Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:28, курсовая работа
Задачи:
1) Теоретически обосновать особенности дифференцированного и индивидуального подходов в обучении техники передвижения на лыжах на уроках лыжной подготовки;
2) Теоретически обосновать особенности дифференцированного и индивидуального подходов в развитии физических качеств;
3) Дифференциация игровых упражнений при обучении классических способов передвижения на лыжах;
4) Дифференциация игровых упражнений при развитии скоростных качеств.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Влияние дифференцируемого и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах ………….…………………...5
1. 1. Анатомо – физиологические особенности деятельности детей 7 – 11 лет ……………………………………………………………………………………..5
1.2. Дифференцированный подход к обучению способов передвижения на лыжах в начальной школе………………………………………………………..8
1.3. Дифференцированный подход к обучению спусков, поворотов в движении…………………………………………………………………………11
1.4. Применение дифференцированного подхода на уроках лыжной подготовки в начальной школе…………………………………………………13
1.5. Применение дифференцированного и индивидуального подходов при развитии физических качеств у учащихся на уроках лыжной подготовки………………………………………………………………………..16
1.6. Дифференциация игровых упражнений при обучении скользящего шага…………………...…………………………………………………………..19
1.7. Дифференциация игровых упражнений при совершенствовании горнолыжной техники…………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...26
Курсовая работа
Влияние дифференцированного и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Влияние дифференцируемого и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах ………….…………………...5
1. 1. Анатомо – физиологические особенности
деятельности детей 7 – 11 лет
………………………………………………………………………………
1.2. Дифференцированный подход к обучению способов передвижения на лыжах в начальной школе………………………………………………………..8
1.3. Дифференцированный подход к обучению
спусков, поворотов в движении…………………………………………………………
1.4. Применение
1.5. Применение дифференцированного и индивидуального
подходов при развитии физических качеств
у учащихся на уроках лыжной подготовки……………………………………………………
1.6. Дифференциация игровых упражнений
при обучении скользящего шага…………………...…………………………………………
1.7. Дифференциация игровых упражнений
при совершенствовании горнолыжной техники………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Актуальность: Проблема дифференцированного обучения, несмотря на многочисленные исследования в этой области, продолжает оставаться актуальной для многих педагогов, в том числе и начальных классов.
Объект исследования: Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и развитию физических качеств на уроках лыжной подготовки.
Предмет исследования: Влияние дифференцированного и индивидуального подходов в обучении техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах.
Цель исследования: На основании анализа литературных источников обосновать актуальность применения дифференцированного и индивидуального подходов в обучении способов передвижения на лыжах и развитии физических качеств.
Задачи:
1) Теоретически обосновать особенности дифференцированного и индивидуального подходов в обучении техники передвижения на лыжах на уроках лыжной подготовки;
2) Теоретически обосновать особенности дифференцированного и индивидуального подходов в развитии физических качеств;
3) Дифференциация игровых упражнений при обучении классических способов передвижения на лыжах;
4) Дифференциация игровых
упражнений при развитии
Структура работы: работа состоит из введения, одной части, заключения, списка литературы.
В первой части работы дается теоретический анализ проблемы влияния дифференцированного и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах.
Глава 1. Влияние дифференцируемого и индивидуального подходов к обучению техники способов передвижения и развития физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах
1. 1. Анатомо – физиологические особенности деятельности
детей 7 – 11 лет
Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.
Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:
1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);
2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);
3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).
Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-11 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 10-11 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.
Однако функция дыхания
Жизнедеятельность организма, в том
числе и мышечная работа, обеспечивается
обменом веществ. В результате окислительных
процессов распадаются
И отдача тепла, и рост, и значительная
мышечная активность ребенка требует
больших затрат энергии. Для таких
затрат энергии необходима и большая
интенсивность окислительных
Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.
Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.
Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.
