Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 14:24, реферат
Краткое описание
Современная возрастная физиология, биохимия и морфология накопили значительный экспериментальный материал по отдельным вопросам развития выносливости в онтогенезе в связи с возрастно-половыми особенностями организма. Также известно, что этот возраст является благоприятным и для развития быстроты движений. Однако в теории физического воспитания вопросы совершенствования выносливости в спортивных целях у детей, подростков, юношей и девушек изучены еще недостаточно, несистемно [10].
Содержание
Введение 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТЬ 1.1 Выносливость, её виды 2 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 2.1 Средства развития общей выносливости 2.2 Методы развития общей выносливости 2.3 Средства и методы развития специальной выносливости 3 .ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ВЫНОСЛИВОСТИ 3.1 Виды тестов для определения выносливости 3.2 Относительные показатели выносливости Список литературы
Следует отметить, что интервальный
метод на начальном этапе развития общей
выносливости желательно не применять,
так как он предъявляет серьезные требования
к сердечнососудистой и дыхательной системам.
Метод круговой тренировки. Предусматривает
последовательное выполнение специально
подобранных упражнений, воздействующих
на различные мышечные группы и функциональные
системы по типу непрерывной или интервальной
работы. В определенных местах зала или пришкольной
площадки (стадиона) по кругу располагаются
несколько «станций» (чаще всего от 6 до
12). На каждой станции занимающийся выполняет
одно из упражнений и проходит круг от
одного до трех раз
Для круговой тренировки подбираются
такие упражнения, которые можно повторять
значительное число раз (не менее 20-30).
ЧСС при выполнении упражнений колеблется
от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время отдыха)
снижается до 110 уд/мин. Общая продолжительность
времени выполнения упражнений круговым
методом составляет 25-35 мин.
Игровой метод. Суть его заключается
в том, что двигательная деятельность
занимающихся организуется на основе
содержания, условий и правил игры. Он
предусматривает выполнение разнообразных
двигательных действий в условиях проведения
спортивных и подвижных игр, требующих
проявления выносливости.
Этот метод позволяет обеспечить
повышенную заинтересованность занимающихся
в двигательной деятельности и меньшую
психическую утомляемость по сравнению
с упражнениями монотонного характера
(например, продолжительный бег в равномерном
темпе).
Нагрузку в игре можно повышать
за счет: [18].
1) уменьшения количества игроков
при сохранении размеров игрового поля
(площадки);
2) усложнения приемов игры и
правил, при которых игроки не покидают
поле, а остаются на площадке.
3) Продолжительность нагрузки
при игровом методе должна составлять
не менее 5-10 мин (без отдыха).
Соревновательный метод. Это
способ выполнения упражнений на выносливость
в форме различных соревнований и соревновательных
заданий, предусматривающих элементы
соперничества. Он стимулирует максимальную
мобилизацию физических и связанных с
ними психических сил и способностей занимающихся.
Обязательным условием соревновательного
метода является подготовленность занимающихся
к выполнению тех упражнений, в которых
они должны соревноваться.
Выбор методов в значительной
степени определяется уровнем подготовленности
занимающихся. Важным требованием к применяемым
методам развития выносливости является
нахождение оптимального сочетания продолжительности
и интенсивности нагрузки. На уроках физической
культуры основным методом развития выносливости
является равномерный метод как достаточно
простой, доступный и позволяющий точно
дозировать индивидуальную нагрузку.
2.3 Средства и
методы развития специальной
выносливости.
Специальная выносливость в
таких видах, как ходьба, бег на средние,
длинные дистанции, марафонский бег, суточный
бег и более продолжительные пробеги является
ведущим качеством, которое обеспечивает
поддержание необходимой скорости передвижения
на протяжении всей дистанции [7].
Большинство видов специальной
выносливости в значительной мере обусловлено
уровнем развития анаэробных возможностей
организма, для чего используют любые
упражнения, включающие функционирование
большой группы мышц и позволяющие выполнять
работу с предельной и околопредельной
интенсивностью.
Эффективным средством развития
специальной выносливости (скоростной,
силовой, координационной и т.д.) являются
специально подготовительные упражнения,
максимально приближенные к соревновательным
по форме, структуре и особенностям воздействия
на функциональные системы организма,
специфические соревновательные упражнения
и общеподготовительные средства[8].
Поскольку биологические механизмы
проявления разновидностей выносливости
в зависимости от длительности и интенсивности
выполнения упражнения принципиально
или существенно различны, то и выбор средств
и методов должен быть соответствующим.
