Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 16:12, реферат
Жизненный цикл человека после рождения делится на отдельные возрастные периоды, то есть отрезки времени, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими. Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы.
Введение
Адаптация к физическим упражнении. Срочная и долговременная адаптация.
Механизмы адаптации.
Изменения на клеточном уровне, гормональные изменения.
Понятие резистентности
Особенности адаптации к физическим нагрузкам детей младшего возраста.
Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.
Адаптация к физическим нагрузкам людей среднего и пожилого возраста
АНО СПО Колледж Экономики,
Страхового дела и Информационных технологий
КЭСИ
Реферат
По дисциплине «Физическая
культура»
на тему «Адаптация к физическим упражнениям
на разных возрастных этапах»
Выполнил студент:
2 курса группы ЗЭ
Булгучева Алёна Тимуровна
Проверил преподаватель:
Москва, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Жизненный цикл человека после рождения делится на отдельные возрастные периоды, то есть отрезки времени, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими. Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы.
С учётом количественных и качественных
изменений в организме различают следующие
возрастные периоды:
До 10 дней - новорожденный, до 1 года - грудной,
до 3-х лет — раннее детство, до 7 лет —
первое детство, до 12 лет у мальчиков и
до 11 лет у девочек - подростковый, до 20-21
года - юношеский, до 35 лет - первый зрелый,
до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин - второй
зрелый, до 75 лет - пожилой, до 90 лет - старческий,
после 90 лет - все люди долгожители.
В связи с тем, что важным этапом в жизни
каждого человека является обучение в
школе, выделяют следующие периоды:
дошкольный - до 7 лет, младший школьный-
до 10 лет, средний до 14 лет, старший школьный
- до 17 лет. Особо отличают период полового
созревания (переходный или пубертатный).
Различают 2 фазы этого периода. В этот
период происходит существенная гормональная
перестройка в организме, развитие вторичных
половых признаков, заметное ухудшение
условно-рефлекторной деятельности, двигательных
навыков, возрастает утомление при нагрузках,
затрудняется речь, отмечается неуравновешенность
эмоции и поведения.
В ходе развития наблюдаются определённые периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит в первый год жизни и в период полового созревания. Речь формируется до 3-х лет, речевая регуляция движений с 4-х лет, в 6 лет начинается смена зубов, основные позы осваиваются до 1 года, а основной фонд движений закладывается до 3-х лет, после 14 лет нарастает вес тела и вес сердца, до 12 лет формируется иммунитет. В головном мозге происходит формирование полей коры больших полушарий: первичных - в первые годы жизни, вторичных (зон опознания и осмысления информации) до 5-7 лет, третичные поля (зоны прогнозирования и формирования программ поведения) функционально развиваются до 1 8-20 лет.
В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, формируются нормы физических и умственных нагрузок. Закономерности развития учитываются в законодательстве - возможность вступить в брак, получить работу, нести ответственность за поступки.
Знание основных закономерностей
возрастной периодизации необходимы всем
педагогам, в том числе школьным учителям
физкультуры.
Систематические занятия физическими
упражнениями обычно начинаются в школьном
возрасте. Занятия физкультурой оказывают
существенное влияние на развитие организма
ребёнка, особенно на опорно-двигательную,
дыхательную и сердечнососудистую системы.
Важно правильно организовать занятия,
правильно выбрать интенсивность нагрузок,
с учётом возрастных особенностей. Такие
занятия улучшают функциональное развитие,
повышают работоспособность, сохраняют
и укрепляют здоровье. Вот почему заслуживает
внимание изучение вопроса возрастных
особенностей организма детей.
Адаптация к физическим упражнениям. Срочная и долговременная адаптация.
Срочная и долговременная адаптация. Резкое изменение условий внешней среды, несущее угрозу организму, запускает его сложную адаптивную реакцию. Основной регуляторной системой последней является гипоталамо - гипофизарноадреналовая система, деятельность которой, в конечном итоге, и перестраивает активность вегетативных систем организма таким образом, что сдвиг гомеостаза устраняется или заблаговременно прекращается. В этой адаптивной перестройке активно участвует и нервная система, особенно ее гипоталамический отдел. В центральной нервной системе происходят изменения клеточного обмена, в частности, повышается метаболизм важнейших биологических макромолекул — РНК и белков. После ликвидации нарушений гомеостаза метаболизм макромолекул в нервных структурах, участвующих в процессе адаптации, все еще остается измененным. В этом и заключается механизм адаптации: если угроза повреждения гомеостаза повторится, она будет протекать уже на фоне измененного, адаптированного к стрессорному воздействию метаболизма клеточных структур.