1.2 Дифференцированный подход к обучению способов передвижения на лыжах в начальной школе
Физическое воспитание в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушенным интеллектом разрешает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Интеллектуальный дефект у учеников вспомогательной школы нередко сочетается с отклонениями в здоровье. Использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей. Коррекционно-педагогический процесс следует строить, опираясь на сохранные функции, учитывая потенциальные возможности развития ребенка.
Наблюдения и практический опыт говорят о том, что ученики вспомогательной школы, имеющие нейродинамические особенности, нуждаются в повышении двигательной активности.
Это актуально и для детей массовой школы. НИИ физической культуры рекомендует проведение уроков физкультуры по 8-12 часов в неделю.
При физическом воспитании
учащихся вспомогательной школы, где
важными задачами являются укрепление
здоровья и закаливание организма,
коррекция и компенсация
Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82-85 % дневного времени большинство учеников находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16-19 % времени суток, из них на организационные формы физического воспитания приходится лишь 1-3 %. Особенно мала двигательная активность зимой (в третью учебную четверть), весной и осенью она возрастает.
Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно - сосудистой и дыхательной. Это ведет к снижению работоспособности: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений. Из-за недостаточной двигательной активности снижается и сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого, малотренированного сердца и связанного с этим развития в дальнейшем сердечно - сосудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания, с избытком углеводов и жиров в дневном рационе, приводит к избыточному весу, а зачастую и к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность учащихся.
Единственная возможность
нейтрализовать отрицательное воздействие,
возникающее у школьников при
продолжительных статических
Основной формой физического воспитания во вспомогательной школе являются уроки физкультуры. Программой предусмотрено проведение их два раза в неделю, этого недостаточно для решения педагогических задач. Чтобы повысить двигательную активность и способствовать физическому развитию учащихся вспомогательных школ, необходимо сделать урок физической культуры ежедневным. И это не добрые пожелания, а насущная необходимость. Кроме того, нужна еще и целая программа внеклассных занятий по физическому воспитанию учеников, в которую должна войти система физических упражнений.
Учитывая особенности наполняемости класса (10-12 человек) и специфику задач урока, можно прибегать к объединению двух параллельных классов. Проведение уроков с двумя классами с применением игровых методов повышает интерес учащихся к занятиям и дает возможность повысить двигательную нагрузку в два раза. В нашей работе мы особое внимание уделяем лыжной подготовке школьников. Это один из разделов программы по физической культуре, в общеобразовательной школе уроки лыжной подготовки проводятся с первого класса.
Рекомендаций о начале занятий лыжной подготовкой во вспомогательной школе в первом классе не встречается. По программе вспомогательной школы лыжная подготовка проводится как обязательные занятия лишь с третьего класса и как дополнительные - со второго.
М.П.Голощекина в своей работе "Формирование двигательных навыков ходьбы на лыжах у детей дошкольного возраста" (1966) убедительно показала, что начало обучения детей передвижению на лыжах должно быть положено в раннем возрасте, и обосновала это с позиции биологических и психологических особенностей дошкольников. В работе показано благоприятное влияние ходьбы на лыжах на физическое развитие и состояние здоровья детей.
Возможность обучения младших
школьников способам передвижения на
лыжах обосновывается многочисленными
литературными данными, которые
свидетельствуют о целесообразн
1.3. Дифференцированный подход к обучению спусков, поворотов в движении
Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, стойки спусков, способы подъемов, повороты на месте и в движении, способы торможений, прыжки на лыжах с трамплина, прикладные упражнения на лыжах, преодоление неровностей при спуске.
При увеличении крутизны подъемов (до 13-15°) лыжники обычно преодолевают их скользящим бегом, а с дальнейшим увеличением крутизны подъема переходят на ступающий шаг. На выбор способа преодоления подъемов оказывают влияние не только их крутизна, но в значительной мере сцепление лыж со снегом.
Повороты на месте в основном применяются на равнине для подготовки к передвижению в новом направлении, но могут быть использованы с той же целью на подъемах и спусках, при остановках.