Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:56, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать специфику процессов запоминания детей младшего школьного возраста на основе анализа и исследования литературы. А также сравнить результаты эксперимента.
Для достижения поставленной нами цели определяются следующие задачи:
рассмотреть основные понятия, связанные с объектом и предметом исследования
2) сформировать выборки испытуемых, в соответствии с выделенными критериями;
3) создать условия и подготовить требуемый материал для исследования;
Введение 3
Глава 1. Психологические особенности процессов запоминания в младшем
дошкольном возрасте 4
Психологические особенности памяти 4
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста 8
Психологические особенности процессов запоминания в младшем
дошкольном возрасте 11
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания
в младшем дошкольном возрасте 15
Объект, предмет, цели, задачи, гипотеза исследования 15
Процедура и методическое обеспечение экспериментального исследования 16
Результаты и анализ экспериментального исследования 18
Заключение 20
Библиографический список 22
Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением необходимого материала в памяти, его воспроизведением. Экспериментальная работа показала, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя память будет формироваться значительно медленнее.
По результатам анализа можно сделать вывод о том, что «понимание рисунков» повышает степень их правильного воспроизведения. Вербальная интерпретация способствует лучшему запоминанию и воспроизведению рисунков.
На основании проделанной работы нами были сформулированы рекомендации для учителей и педагогов:
1. Необходимо как можно чаще обыгрывать, иллюстрировать и оформлять информацию. Важно учить ребенка «включать» свое воображение, ассоциации, придумывать истории, связанные как раз с тем, что необходимо запомнить.
2. Перерывы, которые
делаются во время интенсивной
интеллектуальной работы, нужно
заполнять максимально
3. На уроках, где требуется запоминание точных данных, желательно разрабатывать точный алгоритм действий и его графическое изображение.
5. При подаче материала, необходимо предварительное проговаривание и рассуждения. Это делает работу осмысленной, способствует лучшему запоминанию и усвоению материала.
4. Форма подачи
информации должна быть
Библиографический список
1. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Младший школьник: развитие познавательных способностей Пособие для учителя Под редакцией И. В. Дубровиной, 157 с.
2. Исурина, О.В. Педагогическая психология / О.В. Исурина, – Минск: Лань, 2008. – 320с.
3. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
4. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2004. – 583 с.
5. Уронова, Т. Ю. Активизация мыслительной деятельности школьников / Т. Ю. Уронова // Начальная школа. - 2005. - N 12. - С. 57-60
6. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
7. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.:Общие основы психологии / Р.С. Немов – М., 2007.
8. Психология. В 3-х кн. Кн. 2.:Психология образования / Р.С. Немов – М., 2007.
9. Элъконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психол. тр. - М., 1989.
10. Детская психология. Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995
11. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 е.: ил.
12. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961
13. . Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка //Избр. психол. тр.: В 2 т. - М, 1987. -Т. 1
14. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 304 с
15. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 448 с
16. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 288 с
17. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 176 с.
18. Bower, G. H. & Karlin, M. B. (1974). Depth of processing pictures effaces and recognition memory. Journal of Experimental Psychology, 103, 751-757
Приложение
Приложение № 1
Рисунки к методике «Понимание и запоминание рисунков»
Приложение № 2
Таблица 1. Сводная таблица результатов исследования
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Испытуемый |
Результат (в баллах) |
Испытуемый |
Результат (в баллах) |
А1 |
4 |
В1 |
3 |
А2 |
8 |
В2 |
5 |
А3 |
7 |
В3 |
2 |
А4 |
6 |
В4 |
3 |
А5 |
2 |
В5 |
0 |
Общий балл |
27 |
Общий балл |
13 |
Приложение № 3
Методика «Понимание и запоминание рисунков».
Рисунки испытуемых
экспериментальной и контрольной выборок
Рисунки испытуемой А2 (экспериментальная выборка)
Продолжение приложения № 3
Рисунки испытуемой В1 (контрольная выборка)