Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:28, курсовая работа
Задачи:
1) Теоретически обосновать особенности дифференцированного и индивидуального подходов в обучении техники передвижения на лыжах на уроках лыжной подготовки;
2) Теоретически обосновать особенности дифференцированного и индивидуального подходов в развитии физических качеств;
3) Дифференциация игровых упражнений при обучении классических способов передвижения на лыжах;
4) Дифференциация игровых упражнений при развитии скоростных качеств.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Влияние дифференцируемого и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах ………….…………………...5
1. 1. Анатомо – физиологические особенности деятельности детей 7 – 11 лет ……………………………………………………………………………………..5
1.2. Дифференцированный подход к обучению способов передвижения на лыжах в начальной школе………………………………………………………..8
1.3. Дифференцированный подход к обучению спусков, поворотов в движении…………………………………………………………………………11
1.4. Применение дифференцированного подхода на уроках лыжной подготовки в начальной школе…………………………………………………13
1.5. Применение дифференцированного и индивидуального подходов при развитии физических качеств у учащихся на уроках лыжной подготовки………………………………………………………………………..16
1.6. Дифференциация игровых упражнений при обучении скользящего шага…………………...…………………………………………………………..19
1.7. Дифференциация игровых упражнений при совершенствовании горнолыжной техники…………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...26
Известны три группы поворотов на месте: повороты переступанием - вокруг пяток или носков лыж; повороты махом направо кругом, налево кругом, то же через лыжу вперед или назад; повороты прыжком - с опорой и без опоры на палки.
Повороты в движении служат для изменения направления при спусках или на ровном участке после спуска со склона и классифицируются по способу выполнения. Известны следующие повороты в движении: повороты переступанием - с внутренней лыжни, с наружной лыжни; повороты рулением - упором, «плугом», «ножницами», выпадом; повороты махом - из упора, из «плуга», на параллельных лыжах. Однако не все из перечисленных поворотов применяются одинаково часто. Выбор поворотов зависит от крутизны и рельефа склона, состояния и плотности снега и задач, которые стоят перед лыжником при спуске с поворотами.
Повороты в движении классифицируются и по отношению к направлению спуска к склону: поворот к склону из спуска прямо; поворот к склону из спуска наискось; поворот от склона из спуска наискось; полный поворот из спуска наискось в спуск наискось в другом направлении (вначале поворот от склона, затем к склону). Могут быть выполнены и сопряженные повороты - серия поворотов один за другим вправо и влево, когда конец предыдущего поворота является началом следующего в другую сторону. Дуги сопряженных поворотов плавно переходят одна в другую.
1.4. Применение
дифференцированного подхода
В настоящее время далеко не все возможности исчерпаны на путях дальнейшего совершенствования методики обучения способам передвижения на лыжах учащихся. Одним из таких путей является расширение дифференцированного и индивидуального подхода к обучению учащихся, в первую очередь в начальной школе.
Далеко не все учителя физической
культуры достаточно ясно представляют
особенности
Дифференцированный подход - это учет общих особенностей групп учащихся, выражающийся в подборе средств, методов и методических приемов.
К сожалению, на уроках по лыжной подготовке не всегда реализуются дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению ходам, спускам, а также к развитию физических качеств. Многие учителя не используют имеющиеся в литературе рекомендации по разделению учащихся на группы (групповой метод). А если кто и распределяет учащихся на группы, то делает это чисто формально, без учета уровней физического развития и координационных способностей, а также степени владения лыжами, которые во многом определяются следующим обстоятельством - катался ли школьник на лыжах в дошкольном возрасте или нет. Таким образом, первой задачей учителя при организации дифференцированного обучения является распределение учащихся по группам, в каждой из которых должны быть подобраны ученики, примерно равные по подготовленности. Так, в I классе основным критерием, определяющим распределение учеников на группы на уроках лыжной подготовки, является уровень владения (управления) лыжами.
Во II классе к комплектованию групп необходим другой подход. Ученики уже год (в I классе) изучали передвижение на лыжах (скользящий шаг), и при разделении на группы необходимо это учитывать. Учитель может комплектовать группы по принципу однотипных ошибок в технике передвижения, при этом учитывается, естественно, грубые или значительные ошибки. Например, в одну группу объединяются учащиеся, передвигающиеся на прямых ногах (в высокой посадке), в другую - имеющие незаконченный толчок ногой, в третью - передвигающиеся в двухопорном положении (отсутствие одноопорного скольжения). Возможны и такие ошибки: «подпрыгивающий» ход, короткий скользящий шаг и другие.
