Влияние физических нагрузок на психологическое состояние спортсмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. В основе переутомления лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНА 6
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА К СОРЕВНОВАНИЯМ 14
3. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА 17
3.1. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 17
3.2. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Луценко.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Основными компонентами достижения результатов в спорте являются: физическая форма, техническая и психологическая подготовка. Темой настоящей курсовой работы является влияние высоких физических нагрузок на психологическое состояние спортсменов.

Начнем с всеобъемлющего понятия ’’психология’’ и дадим определение этому в спорте. Я хочу полностью раскрыть все возможные причины неудач и ошибок, а также предложить рекомендации для того, чтобы можно было их не только исправить, но и решить многие стратегические и тактические вопросы психологической и физической подготовки для каждого спортсмена и для сборных команд.

Из всего сказанного логически вытекает и понятие  о предмете психологии физического  воспитания и спорта. Она, как специальная  отрасль, изучает закономерности проявления и развития психики деятельной личности в специфических условиях и при специфических нагрузках.

Специфические условия  деятельности в физическом воспитании характеризуются: развитием физических и моральных сил; физическими  и психическими напряжениями; предсоревновательным и соревновательным настроем; спортивными достижениями. С этими условиями необходимо соблюдать режим воспитания спортсменов на различных онтогенетических уровнях от юношей до ветеранов. Каковы же методы соблюдения этих специфических условий и непосредственного внедрения их в спортивную жизнь.

Занятия физической культурой  и спортом дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть  своим телом и собой.

Никогда и никому не поздно познать радость занятий физической культурой и различными видами спорта. Но приступать к ним, конечно, лучше раньше, чем появились первые признаки болезней или снижения работоспособности. Однако и многочисленные «болезни века» не помеха для начинающего физкультурника.

Каждый человек сознает  благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Объясняя это явление, социологи называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т.п. Вместе с тем многие люди хотели бы заниматься физкультурой в свободное от работы или учебы время, но не знают, как это сделать.

Задачи работы – рассмотреть  признаки усталости, утомления и  переутомления, определить причины  их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы  организма при усталости, утомлении и переутомлении.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что профилактика и восстановление организма при  усталости, утомлении и переутомлении  являются необходимыми процедурами.

Переутомление - это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.1

Утомление - физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.

Утомление может появляться как при умственной, так и при  физической работе. Умственное утомление  характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

Работоспособность может  быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).

Сроки возникновения  усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает  при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости.

Недостаточный по времени  отдых или же чрезмерная рабочая  нагрузка в течение длительного  времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.

В основе переутомления лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке.

 

 

1. Влияние физических нагрузок на психологическое состояние спортсмена

 

 

Изучение характера  воздействий спорта на человека является важной и актуальной проблемой исследования спортивной деятельности. До сих пор остается открытым вопрос: влияют ли занятия спортом на личностные характеристики индивида или индивид с определенными личностными свойствами изначально имеет предрасположенность к тому или иному виду спорта. Несомненно, занятия спортом оказывают определенное влияние как на деятельность вегетативных органов и систем, так и на психологические особенности личности. В то же время для достижения высоких спортивных результатов существенное значение имеют индивидуальные особенности нервно-психической сферы спортсмена, которая характеризуется спецификой темперамента и приобретенным жизненным опытом в процессе воспитания и обучения, а также рядом других факторов, которые в целом определяют личность спортсмена. Целью настоящего исследования стало изучение психологического статуса лиц с высоким уровнем повседневной двигательной активности.

Методы и организация  исследования. В исследовании приняли участие 62 испытуемых мужского пола в возрасте от 19 до 22 лет. Первую группу (контрольную) составили лица, не занимающиеся спортом (n=31). Вторую группу - спортсмены, тренирующиеся на выносливость (лыжники, n=17), имеющие разряд не ниже кандидата в мастера спорта. В третью группу вошли спортсмены, тренирующиеся со скоростно-силовым уклоном (борцы, n=14), имеющие квалификацию мастера спорта. Все испытуемые прошли медицинское обследование и по состоянию здоровья были отнесены к основной медицинской группе.

