Влияние самооценки младших школьников на успешность обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Проблема успешности обучения 5
1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 11
1.2.1. Самооценка младшего школьника 11
1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего
школьника 15
Глава II. Практическая часть
2.1. Программа исследования 22
2.2. Методы исследования методики 22
2.3. Результаты исследования 23
Заключение 36
Литература 38

Вложенные файлы: 1 файл

влияние темперамента.doc

— 374.50 Кб (Скачать файл)

Когда детям третьего и четвертого классов задавали тот же вопрос, они уже давали адекватный ответ, то есть они уже были способны выделять слабого, среднего и сильного ученика.

Большинство детей второго  класса радовала отметка пять, некоторых  четыре, огорчались дети при получении  в основном двоек, троек и иногда четверок. Большинство же детей третьего и четвертого класса радовались пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки.

На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель  поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 26,7% учеников второго класса ответило «нет», а 73,3% – «да», то есть большинство детей обрадовалось незаслуженной пятерке. В третьем классе на тот же вопрос 53,3% ответило «нет» и 46,7% – «да», а в четвертом 73,3% - «нет» нет 26,7% - «да».

Таким образом мы видим, что самооценка влияет на успешность обучения, отсюда следует, что в нашей экспериментальной работе выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

 

Ответ «ДА»

 

Ответ «НЕТ»

 

 

Заключение 

У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.

Влияние успеваемости младших  школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.

Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно  и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

Анализируя проделанную работу, мы составили рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

1) Оценка должна служить  главной целью – стимулировать  и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.

2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

3) Необходимо использовать  взаимное рецензирование, при этом  отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

4) Предлагать слабо  успевающему ученику, с заниженной  самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.

5) Необходимо включать  ситуации, актуализирующие самооценку  ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

6) Необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

7) Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель.

8) Необходимо использовать  похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

 

 

 

 

Литература

Ананьев Б.Г. «Развитие  детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960.

Блонский П.П. «Школьная  успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961.

Божович Л.И. «Личность  и ее формирование в детском возрасте». М., Просвещение, 1968.

Божович Л.И. «О некоторых  проблемах и методах изучения личности школьника» // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, 1968.

Бударный А.А. «Преодолевать  неуспеваемость» - Народное образование, 1963, №10.

Бударный А.А., Розенталь  У.Д. «Об одной из возможностей преодоления второгодничества» - Советская педагогика, 1966, №7.

«Возрастные возможности  усвоения знаний» / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., 1986.

Волокитина М.Н. «Очерки  психологии младших школьников». М., АПН РСФСР, 1954.  

Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г.

Гальперин П.Я., Запорожец  В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе» - Вопросы психологии, 1963, №5

Гельмонт А.Н. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления». М., 1954.

Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991, №6.

Добрынин С.Я. «Структура и динамика мотивов деятельности» - Вопросы психологии, 1984, №4.

Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.

Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4.

Лейтес Н.С. «Индивидуальные  различия в способностях» // Психологическая наука в СССР, том 2, 1960.

Лейтес Н.С. «Умственные  способности и возраст». М., 1971.

Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975.

Леонтьев А.Н., Лурия  А.Р., Смирнов А.А. «О диагностических методах психологического исследования школьников» - Советская педагогика, 1968, №7.

Липкина А.И. «К вопросу  о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности» // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.

Липкина А.И. «Педагогическая  оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.

Липкина А.И. «Самооценка  школьника». М., 1976.

Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968.

Немов Р.С. «Психология», М., Владос, 1998.

«Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста» / под ред. Д.Б. Эльконина, М., Педагогика, 1988.

Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973.

Самохвалова В.И. «Возрастные  и индивидуальные различия запоминания  разных видов материала» // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., Просвящение, 1997.

Эльконин Д.Б. «Психология  обучения младшего школьника». М., 1974.


 




Информация о работе Влияние самооценки младших школьников на успешность обучения