сформированы; для каких химических профессий (прикладных областей химии) полезны формируемые умения и навыки; какие разделы и из каких школьных курсов должны быть освоены (как учащимися, так и учителем) предварительно, перед началом изучения элективного курса; в виде каких материалов реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия, электронные и мультимедийные пособия, Интернет – ресурсы и т. п.).

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Ведущее место в профильном обучении следует отвести методам проблемного, практического и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Это дискуссии, эксперименты, учебные проекты, работа в творческих мастерских. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации.

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Ведущее место в профильном обучении следует отвести методам проблемного, практического и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Это дискуссии, эксперименты, учебные проекты, работа в творческих мастерских. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации.

При определении форм организации учебных занятий следует исходить прежде всего из специфических целей курса. Поскольку, в принципе, не исключается изучение элективного курса даже одним учащимся, необходимо предусмотреть варианты изучения, как в коллективных, так и в индивидуально – групповых формах. Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, т. е. в какой – то степени моделировать эти процессы.

Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов и тем курса с распределением учебного времени. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, работа над учебными проектами и др.[7]

2 Разработка методического материала элективного курса «Электрические явления в газах и плазме» для десятого класса

 

 

В настоящее время, в условиях активного проникновения инфокоммуникационных технологий в систему образования и накопления образовательных ресурсов в сети Интернет, актуальной становится задача переосмысления теории организации учебного процесса и процесса управления образованием, процесса передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому, и создания новых методов и технологий обучения.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить школьный курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся.

Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для учителя.

Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, сотни интерактивных заданий и т.д.) процесс обучения становится более эффективным и интересным.[8]

По определению Л.Х. Зайнутдиновой: «Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии интерактивной обратной связи».

Можно дать такое определение ЭУ:

Мультимедийный (электронный) учебник- это представление учебного материала в электронном виде, с использование следующих объектов:

  1. форматированный гипертекст;
  2. графические изображения;
  3. анимация;
  4. аудио- и видеозаписи.

ЭУ – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

ЭУ были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Электронный учебник на лазерном диске и выложенный в сети Интернет, теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.

ЭУ содержит структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы, и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия.

Рассмотрим преимущества электронного учебника:

1) Возможность быстрого поиска по тексту.

2) Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. Принцип модульного построения.

3) Организация учебной информации в виде гипертекста. Гипертекст - возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала.

4) Наглядность. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

5) Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать как в интерактивном режиме, так и процессе работы на уроках. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями. Система компьютерного контроля позволяет реализовать более эффективную технологию контроля знаний по всему пройденному материалу, не заботясь об экономии времени на проверку.

6) Электронный учебник является мобильным. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

7) Доступность. При спросе на электронный учебник легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети.

8) Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или попросту невозможны.[9]

Электронный учебник предоставляет преподавателю новые возможности в организации учебного процесса. Использование его не ограничивает творческую деятельность преподавателя. Он может самостоятельно выбирать план проведения урока, подбирать дополнительные материалы для процесса обучения, составлять контрольные тесты, разрабатывать задание для осуществления как индивидуального, так и дифференцированного подхода к ученикам в процессе использования. А так же позволят преподавателю самообразовываться путем переработки и переосмысления читаемых им курсов через составление дидактических единиц, педсценариев и контрольно-измерительных материалов для создания электронных учебников. Нелинейная организация учебного материла, многослойность и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования информации о выборе учащимися траектории обучения определяет специфику электронного учебника.[10]

Приоритетными формами обучения с использованием электронного учебника являются интерактивные виды взаимодействия студента с компьютером. В результате работы на компьютере у студентов развивается самостоятельность мышления, формируется умение делать обобщение, использовать знание с элементами творчества в новых условиях, самостоятельно находить ответы на вопрос. А так же позволяет студентам использовать нетрадиционные источники информации, что развивает не только мышление, кругозор, но и повышает аналитические способности, увеличивает роль самостоятельной работы студентов.

Информация о работе Создание элективного курса «электрические явления в газах и плазме"