Для оценки стрессогенности образа жизни и подверженности стрессу психологические особенности личности изучали при помощи опросников Т. А. Немчина, личностной шкалы проявлений тревоги J. Teylor в адаптации Т. А. Немчина, цветового теста М. Люшера (краткий 8-цветовой и полный варианты)1.

Математическая обработка  результатов исследования проводилась  при помощи вариационного и корреляционного  анализа.

У высококвалифицированных  спортсменов функциональное состояние  органов и систем, а также психологическое  состояние зависят от уровня спортивной формы и тренировочного периода, поэтому на время проведения исследования тренировочные нагрузки были снижены, а за два дня до тестирования тренировки отсутствовали вообще.

Результаты  и их обсуждение. В результате психологического обследования лиц с различным уровнем повседневной двигательной активности выявлено, что у спортсменов в большей степени, нежели у испытуемых контрольной группы, выражено преобладание тонуса парасимпатического отдела автономной нервной системы (показатель вегетативного тонуса по тесту М. Люшера составил -0,365 ± 0,075 и -0,018 ± 0,155 соответственно).

Кроме того, у спортсменов  разных специализаций показатель стрессогенности  образа жизни составил 33,8 ± 1,2 балла и был достоверно ниже, чем у лиц, не занимающихся спортом, - 40,1 ± 1,3 балла. Качественный анализ психологических показателей выявил, что между спортсменами и испытуемыми контрольной группы существуют различия в степени выраженности некоторых психологических особенностей, таких как стрессоустойчивость и психосоматическое состояние. Среди спортсменов чаще, чем среди лиц, не занимающихся спортом, отмечается низкая, либо очень низкая стрессоустойчивость.

Спортсменам чаще, чем  лицам контрольной группы, свойственно  психосоматическое состояние, близкое  к неврозу (23 % случаев у спортсменов против 10 % случаев у лиц контрольной группы). Хотя по показателю личностной тревожности ярких отличий между группой спортсменов и испытуемыми контрольной группы не наблюдается, однако среди первых немного чаще встречаются личности с высоким уровнем тревожности (10 % среди спортсменов и 7% среди лиц, не занимающихся спортом).

Следует отметить, что  для спортсменов характерна меньшая  стрессогенность образа жизни (выраженная стрессогенность среди спортсменов  встречается в 74 % случаев, а среди лиц контрольной группы - в 93,5 %).

Влияние занятий спортом  на личностные особенности выражалось в снижении стрессоустойчивости  и повышении уровня личностной тревожности  на фоне ухудшения психосоматического состояния. Скорее всего, это является следствием постоянного нервно-психического перенапряжения спортсменов. В то же время, образ жизни спортсмена можно охарактеризовать как менее стрессогенный, нежели образ жизни человека, не занимающегося спортом профессионально, поскольку спортивная деятельность предполагает соблюдение более строгого распорядка дня.

По показателям теста  М. Люшера достоверных различий между  лицами с различной спецификой двигательной активности выявлено не было. У борцов в большей степени, нежели у лыжников, выражено преобладание тонуса парасимпатического отдела автономной нервной системы (трофотропный тонус) (показатель вегетативного тонуса составил -0,403±0,093 и -0,330±0,068 соответственно), что может быть защитным приспособлением организма от чрезмерных энергозатрат. Анализ корреляционных взаимоотношений между показателями психосоматического статуса (фактор отклонения от аутогенной нормы), с одной стороны, и спортивной квалификацией и стажем занятий спортом с другой, показал наличие достоверных связей (соответственно r=0,623 и 0,587; p<0,02). Таким образом, чем больше стаж занятий и выше уровень квалификации, тем больше вероятность возникновения нарушений психосоматического состояния спортсмена.

