Влияние дифференцированного и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1) Теоретически обосновать особенности дифференцированного и индивидуального подходов в обучении техники передвижения на лыжах на уроках лыжной подготовки;
2) Теоретически обосновать особенности дифференцированного и индивидуального подходов в развитии физических качеств;
3) Дифференциация игровых упражнений при обучении классических способов передвижения на лыжах;
4) Дифференциация игровых упражнений при развитии скоростных качеств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Влияние дифференцируемого и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах ………….…………………...5
1. 1. Анатомо – физиологические особенности деятельности детей 7 – 11 лет ……………………………………………………………………………………..5
1.2. Дифференцированный подход к обучению способов передвижения на лыжах в начальной школе………………………………………………………..8
1.3. Дифференцированный подход к обучению спусков, поворотов в движении…………………………………………………………………………11
1.4. Применение дифференцированного подхода на уроках лыжной подготовки в начальной школе…………………………………………………13
1.5. Применение дифференцированного и индивидуального подходов при развитии физических качеств у учащихся на уроках лыжной подготовки………………………………………………………………………..16
1.6. Дифференциация игровых упражнений при обучении скользящего шага…………………...…………………………………………………………..19
1.7. Дифференциация игровых упражнений при совершенствовании горнолыжной техники…………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Влияние дифференцированного  и индивидуального подходов к  обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки  в младших  классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Влияние дифференцируемого и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах ………….…………………...5

1. 1. Анатомо – физиологические особенности деятельности детей 7 – 11 лет                        ……………………………………………………………………………………..5

1.2. Дифференцированный подход к обучению способов передвижения на лыжах в начальной школе………………………………………………………..8

1.3. Дифференцированный подход к обучению спусков, поворотов в движении…………………………………………………………………………11

1.4. Применение дифференцированного  подхода на уроках лыжной подготовки  в начальной школе…………………………………………………13

1.5. Применение дифференцированного и индивидуального подходов при развитии физических качеств у учащихся на уроках лыжной подготовки………………………………………………………………………..16

1.6. Дифференциация игровых упражнений при обучении скользящего шага…………………...…………………………………………………………..19

1.7. Дифференциация игровых упражнений при совершенствовании горнолыжной техники…………………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………...26

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность: Проблема дифференцированного обучения, несмотря на многочисленные исследования в этой области, продолжает оставаться актуальной для многих педагогов, в том числе и начальных классов.

           Объект исследования: Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и развитию физических качеств на уроках лыжной подготовки.

            Предмет исследования: Влияние дифференцированного и индивидуального подходов в обучении техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах.

Цель исследования: На основании анализа литературных источников обосновать актуальность применения дифференцированного и индивидуального подходов в обучении способов передвижения на лыжах и развитии физических качеств.

Задачи:

1) Теоретически обосновать особенности дифференцированного и индивидуального подходов в обучении техники передвижения на лыжах на уроках лыжной подготовки;

2) Теоретически обосновать особенности дифференцированного и индивидуального подходов в развитии физических качеств;

3) Дифференциация игровых упражнений при обучении классических способов передвижения на лыжах;

4) Дифференциация игровых  упражнений при развитии скоростных  качеств.

Структура работы: работа состоит из введения, одной части, заключения, списка литературы.

В первой части работы дается теоретический анализ проблемы влияния дифференцированного и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Влияние дифференцируемого и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах

1. 1. Анатомо  – физиологические особенности  деятельности

детей 7 – 11 лет

Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:

1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);

2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);

3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-11 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 10-11 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду  слабости дыхательных мышц, дыхание  у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное. Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.

Жизнедеятельность организма, в том  числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных  процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая  для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на "пластические" процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует  больших затрат энергии. Для таких  затрат энергии необходима и большая  интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

Занятия физическими  упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших  ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

Все сказанное имеет  прямое отношение и к разучиванию  движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов  сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Дифференцированный подход к обучению способов передвижения на лыжах в начальной школе

Физическое воспитание в специальной (коррекционной) школе  для детей с нарушенным интеллектом  разрешает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Интеллектуальный дефект у учеников вспомогательной школы нередко сочетается с отклонениями в здоровье. Использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей. Коррекционно-педагогический процесс следует строить, опираясь на сохранные функции, учитывая потенциальные возможности развития ребенка.

Наблюдения и практический опыт говорят о том, что ученики  вспомогательной школы, имеющие  нейродинамические особенности, нуждаются  в повышении двигательной активности.

Это актуально и для  детей массовой школы. НИИ физической культуры рекомендует проведение уроков физкультуры по 8-12 часов в неделю.