Так, в скоростно-силовых видах выносливость
заключается в способности нервных клеток
и мышц активно работать в условиях недостатка
кислорода в основном за счет накопленных
внутренних энергоресурсов - анаэробная
выносливость.
По мере увеличения продолжительности
непрерывного выполнения упражнений выносливость
все более зависит от согласованной работы
двигательного аппарата, внутренних органов
и от "производительности" сердечнососудистой
и дыхательной систем организма спортсмена
в условиях постоянной и необходимей доставки
кислорода тканям и экономном его использовании
- расходовании -аэробная выносливость
[10].
Между названными видами выносливости,
средствами и методами их развития существует
промежуточные смешанные в разных соотношениях
упражнения аэробно-анаэробной направленности.
На примере непрерывного бега
наиболее наглядно иллюстрируется эта
зависимость между скоростью и продолжительностью
движений: увеличение времени приводит
к снижению скорости бега и наоборот, повышение
скорости, особенно выше критической (при
которой потребление кислорода достигает
максимума), быстро приводит к сокращению
продолжительности бега.
Для скоростно-силовых видов
можно выделить три направления в развитии
специальной выносливости: в упражнениях
с отягощениями (при 80% и более), в спринтерских
упражнениях, а также в прыжках и метаниях,
занимающих промежуточное положение между
ними.
Специальная выносливость силового
характера развивается повторениями специальных
упражнений с проявлением достаточно
высоких силовых напряжений в пределах
75-80% (показателей максимальной силы) и
во многом зависит от уровня силы атлета.
Кратковременные мощные мышечные сокращения
при затрудненном кровообращении и с задержкой
дыхания, натуживанием формируют приспособительные
реакции организма, мышцы которого остро
и постоянно испытывают недостаток в кислороде
и энергетических веществах. Происходит
также экономизация расхода ресурсов
в период кратких выполнений упражнений
с отягощениями [15].
Специальная выносливость в
спринтерских дисциплинах во всем диапазоне
дистанций с энергетической точки зрения
обусловлена как мощностью, так и емкостью
анаэробных процессов. Так как в течение
первых 10 с работы максимальной интенсивности
имеет место гликолиз, а к концу этого
времени содержание молочной кислоты
(лактата) в мышечной ткани возрастает
в 5 раз. Что является главной причиной
наступающей тяжести в мышцах и потерей
способности к расслаблению. Высокий уровень
специальной выносливости в этих видах
связан с постоянным совершенствованием
способностей к расслаблению в короткие
фазы двигательного действия[15].
Основным средством развития
специальной выносливости по каждому
направлению служит многократное, до утомления,
выполнение повторений тренировочных
вариантов соревновательного и специальных
упражнений в одном занятии. Пульсовые
режимы при выполнении специальных упражнений:
беговых, прыжковых, силовых, а также быстрого
бега с целью развития специальной выносливости
должны достигать высоких показателей
- 180 уд/мин (30 ударов за 10 с) и максимальных
значений.
Наиболее распространен прерывный
метод повторения специальных упражнений
сериями с интервалами отдыха между повторениями
и сериями до снижения пульса до 120-132 уд/
мин (20-22 удара за 10 с).
Число повторений тренировочных
вариантов соревновательного упражнения,
например, прыжки в длину с коротких и
средних разбегов, силовых упражнений
локального воздействия (до отказа), метаний
и бросков в зоне 90% от максимальных должно
превышать в 3-4 раза. С больших и полных
разбегов и силовых упражнений общего
воздействия с большими отягощениями,
метаний и бросков на результат - в 1,5-2
раза их числа в соревнованиях. В каждом
подходе следует укладываться в 5-10 с лимит
времени, отдыхая между подходами до 180
с [15].
Длина прыжков и вес отягощений
определяют число повторений как в многократных
прыжках, так и в упражнениях с отягощениями.
Чем выше эти показатели (длина и вес) при
общем определенном числе повторений
в одном занятии, тем больше специальная
выносливость соответствует соревновательному
упражнению.
Можно применять любое сочетание
отрезков: 4x150 м; 3x200; 2x200 и 2x50 м; 100 м + 150 +
200 + 150 + 100 м. Интервалы отдыха (180-240 с) определяются
по восстановлению пульса. Лучший для
повторного пробегания пульс- 120 уд/мин.
Частота пульса свыше 120 уд/мин (20 за 10 с)
после отдыха 240-300 с свидетельствует о
слишком большой нагрузке или о плохом
самочувствии спортсмена.