Между спортсменами разных специализаций имеются различия в степени выраженности некоторых психологических особенностей. Борцы более тревожны, чем лыжники: среди борцов, лица с высоким уровнем личностной тревожности встречаются в 14 % случаев, со средним с тенденцией к высокому - в 43 % случаев; среди лыжников эти уровни составляют соответственно 6 и 18 %.

Проведенные исследования позволяют говорить о том, что  занятия видами спорта, развивающими скоростно - силовые качества, неблагоприятно влияют на психосоматическое состояние. Среди борцов чаще, чем среди лыжников, отмечается субклиническое психосоматическое состояние, при котором человек еще способен справиться со стрессом (50 % случаев против 35 %) и реже - оптимальное психосоматическое состояние (29 % случаев против 41 %). В целом занятия спортом негативно сказываются на психосоматическом статусе личности, поскольку среди спортсменов в 2,3 раза чаще выявлялись лица с клиническим психосоматическим состоянием, для которого характерно состояние фрустрации, близкое к неврозу, и в 1,3 раза реже лица с оптимальным психосоматическим состоянием.

Таким образом, можно  сделать вывод, что влияние занятий  спортом на личностные особенности  и психосоматическое состояние  зависит от специфики тренировочного процесса. Более благоприятное влияние  на личность и психосоматический  статус спортсмена, но все же при более стрессогенном образе жизни оказывают занятия видами спорта, развивающими качество выносливости. Виды спорта, развивающие скоростно-силовые качества, негативно влияют на личностное благополучие и здоровье спортсмена. Борьба - специфический вид спорта, в котором победа достигается не только благодаря степени отработки приемов и стратегии ведения поединка, но и способности спортсмена преодолеть психологический барьер в условиях угрозы физическому, а значит, и психическому здоровью. В многочисленных исследованиях неоднократно отмечается, что травмы, полученные в результате занятий видами спорта, тренирующими скоростно-силовые качества, не проходят бесследно ни для состояния здоровья, ни для состояния психики.

На основании данных, полученных при помощи полного цветового теста М. Люшера, были выделены следующие психологические проблемы, характерные как для спортсменов, так и для лиц, не занимающихся спортом1:

- истощение и перегрузка, которые создают опасность разрядки  накапливающегося раздражения в виде мощной вспышки гнева (эмоций);

- сопротивление любым  посягательствам на свободу строить  планы и принимать решения. 

Для спортсменов можно  выделить проблему тревожной неуверенности  в своих силах, порожденную страхом  новых неудач и боязнью быть обойденным.

Для лиц, не занимающихся спортом, характерна неудовлетворенность  потребности в признании со стороны  окружающих, в связи с чем, у них более выражено стремление к самоопределению, чем у спортсменов, и стремление повысить чувство собственного достоинства. Оказалось, что испытуемых контрольной группы в значительно большей степени ограничивают различными требованиями, поэтому перед ними остро стоит проблема независимости и свободы действий.

Лица, не занимающиеся спортом, лишены возможности снимать стресс физическими способами по причине сидячего образа жизни, отсюда у них ярче выражена потребность в активных действиях и интенсивных переживаниях с целью разрядки внутреннего напряжения, чем у спортсменов.

Таким образом, хотя в  данном исследовании не было выявлено беспроблемных личностей, в целом можно утверждать, что спортивный образ жизни положительно влияет на разрешение внутриличностных проблем и способствует снижению уровня стрессогенности повседневной жизни. Среди положительных моментов необходимо отметить, что спортсмены более уравновешенны в условиях конфликта, для них не характерны вспышки раздражений, и они стремятся все решать мирным путем. Также у спортсменов почти не отмечается требования независимости и свободы действий, а значит, в этом плане они, вероятно, вполне удовлетворены.

Информация о работе Влияние физических нагрузок на психологическое состояние спортсмена