Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:56, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать специфику процессов запоминания детей младшего школьного возраста на основе анализа и исследования литературы. А также сравнить результаты эксперимента.
Для достижения поставленной нами цели определяются следующие задачи:
рассмотреть основные понятия, связанные с объектом и предметом исследования
2) сформировать выборки испытуемых, в соответствии с выделенными критериями;
3) создать условия и подготовить требуемый материал для исследования;
Введение 3
Глава 1. Психологические особенности процессов запоминания в младшем
дошкольном возрасте 4
Психологические особенности памяти 4
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста 8
Психологические особенности процессов запоминания в младшем
дошкольном возрасте 11
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания
в младшем дошкольном возрасте 15
Объект, предмет, цели, задачи, гипотеза исследования 15
Процедура и методическое обеспечение экспериментального исследования 16
Результаты и анализ экспериментального исследования 18
Заключение 20
Библиографический список 22
С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку в плане систематизации и обобщения. В результате они воспроизводят учебный материал более свободно и связно.
Улучшение отсроченного воспроизведения (реминисценция) С. Л. Рубинштейн связывает с осмыслением материала. Оно у младших школьников осуществляется не сразу, а постепенно. Младшие дети, по мнению С Л. Рубинштейна, более обобщенно воспроизводят материал лишь спустя некоторое время. С физиологической точки зрения это объясняется снятием отрицательной индукции, возникающей в процессе запоминания [17].
Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используют. На протяжении всего младшего школьного возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу: запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами, и т. д. Однако эксперименты показывают, что если такая задача перед ними поставлена, то учащиеся справляются с ней. При отсутствии конкретной задачи дети часто прибегают к дословному запоминанию, особенно в тех случаях, когда материал очень небольшой по объему, но насыщен содержанием, или ученик не владеет в достаточной степени речью, чтобы свободно передать материал своими словами.
Все процессы памяти имеют ярко выраженные возрастные особенности, знание которых помогает учителю правильно организовать обучение. Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как соотнесении, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации. Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что с первого дня обучения в школе ребёнок должен многое заучить. Однако он ещё не знает «техники» заучивания, не знает приёмов, облегчающих запоминание, не умеет проверять степень запоминания. Как правило, не зная всего этого, ученик идёт по пути «наименьшего сопротивления», заключающегося в дословном механическом заучивании, исключающем осмысливание логических связей в содержании, в частях материала. Поэтому важной задачей учителя является обучение школьников запоминанию, ознакомление их с приёмами, схемами осмысленного заучивания. Это значительно повышает эффективность запоминания и последующего его воспроизведения. Дети с плохой памятью нередко просто не умеют запоминать и не учитывают условия, необходимые для успешного запоминания.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания в младшем дошкольном возрасте
Гипотеза исследования: Инструкция (пояснения) к заданию будет положительно влиять на процесс запоминания детьми младшего школьного возраста.
Цель: провести эксперимент исследования процессов запоминания детей младшего школьного возраста. А также сравнить результаты эксперимента.
Для достижения поставленной нами цели определяются следующие задачи:
2) Формирование выборки испытуемых, в соответствии с выделенными критериями.
3) Создание условий и подготовка требуемого материала для исследования.
4) Обработка и анализ полученных данных.
5) Формирование основных выводов.
Предмет исследования: психологические особенности запоминания детьми младшего дошкольного возраста.
Эмпирический объект: 10 человек (дети младшего школьного возраста 7-8 лет), из которых случайным образом было сформировано две группы: экспериментальной группе(4 девочки и 1 мальчик) предоставлялась инструкция(пояснения) к заданию и контрольной группе (3девочки и 2 мальчика) данной инструкции не предоставлялось.
Методическое обеспечение: методика «Понимание и запоминание рисунков», (Гордон X. Бауэр, Мартин Б. Карлин и Опвин Дюк (Стэнфордский университет)) [18]. Методика предоставляет возможность изучить особенности запоминания рисунков в сопровождении вербальной интерпретации и без нее. С учетом нашего исследования она было модифицирована. Содержит в себе 10 простых линейных рисунков на листах размером (21см на 17 см).
Порядок работы с методикой состоит в следующем:
1. Демонстрация рисунков с интерпретацией экспериментатора (в экспериментальной группе) и без нее ( в контрольной группе) в течении трех минут.
2. После предъявления всех рисунков испытуемым отводится 10 минут на то, чтобы они могли в произвольном порядке воспроизвести все рисунки, которые им удалось запомнить. Воспроизведение увиденных рисунков испытуемыми производится на листе размером 21см на 17 см. Можно использовать неограниченное количество листов.
3. Обработка результатов:
Выводы об уровне развития процессов запоминания 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
Зависимая переменная: процесс запоминания.
Независимая переменная: инструкция (пояснения) к заданию.
Идеальная модель эксперимента:
RX1O1
RX2O2
R – рандомизация;
Х1,2 – экспериментальное влияние (интерпретация);
O1,2 – измерение.
Нами был проведем естественный (полевой) эксперимент в рамках учебной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Испытуемые не информировались о проведении эксперимента и, естественно, они не подозревали о своей роли в нем.
Проведение эксперимента: исследование проводилось в . с участием 10 детей младшего дошкольного возраста (7-8 лет) в привычном для себя помещении – в своем классе. Из них случайным образом было сформировано две группы: экспериментальная группа (4 девочки и 1 мальчик) и контрольная группа (3девочки и 2 мальчика).
В экспериментальной группе испытуемым демонстрировалось 10 простых линейных рисунков на листах размером (21см на 17 см) с интерпретацией экспериментатора. На рассматривание предоставлялось 3 минуты.