При физическом воспитании учащихся вспомогательной школы, где  важными задачами являются укрепление здоровья и закаливание организма, коррекция и компенсация нарушений  физического развития, вероятно, двигательная нагрузка может быть еще больше, но занятия надо проводить со строгим учетом структуры дефекта каждого ученика, знания его возможностей.

Исследования гигиенистов  свидетельствуют о том, что до 82-85 % дневного времени большинство  учеников находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16-19 % времени суток, из них на организационные формы физического воспитания приходится лишь 1-3 %. Особенно мала двигательная активность зимой (в третью учебную четверть), весной и осенью она возрастает.

Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма  школьника, особенно на сердечно - сосудистой и дыхательной. Это ведет к снижению работоспособности: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений. Из-за недостаточной двигательной активности снижается и сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого, малотренированного сердца и связанного с этим развития в дальнейшем сердечно - сосудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания, с избытком углеводов и жиров в дневном рационе, приводит к избыточному весу, а зачастую и к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность учащихся.

Единственная возможность  нейтрализовать отрицательное воздействие, возникающее у школьников при  продолжительных статических нагрузках, а также исправить нарушения  моторики, - это активная и определенным образом организованная физическая деятельность. При этом двигательный режим учеников вспомогательной школы должен складываться из неукоснительного выполнения рационального распорядка дня, который должен быть буквально пронизан разнообразными физическими упражнениями. Это и выполнение утренней гигиенической гимнастики, и занятия ритмикой, ходьбой на лыжах, подвижными играми на свежем воздухе и т.д.

Основной формой физического  воспитания во вспомогательной школе  являются уроки физкультуры. Программой предусмотрено проведение их два раза в неделю, этого недостаточно для решения педагогических задач. Чтобы повысить двигательную активность и способствовать физическому развитию учащихся вспомогательных школ, необходимо сделать урок физической культуры ежедневным. И это не добрые пожелания, а насущная необходимость. Кроме того, нужна еще и целая программа внеклассных занятий по физическому воспитанию учеников, в которую должна войти система физических упражнений.

Учитывая особенности  наполняемости класса (10-12 человек) и специфику задач урока, можно прибегать к объединению двух параллельных классов. Проведение уроков с двумя классами с применением игровых методов повышает интерес учащихся к занятиям и дает возможность повысить двигательную нагрузку в два раза. В нашей работе мы особое внимание уделяем лыжной подготовке школьников. Это один из разделов программы по физической культуре, в общеобразовательной школе уроки лыжной подготовки проводятся с первого класса.

Рекомендаций о начале занятий лыжной подготовкой во вспомогательной  школе в первом классе не встречается. По программе вспомогательной школы лыжная подготовка проводится как обязательные занятия лишь с третьего класса и как дополнительные - со второго.

М.П.Голощекина в своей  работе "Формирование двигательных навыков ходьбы на лыжах у детей дошкольного возраста" (1966) убедительно показала, что начало обучения детей передвижению на лыжах должно быть положено в раннем возрасте, и обосновала это с позиции биологических и психологических особенностей дошкольников. В работе показано благоприятное влияние ходьбы на лыжах на физическое развитие и состояние здоровья детей.

Возможность обучения младших  школьников способам передвижения на лыжах обосновывается многочисленными  литературными данными, которые  свидетельствуют о целесообразности начала обучения передвижению на лыжах с 4-5- летнего возраста, а в ряде зарубежных стран (Финляндия, Норвегия, Швеция и др.) обучение передвижению на лыжах начинается даже с 2-3 лет (А.В.Мальцев, 1958; С.П.Беляева, 1991). Аномальный ребенок развивается по тем же законам, что и нормальный. Поэтому использование лыжной подготовки в раннем школьном возрасте с целью коррекции его физического развития является особенно актуальным.

1.3. Дифференцированный  подход к обучению спусков,  поворотов в движении

Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, стойки спусков, способы подъемов, повороты на месте и в движении, способы торможений, прыжки на лыжах с трамплина, прикладные упражнения на лыжах, преодоление неровностей при спуске.

При увеличении крутизны подъемов (до 13-15°) лыжники обычно преодолевают их скользящим бегом, а с дальнейшим увеличением крутизны подъема переходят на ступающий шаг. На выбор способа преодоления подъемов оказывают влияние не только их крутизна, но в значительной мере сцепление лыж со снегом.

Повороты на месте в основном применяются на равнине для подготовки к передвижению в новом направлении, но могут быть использованы с той же целью на подъемах и спусках, при остановках.

Информация о работе Влияние дифференцированного и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на урока