Может случиться, что класс придется разделить и на четыре группы, все зависит от уровня подготовленности школьников. Возможен и другой подход в комплектовании групп - путем проведения контрольных упражнений. На первых уроках учащееся выполняют задание - пройти дистанцию 30 м за наименьшее количество шагов (без учета времени). В данном случае длина скользящего шага является интегральным показателем, отражающим уровень владения техникой. Второе упражнение - прохождение того же отрезка 30 м с максимальной скоростью на время (длина шага при этом не учитывается). Указанные контрольные испытания целесообразно проводить на хорошо подготовленной (старшеклассниками) ровной лыжне в нормальных (хороших) условиях скольжения. С учетом длины шага и скорости бега учащиеся разбиваются на группы. Для примера можно привести следующие показатели, полученные нами при обследовании учащихся сельских школ.
В среднем учащиеся II класса (мальчики) преодолевают 30 м за 24 шага. Однако в индивидуальных показателях наблюдался значительный разброс от 16 до 40 шагов. Правда, такие крайние показатели единичны. Наибольшее количество показателей укладывается в диапазоне от 21 до 28 шагов. Исходя из этого, учеников по подготовленности можно разделить с достаточной объективностью на три группы: первая учащиеся, проходящие отрезок за 21 шаг и меньше (хорошо подготовленные), вторая - проходящие отрезок за 22-27 шагов (средний уровень подготовленности), третья - включает учеников, проходящих отрезок за 28 и более шагов.
Следует отметить, что и во втором упражнении (на скорость) распределение учеников примерно одинаково, что отражает общий Уровень подготовленности. Однако полной взаимосвязи между передвижением на лыжах «на скорость» и «на длину» шага не наблюдается, так как это отражает, очевидно, другие качества. Результаты в этом контрольном упражнении можно будет использовать в дальнейшем при комплектовании групп (команд) в играх-эстафетах, направленных на развитие физических качеств.
В малокомплектных школах дифференцированный подход играет исключительно важную роль в связи с особенностями проведения уроков с различным составом учащихся порой даже трех - четырех возрастных групп (с I по IV классы при малой их наполняемости). Этот фактор и диктует распределение учеников на группы - в каждой учащиеся одного класса (одного возраста). В таких типах школ это объединение дает возможность, не увеличивая учебную нагрузку учителя физической культуры, проводить уроки по лыжной подготовке ежедневно со всеми учениками. Кроме того, в малокомплектных школах, как правило, нет помещений (залов) для нормального проведения уроков по гимнастике и играм, поэтому все снежное время года можно вести занятия на лыжах. При наличии лыжного инвентаря это создает идеальные условия (урок каждый день!) для овладения техникой способов передвижения на лыжах, повышения уровне физического развития и закаливания учащихся.
1.5. Применение дифференцированного и индивидуального подходов при развитии физических качеств у учащихся на уроках лыжной подготовки
В настоящее время далеко не все возможности исчерпаны на путях дальнейшего совершенствования методики обучения способам передвижения на лыжах учащихся. Одним из таких путей является расширение дифференцированного и индивидуального подхода к обучению учащихся.
Далеко не все учителя
физической культуры достаточно ясно
представляют особенности
Дифференцированный подход - это учет общих особенностей групп учащихся, выражающийся в подборе средств, методов и методических приемов.
Индивидуализация подразумевает учет своеобразия, уровня подготовленности, особенностей каждого отдельного учащегося и т.п.
К сожалению, на уроках по лыжной подготовке не всегда реализуются дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению ходам, спускам, а также к развитию физических качеств. Многие учителя не используют имеющиеся в литературе рекомендации по разделению учащихся на группы (групповой метод). А если кто и распределяет учащихся на группы, то делает
это чисто формально,
без учета уровней физического
развития и координационных
Дифференцированный подход предполагает планирование заданий по группам с учетом подготовленности учащихся или наличия типичных ошибок в каждой группе. Это позволит ускорить обучение более подготовленных (что поднимет их интерес к уроку), а с другой стороны, облегчит обучение менее подготовленных учеников, так как учитель может им уделить больше внимания, целенаправленно подобрать подводящие упражнения для исправления типичных ошибок. Так, при изучение техники скользящего шага менее подготовленные будут изучать его простейший вариант - с размахиванием руками, а другие уже будут передвигаться, заложив их за спину.