В контрольной группе испытуемым также демонстрировалось 10 простых линейных рисунков на листах размером (21см на 17 см), но уже без интерпретации экспериментатора. На рассматривание также предоставлялось 3 минуты.
После демонстрации испытуемым было предложено в произвольном порядке воспроизвести все рисунки, которые им удалось запомнить. Для этого использовались листы того же формата,. Можно было использовать неограниченное количество листов На воспроизведение отводилось 10 минут.
План реального эксперимента:
X1O1
X2O2
Х1,2 – экспериментальное влияние (интерпретация);
O1,2 – измерение.
Факторы влияющие на внутреннюю валидность:
1. Фактор фона мог повлиять на полученные результаты исследования, так как фоновое состояние испытуемых не учитывалось.
2. Фактор естественного развития не мог повлиять на полученные результаты исследования, так как оно проводилось один раз.
3. Фактор тестирования не мог повлиять на полученные результаты исследования, так как была проведена одна методика и тлько один раз.
4. Фактор погрешности измерения мог повлиять на полученные результаты, так как методика была модифицирована.
5. Фактор статистической регрессии не мог повлиять на полученные результаты, так как для участия в эксперименте были отобраны испытуемые не на основе крайних показателей и оценок
6. Фактор неслучайного отбора не мог повлиять на результаты исследования, так как испытуемые относятся к одной возрастной группе.
7. Фактор отсеивания в ходе эксперимента не мог повлиять на результаты, так как из групп никто не выбывал.
Факторы влияющие на внешнюю валидность:
1. Реактивный эффект тестирования не мог повлиять на результаты исследования, так как предварительного исследования не проводилось.
2. Фактор условий эксперимента не мог повлиять на результаты исследования , поскольку экспериментальное воздействие на всех испытуемых проводилось в одинаковых условиях.
3. Фактор интерференции влияний не мог повлиять на результаты исследования ,так как испытуемые подвергались экспериментальному воздействию однократно.
В результате проведенного экспериментального исследования по методике «Понимание и запоминание рисунков», (Гордон X. Бауэр, Мартин Б. Карлин и Опвин Дюк (Стэнфордский университет)) в группах детей младшего дошкольного возраста были получены следующие данные: в экспериментальной группе испытуемыми было воспроизведено 27 рисунков, что соответствует 27 баллам из 50 возможных, в контрольной группе испытуемыми было воспроизведено 13 рисунков, что соответствует 13 баллам из 50 возможных. Наглядно результаты экспериментальной работы представлены на рис. 1.
Рис.1 Результаты исследования по методике «Понимание и запоминание рисунков»
Самый высокий балл в экспериментальной группе соответствует 8, т.е. даже при наличии интерпретации никто из детей не смог воспроизвести все 10 рисунков. Также хотелось бы заметить, что в экспериментальной группе 1 испытуемый показал сравнительно низкий результат в 2 балла, что подтверждает изученный нами материал в теоретической части работы о том, что запоминание в младшем дошкольном возрасте носит пластичный и избирательный характер. Так же это может говорить о индивидуальных различиях памяти. Одни, обладая высокой готовностью памяти, могут быстро припомнить и дать нужный ответ. Другие медленно усваивают и не отличаются скоростью и легкостью воспроизведения.
Наиболее интересным результатом можно считать то, что из 10 предъявленных рисунков в экспериментальной группе были правильно воспроизведены в среднем 54%, тогда как в контрольной группе только 26 % были воспроизведены правильно. Наглядно эти данные можно рассмотреть на рис. 2.
Рис 2. Результаты исследования по методике «Понимание и запоминание рисунков» в процентном соотношении
Таким образом, у нас есть яркое подтверждение того, что «понимание рисунков» повышает степень их правильного воспроизведения. Вербальная интерпретация способствует лучшему запоминанию и воспроизведению рисунков. Испытуемые, которых ознакомили с интерпретацией рисунка в процессе его рассматривания, смогли более точно воспроизвести предлагаемые рисунки; испытуемые, которые не слышали интерпретации рисунков в процессе ознакомления с ними, менее точно изобразили рисунки.
Результат исследования показывает, что гипотеза исследования полностью подтвердилась, то есть можно сказать о том, что интерпретация (пояснения) к заданию будет положительно влиять на процесс запоминания детьми младшего школьного возраста и без целенаправленной деятельности со стороны учителя память будет формироваться значительно медленнее.
Заключение
В данной курсовой работе поставленные задачи были выполнены, было произведено изучение основных понятий, связанных с объектом и предметом исследования, выбрана и обоснована методика исследования особенностей запоминания детьми младшего дошкольного возраста, сформирована выборка испытуемых, в соответствии с выделенными критериями, были созданы условия и подготовлен требуемый материал для исследования, была проведена обработка и анализ полученных данных, сформированы основные выводы.
К сожалению, младшие школьники довольно невнимательны как в период выполнения заданий так и на основных учебных занятиях. На сегодняшний день проблема трудностей с запоминанием у младших школьников стоит довольно остро. Некоторые – даже при желании выполнить задание успешно – не могут удержать в памяти нужный объем информации.
С первого дня обучения в школе ребёнок должен многое заучить. Однако он ещё не знает «техники» заучивания, не знает приёмов, облегчающих запоминание, не умеет проверять степень запоминания. Как правило, не зная всего этого, ученик идёт по пути «наименьшего сопротивления», заключающегося в дословном механическом заучивании, исключающем осмысливание логических связей в содержании, в частях материала. Поэтому важной задачей учителя является обучение школьников запоминанию, ознакомление их с приёмами, схемами осмысленного заучивания. Это значительно повышает эффективность запоминания и последующего его воспроизведения. Дети с плохой памятью нередко просто не умеют запоминать и не учитывают условия, необходимые для успешного запоминания.