Поскольку повторное воздействие стресс-фактора приводит к адаптации, а именно на этом основаны тренировки, то сдвиги в метаболизме РНК и белков биологически целесообразны и способствуют более эффективному развитию физиологических адаптации. В процессе формирования адаптации к природным факторам среды ведущую роль играют реакции коры надпочечников, возбуждаемые секрецией адренокортикотропного гормона гипофиза. Любое интенсивное воздействие на организм приводит к появлению в организме изменений, лучше всего определяемых по состоянию надпочечников — их весу и химическому составу или по выделению в кровь и содержанию в тканях гормонов кортикостероидов и катехоламинов. Это касается, в основном, формирования индивидуальных адаптаций, реакций организма на факторы внешней среды.
Необычные факторы окружающей среды (в данном случае – физическая нагрузка) оказывающие неблагоприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здоровье и работоспособность человека, называются экстремальными факторами. По длительности воздействия на организм эти факторы могут быть кратковременными, воздействие которых организм компенсирует за счет имеющихся резервов, и длительные, которые требуют адаптационной перестройки деятельности функциональных систем человека, иногда даже неблагоприятной для здоровья.
При кратковременных воздействиях экстремальных факторов на организм человека запускаются все имеющиеся резервные возможности, направленные на самосохранение, и только после освобождения организма от экстремального воздействия происходит восстановление гомеостаза.
При длительных неадекватных воздействиях экстремальных факторов на организм человека функциональные перестройки определяются
Своевременным включением процессов восстановления гомеостаза их силой и продолжительностью.
Большинство адаптационных реакций человеческого организма осуществляются в два этапа: начальный этап срочной, но не всегда совершенной, адаптации, и последующий этап совершенной, долговременной адаптации.
Срочный этап адаптации возникает непосредственно после начала действия раздражителя на организм и может быть реализован лишь на основе ранее сформировавшихся физиологических механизмов. Примерами проявления срочной адаптации являются: пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение теплоотдачи в ответ на тепло, рост легочной вентиляции и минутного объема кровообращения в ответ на недостаток кислорода. На этом этапе адаптации функционирование органов и систем протекает на пределе физиологических возможностей организма, при почти полной мобилизации всех резервов, но не обеспечивая наиболее оптимальный адаптивный эффект. Так, бег нетренированного человека происходит при близких к максимуму величинах минутного объема сердца и легочной вентиляции, при максимальной мобилизации резерва глюкогена в печени. Биохимические процессы организма, их скорость, как бы лимитируют эту двигательную реакцию, она не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной.
Долговременная адаптация к длительно воздействующему стрессору возникает постепенно, в результате длительного, постоянного или многократно повторяющегося действия на организм факторов среды. Основными условиями долговременной адаптации являются последовательность и непрерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в результате постоянного количественного накопления изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Такова адаптация к недостижимой ранее интенсивной физической работе (тренировка), развитие устойчивости к значительной высотной гипоксии, которая ранее была несовместима с жизнью, развитие устойчивости к холоду, теплу, большим дозам ядов. Таков же механизм и качественно более сложной адаптации к окружающей действительности.
При действии на организм слабых, пороговых раздражений (реакция тренировки) в центральной нервной системе развивается возбуждение, быстро сменяющееся охранительным торможением, что обеспечивает снижение ее возбудимости, реактивности по отношению к слабому раздражителю. При действии раздражителей средней силы происходит развитие "реакции активации" — активации защитных систем организма, которая, однако, не носит характера патологической гиперфункции. Уровень энергетического обмена при этой реакции менее экономичен, чем при реакции тренировки, но, в отличие от стресса, не приводит к истощению. Таким образом, адаптация организма к слабым и средним по силе воздействиям происходит без элементов повреждения и истощающих организм энергетических трат. При этом отмечается в первом случае (реакция тренировки) — постепенное, а во втором (реакция активации) — быстрое повышение резистентности организма.
Механизм адаптаций.
