Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:53, курсовая работа
Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Введение 3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Проблема успешности обучения 5
1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 11
1.2.1. Самооценка младшего школьника 11
1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего
школьника 15
Глава II. Практическая часть
2.1. Программа исследования 22
2.2. Методы исследования методики 22
2.3. Результаты исследования 23
Заключение 36
Литература 38
Таблица 2.
№ п/п |
Фамилия, 3-в класс |
Русский язык (устно) |
Математика |
Природоведение |
ИЗО |
Музыка |
Физкультура |
Труд |
Поведение |
Средний балл |
1. |
Б. А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3,4 |
2. |
Б.Т. |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4,5 |
3. |
Д. С. |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,3 |
4. |
З. Ж. |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5. |
М. И. |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4,3 |
6. |
М. Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3,4 |
7. |
М. Я. |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
8. |
М. В. |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3,8 |
9. |
М. В. |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4,4 |
10. |
О. К. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4,1 |
11. |
П. В. |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
12. |
Р. Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3,5 |
13. |
С. Э. |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4,5 |
14. |
Т. А. |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3,7 |
15. |
К. Ж. |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3,6 |
Таблица 3.
Показатели успешности обучения детей 4-го класса
№ п/п |
Фамилия, 4-б класс |
Чтение |
Русский язык |
Математика |
Природоведение |
Молдавский язык |
Физкультура |
Рисование |
Труд |
Пение |
Поведение |
Средний балл |
1. |
В. И. |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4,2 |
2. |
В. Н. |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,6 |
3. |
Г. Т. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,1 |
4. |
Д. Д. |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4,4 |
5. |
К. Н. |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3,8 |
6. |
К. В. |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3,9 |
7. |
Л. А. |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4,0 |
8. |
Л. А. |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3,7 |
9. |
М. Е. |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,6 |
10. |
М. А. |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4,6 |
11. |
Н. Д. |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4,4 |
12. |
П. О. |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3,9 |
13. |
Р. Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3,7 |
14. |
Ш. Е. |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,3 |
15. |
Ч. И. |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,0 |
Был вычислен средний бал успешности обучения для каждого ученика.
К слабым ученикам отнесли детей, имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.
На среднем уровне находились дети, имеющие средний бал от 3,5 до 4,5.
К сильным ученикам отнеслись дети, имеющие от 4,5 до 5 баллов.
Анализируя полученные результаты, мы получили следующие данные, которые представлены в виде гистограмм.
Распределение оценок в 3-ом классе
Распределение оценок в 4-ом классе
В ходе исследования особенностей самооценки детей младшего школьного возраста были получены результаты, представленные в таблицах 4, 5, 6.
Таблица 4. Самооценка учеников 2-го класса
№ п/п |
Фамилия, 2-в класс |
Оценка учителя |
Выбор оценки учеником |
Самооценка |
1. |
А. С. |
4 |
3 |
Заниженная |
2. |
Б. Н. |
4 |
5 |
Завышенная |
3. |
Д. А. |
5 |
4 |
Заниженная |
4. |
Ж. А. |
3 |
4 |
Завышенная |
5. |
К. А. |
4 |
5 |
Завышенная |
6. |
К. Л. |
4 |
5 |
Завышенная |
7. |
К. Ю. |
4 |
5 |
Завышенная |
8. |
М. И. |
4 |
5 |
Завышенная |
9. |
П. Г. |
4 |
5 |
Завышенная |
10. |
С. С. |
4 |
5 |
Завышенная |
11. |
Х. Д. |
4 |
5 |
Завышенная |
12. |
Ц. Э. |
5 |
4 |
Заниженная |
13. |
Ч. И. |
4 |
5 |
Завышенная |
14. |
Р. Р. |
4 |
4 |
Адекватная |
15. |
Л. Б. |
4 |
4 |
Адекватная |
Таблица 5.
Самооценка учеников 3-го класса
№ п/п |
Фамилия, 3-в класс |
Оценка учителя |
Выбор оценки учеником |
Самооценка |
1. |
Б. А. |
2 |
3 |
Завышенная |
2. |
Б.Т. |
3 |
3 |
Адекватная |
3. |
Д. С. |
3 |
4 |
Завышенная |
4. |
З. Ж. |
3 |
3 |
Адекватная |
5. |
М. И. |
4 |
4 |
Адекватная |
6. |
М. Л. |
3 |
3 |
Адекватная |
7. |
М. Я. |
4 |
3 |
Заниженная |
8. |
М. В. |
3 |
3 |
Адекватная |
9. |
М. В. |
5 |
4 |
Заниженная |
10. |
О. К. |
4 |
3 |
Заниженная |
11. |
П. В. |
5 |
4 |
Заниженная |
12. |
Р. Д. |
3 |
3 |
Адекватная |
13. |
С. Э. |
3 |
3 |
Адекватная |
14. |
Т. А. |
3 |
4 |
Завышенная |
15. |
К. Ж. |
4 |
4 |
Адекватная |
Таблица 6.
Самооценка учеников 4-го класса
№ п/п |
Фамилия, 4-б класс |
Оценка учителя |
Выбор оценки учеником |
Самооценка |
1. |
В. И. |
4 |
4 |
Адекватная |
2. |
В. Н. |
4 |
4 |
Адекватная |
3. |
Г. Т. |
5 |
5 |
Адекватная |
4. |
Д. Д. |
5 |
5 |
Адекватная |
5. |
К. Н. |
4 |
3 |
Заниженная |
6. |
К. В. |
5 |
4 |
Заниженная |
7. |
Л. А. |
4 |
5 |
Завышенная |
8. |
Л. А. |
4 |
4 |
Адекватная |
9. |
М. Е. |
5 |
4 |
Заниженная |
10. |
М. А. |
5 |
4 |
Заниженная |
11. |
Н. Д. |
4 |
4 |
Адекватная |
12. |
П. О. |
4 |
3 |
Заниженная |
13. |
Р. Л. |
3 |
3 |
Адекватная |
14. |
Ш. Е. |
4 |
3 |
Заниженная |
15. |
Ч. И. |
4 |
3 |
Заниженная |
Анализируя особенности самооценки учеников второго класса мы выявили, что, 13% детей имеют адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную самооценку. Из них 66,7% - завышенную самооценку, 20% - заниженную самооценку.
Таким образом, мы видим, что большинство учеников второго класса имеют завышенную самооценку.
Исследуя самооценки у детей третьего класса, выявлено, что 53,3% учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.
Анализируя результаты, полученные при исследовании учеников четвертого класса мы получили, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% - неадекватную самооценку. Из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,7% - заниженную.
Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценка: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было 20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%.
Сравнивая успешность обучения с результатами, полученными в ходе исследования самооценки мы видим, что большинство неуспевающих детей второго класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они еще не обнаруживают расхождение между тем, что он них требуется и тем, что они в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не достаточно осознается, а главное не принимается школьником.
Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами, полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно, она выступает в качестве компенсаторного механизма).
Анализируя результаты исследования детей четвертого класса, мы видим, что уже самооценка влияет на успешность обучения. У детей с заниженной самооценкой отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет на успешность обучения.
Когда мы задавали вопрос детям второго класса: «Каким учеником ты себя считаешь?», они затруднялись дать ответ, не понимая, какого ученика можно назвать слабым, средним и сильным. Многие дети давали неадекватные ответы.
Информация о работе Влияние самооценки младших школьников на успешность обучения