Чередование беговых, прыжковых
и специальных скоростно-силовых упражнений,
направленных на развитие различных групп
мышц, в одной серии и повторение серий
является основным приемом достижения
специальной выносливости. Индивидуальное
комплектование таких серий характерно
для подготовленных спортсменов.
Интенсивность беговой подготовки
достаточно объективно можно оценивать
и учитывать по средней скорости бега
с ходу на различных отрезках. Скорости
бега в м/с соответствуют те же показатели
оценки, только в баллах. При беге со старта
снимается 1 с.
Менее точно интенсивность оценивается
по зонам в % времени от максимального
результата: 100-96% - зона максимальной интенсивности,
95-90%- средней, 90-80% - малой и менее 80%- низкой.
При нарушениях рисунка бега
в конце дистанции лучше сокращать длину
отрезков, а при появлении напряжения
или отклонениях в технике - снижать скорость.
Для развития чувства ритма,
уверенности и запаса свободы движений
в быстром беге очень полезен бег через
низкие, средние и высокие барьеры с различной
их расстановкой и числом беговых шагов
между ними (3-7 б.ш.) обычной или сокращенной
длины[9].
Развитие скорости и поддержание
активности бега должны проходить без
напряжения, которое обычно приводит к
закрепощению, сокращению длины или темпа
шагов и снижению скорости бега. Важно
научиться самому постоянно контролировать
свободу и степень напряжения в движениях,
оставляя небольшой запас до проявления
максимальных усилий в беге. Старайтесь
целеустремленно настраиваться на бег,
но всегда помните, что максимум усилий
в движениях всегда мешает достижению
максимального темпа, скорости бега и
тем более спортивного результата в соревнованиях.
Чем выше скорость бега, тем внимательнее
контролируйте свободу своих движений.
Это трудно выполнить, но при
большом желании этому искусству (бежать
очень быстро и свободно) можно научиться.
Оно очень поможет вам побеждать в равной
борьбе.
Как основное средство развития
выносливости, проводится бег в форме
кросса, по тропинкам, пересеченной и холмистой
местности, в парке, в лесу, на берегу реки,
обочине дороги, песчаному пляжу или неглубокому
снегу, а также в форме длительного и темпового
бега на местности или на стадионе. Бег
на местности составляет до 80-90% от общего
годового объема.
Для развития специальной выносливости
необходимо выполнять упражнения с соответствующей
зоне интенсивности скоростью, а общая
длина отрезков дистанции или ускорений
в темповом беге в одном занятии должна
быть больше длины дистанции, на которой
специализируется спортсмен. Для средневиков
она превышает в 2-3 раза.
Важным в развитии специальной
выносливости является повышение абсолютной
скорости бега на эталонном коротком отрезке
для создания запаса скорости, что дает
возможность пробегать дистанцию с меньшей
затратой сил и большей средней скоростью.
Высокая абсолютная скорость позволяет
любому спортсмену свободно маневрировать
на дистанции или в игровой деятельности,
расширяет его тактические возможности
при ведении спортивной борьбы [6].
Для бегунов на 400-800 м эталонным
отрезком может служить 100 м, для бегунов
на 1500-3000 м - 150-200 м, для стайеров на 5000-10
000 м - 400 м, а для марафонцев - 1000 м. Запас
скорости, например, для бегуна на 400 м
определяется (при лучших результатах
на отрезке 100 м - 10,8 с и на 400 метров -47,6
с) так: 47,6:4-10,8=1,1 с.
Развитие выносливости во многом
определяется методами тренировки, из
них можно выделить три основных:
A) непрерывного длительного
бега как равномерного, так и переменного;
Б) прерывного (интервального);
B) соревновательного.
К основным средствам первого
метода относятся: разминочный, восстановительный
и медленный кроссовый бег, длинный кроссовый
и длительный кросс в переменном темпе.
Эти средства развивают главным образом
аэробные возможности спортсменов. Однако
в темповом кроссовом беге, кроссе и групповом
беге на местности (фартлек) в переменном
темпе частично могут совершенствоваться
и анаэробные возможности бегунов в связи
со смешанным аэробно-анаэробным энергообеспечением.
Основные средства второго метода
- прерывного: повторный бег, повторно-переменный
сериями и интервальный. При этом совершенствуются
как аэробные, так и анаэробные возможности
спортсменов. Прерывный метод включает
следующие пять компонентов, изменение
которых образует большое число вариантов
данного метода:
A. Длина отрезков.
Б. Скорость пробегания отрезков.
B. Длительность интервалов отдыха.
Г. Форма отдыха (пассивный-сидя,
стоя, активный-ходьба, бег трусцой и т.п.).