Для первоначального обучения младших школьников спускам необходимо иметь склоны различной крутизны и длины (например, 10, 15, 20 и 30 м). Как правило, более длинные склоны и не требуются - на коротких склонах можно резко повысить плотность занятий, так как увеличивается количество попыток. Но главное требование к склонам - они должны быть прямые и ровные, открытые и без посторонних предметов (пней, камней, кустов и т.д.). Крутизна склона определяет скорость спуска. Для начинающих она должна соответствовать скорости медленно или быстро идущего человека (это простое практическое правило еще не все учителя взяли «на вооружение»). Конечно, не у всех школ рядом есть необходимый «набор» склонов, но в этом случае менее подготовленным ученикам можно выполнять спуски с части (с половины или с одной трети по высоте) склона. При этом важно регулировать порядок спуска, обеспечить высокую дисциплину с тем, чтобы избежать столкновений и травм. Можно разместить на склонах знаки, указывающие направления (коридоры) спусков и подъемов.
Принципы индивидуализации на уроках лыжной подготовки реализуются чаще всего в отношении слабо подготовленных учеников. Учитель «вызывает» их с внутреннего круга на «свою» лыжню, исправляя ошибки, подсказывая, давая задание выполнить подводящее упражнения. В то же время другие учащиеся продолжают выполнять задания по группам на своих учебных кругах. Учитель должен, используя свой опыт, исправлять у учащихся одни и те же ошибки различными способами с учетом индивидуальных особенностей.
Особенно широко используется индивидуализация в малокомплектных школах в силу малой наполняемости классов, а также в связи с тем, что на уроке одновременно занимаются учащиеся по программам смежных классов. Вполне естественно, меньшая наполняемость класса позволяет в большей степени за счет индивидуализации интенсифицировать процесс обучения и улучить качество усвоения материала. Принцип индивидуализации может быть реализован только в том случае, если учитель будет учитывать особенности физического развития и координационные способности каждого школьника и его уровень владения техникой каждого способа передвижения на лыжах. Все это поможет ускорить (даже по сравнению с программой лыжной подготовки, которая рассчитана на «среднего» ученика) процесс обучения, а также избежать возможных травм. Ускорение обучения очень важно, так как высвобождает время для другого, не менее важного раздела работы по лыжной подготовке - развития физических качеств скорости и выносливости в передвижении на лыжах.
1.6. Дифференциация игровых упражнений при обучении скользящего шага
Одним из важнейших средств физического воспитания школьников являются игры. При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные трудности в их организации в связи со спецификой занятий) игры, игровые упражнения и задания получили самое широкое распространение. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психическое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в одном месте (на пришкольном участке, в соседнем со школой парке) и на однообразной местности. Применение игр и игровых заданий не только в значительной мере повышает эмоциональность урока, но и увеличивает интенсивность нагрузки, моторную плотность, интерес школьников и в то же время тормозит развитие утомления.
В процессе игр можно целенаправленно воспитывать такие важные качества, как смелость, ловкость, настойчивость в достижении поставленной цели. Игры с элементами соревнований порой являются незаменимым средством в воспитании морально-волевых качеств у школьников при организации уроков по лыжной подготовке и спортивно-массовых мероприятий в школе. Особенно важно применение игр, игровых упражнений и заданий на уроках лыжной подготовки в начальной школе. Они играют исключительно важную роль при организации уроков в начальной школе в связи с началом обучения с шести лет. Дети младшего школьного возраста ввиду особенностей развития центральной нервной системы быстро теряют интерес к многократным, однотипным повторениям элементов ходов и т.д.
Применение игр очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной секции лыжного спорта игры и игровые задания применяются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры необходимо широко включать в различные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в программу зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.
Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от поставленных задач можно условно разделить на две группы: игры для обучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения могут быть использованы и для развития физических качеств.
При изучении и закреплении навыков в технике лыжных ходов или отдельных элементов и для развития равновесия в младших классах (особенно при первоначальном обучении) можно использовать разнообразные игровые упражнения (задания).
Для совершенствования техники скользящего шага целесообразно применять следующие игровые упражнения с элементами соревнований:
1. С небольшого
разбега проскользить на одной
лыже до полной остановки.
Совершенствованию техники скользящего шага поможет проведение игры «Сороконожка на лыжах». Для игры необходимо иметь несколько веревок по количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна длине разомкнутой колонны команды. Школьники на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной рукой за веревку, по сигналу начинают передвигаться к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно в ногу). Обычно ведет команду юный лыжник, хорошо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуются по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне. Игра может быть проведена и без веревки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягивает одну палку вперед, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в команде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с веревкой: лыжники бегут цепью, не отпуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овладевшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенствования. В младших классах школьники еще не в состоянии согласованно передвигаться в такой колонне.