Существует три механизма адаптаций:
1.пассивный путь адаптации - по типу толерантности, выносливости;
2.адаптивный путь действует на клеточно-тканевом уровне;
3.резистентный путь –
сохраняет относительное
Специфические адаптивные механизмы, свойственные человеку, дают ему возможность переносить определенный размах отклонений факторов от оптимальных значений без нарушения нормальных функций организма. Зоны количественного выражения физической нагрузки, отклоняющегося от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности, определяются как зоны нормы. Их две: отклонение в сторону недостатка дозирования физической нагрузки и в сторону избытка. Дальнейший сдвиг может снизить эффективность адаптивных механизмов и даже нарушить жизнедеятельность организма. При крайнем недостатке нагрузки или ее избытке выделяют зоны пессимума. Адаптация к любому фактору связана с затратами энергии. В зоне оптимума активные механизмы не нужны, и энергия расходуется на фундаментальные жизненные процессы, организм находится в равновесии со средой. При увеличении нагрузки и выходе ее за пределы оптимума включается адекватные механизмы.
Механизмы обеспечивающие адаптивный характер общего уровня стабилизации отдельных функциональных систем (т. е. увеличивается потребление организмом кислорода, повышается интенсивность обменных процессов. Это происходит на органном уровне: увеличивается скорость кровотока, повышается артериальное давление, увеличивается дыхательный объем легких, учащается дыхание, дыхание становится более глубоким) и организма в целом. Общие адаптационные реакции организма являются неспецифическими, то есть организм аналогично реагирует в ответ на действия различных по качеству и силе раздражителей (физические упражнения).
Изменения на клеточном уровне, гормональные изменения.
Адаптационные реакции организма и его резистентность в связи с мышечной деятельностью. Организм сохраняет необходимое для жизни относительное динамическое постоянство внутренней среды, хотя на действие многочисленных изменяющихся внешних и внутренних факторов отвечает реакцией. Именно реакция — основной путь приспособления, адаптации живого. Каждому из действующих факторов присущи качество и количество. Качество раздражителя отличает данный раздражитель от множества других, определяет специфику его действия. Количество раздражителя, мера его биологической активности — то общее, что свойственно любому раздражителю и определяет неспецифическую сторону его действия на организм.
Мышечная нагрузка не является исключением. При мышечной нагрузке, как и при действии любого раздражителя, в организме происходит ряд специфических изменений и развивается неспецифическая реакция, связанная с количественной мерой нагрузки. Разумеется, понятия «количество», «мера», «сила», «доза» по отношению к организму весьма относительны. Степень биологической активности действующего фактора определяется не только абсолютной величиной этого фактора, но и чувствительностью к нему организма.
По отношению к мышечной нагрузке это имеет особое значение, так как с помощью тренировок можно управлять чувствительностью и устойчивостью организма к ней. Хорошо подготовленный спортсмен может перенести такую мышечную нагрузку, которая для нетренированного окажется непосильной. Несмотря на это, каждый будет по-разному реагировать на нагрузку в зависимости от изменения ее величины, т. е. сохранится количественно-качественный принцип: зависимость ответной реакции организма от величины нагрузки.
Неспецифический характер адаптационной реакции целого организма впервые показал Г. Селье; любые по качеству, но сильные раздражители вызывали в организме развитие одинакового симптомокомплекса. Специфическое, особое влияние раздражителя сохранялось, но при действии любого сильного раздражителя через 6 ч отмечалось уменьшение вилочковой железы, увеличение надпочечников, наличие язв и кровоизлияний в слизистой оболочке пищевого канала. В крови наблюдались лейкоцитоз, лимфопения, анэозинофилия. Селье назвал общую неспецифическую адаптационную реакцию на сильный раздражитель — стрессом (реакция напряжения), а ее первую стадию — реакцией тревоги. В реакции тревоги имеются элементы повреждения, угнетения с однобокой резкой стимуляцией оси АКТГ — глюкокортикоидные гормоны. В ответ на сильное воздействие необходимо быстро мобилизовать энергетические ресурсы организма. Это и происходит при стрессе, но крайне неэкономичным и разрушительным для организма путем. После реакции тревоги наступает вторая стадия стресса — стадия резистентности. В этой стадии неспецифическая резистентность организма повышается. Если же стрессор был чрезмерно сильным или его действие длительно, то развивается стадия истощения стресса. Стадия истощения может привести к смерти.
Информация о работе Адаптация к физическим упражнениям на разных возрастных этапах