Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Изменение социально-политических и экономических условий развития России оказало существенное воздействие на все стороны общественной жизни, включая сферу физической культуры и спорта. Политические преобразования, экономическая нестабильность и обилие нерешенных социальных вопросов отодвинули проблемы физической культуры и спорта на второй план. Вследствие недостаточного финансирования резко сократилось число спортивных секций и кружков, многие досуговые физкультурно-спортивные учреждения прекратили свое существование или вынуждены были перейти на хозрасчёт и самофинансирование, устанавливать плату за обучение или пользование инвентарем. Значительные изменения коснулись коллективов физической культуры и спортивных клубов предприятий, учреждений и учебных заведений.

Содержание

Введение. 3
1.Теоретические предпосылки спартианской технологии,
оздоровления, рекреации и целостного развития личности. 4
1.1.Идеи гуманизации физической культуры и спорта. 4
1.2.Главная идея и основной замысел проекта «СПАРТ». 6
1.3.Спартианец как новый культурный образец личности. 9
2.Цели и задачи спартианской технологии. 10
3.Спартианские формы организации досуга, образования и воспитания. 12
3.1.Спартианские игры. 12
3.1.1.Соревнования и конкурсы в программе спартианских игр. 14
3.1.2.Спартианская система оценки и поощрения участников. 16
3.2.Спартианские клубы. 17
3.3.Спартианское движение. 19
4.Возможные направления и социальный эффект использования
спартианских средств. 20
5.Первые итоги и перспективы. 23
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная СпАрт.docx

— 107.20 Кб (Скачать файл)

Спартианское  движение не связано с какими-либо политическими, экономическими или националистическими целями. Это движение является социально-культурным, гуманистическим. Его главная цель – объединить и скоординировать действия всех тех, кто высоко оценивает спартианские идеалы и ценности, пропагандирует их, стремится практически реализовать  в своем образе жизни – активно участвует в Спартианских играх, в работе Спартианских клубов, игротек, летних и зимних игровых лагерей и т.д. 

Все участники  спартианского движения (независимо от пола, возраста, состояния здоровья и физического развития, национальности, места проживания, социально-политических взглядов, вероисповедания и т.д.) составляют единую «Спартианскую Семью».

Важно обратить внимание  на то, что хотя в решении  своих задач спартианское движение опирается на игровую деятельность, но эти задачи отнюдь не сводятся к  организации досуга, отдыха, развлечения  детей и молодежи, как это нередко  считают. В первую очередь, как показано выше, речь идет об использовании этой деятельности и других, тесно связанных  с ней средств, для  решении важных педагогических задач, которые касаются целостного (гармоничного и всестороннего) развития личности, физкультурно-спортивной активности населения, повышения социально-педагогического, культурного значения занятий физкультурой и спортом, интеграции спорта и искусства, соперничества как социокультурного феномена жизни людей, профилактики наркомании и других негативных аспектов девиантного поведения детей и молодежи, социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) и т.д. Важнейшее значение в рамках спартианского движения придается спартианскому воспитанию детей и молодежи, цель которого состоит в приобщении личности к гуманистическим идеалам ценностям спартианской культуры.

     О ярко выраженной гуманистической направленности спартианского движения свидетельствует  и его атрибутика.

 

Спартианским  символом является знак:

Знак состоит  из сочетания буквы "А" и символического изображения ленты Мебиуса — символа бесконечного движения, совершенствования. Эта лента одновременно является буквой "S". Тем самым достигается сочетание "S" и "А" – начальных букв английских слов: "Spirituality" – духовность, "Sport" — спорт и "Art" – искусство. Концы буквы "S" представляют собой также изображение беговых дорожек стадиона. В центре знака помещен круг, разбитый вертикальными линиями, что является условным изображением сцены. Следовательно, знак символически изображает стремление участников спартианского движения к самосовершенствованию, гармоничному развитию духовных и физических качеств, сближению спорта и искусства и приоритет для них духовности, духовных ценностей.

Эта ориентация спартианского движения находит  отражение в спартианских девизах  и лозунгах.

Главный девиз спартианского движения: «Стань спартианцем – всесторонне развитой личностью и патриотом своей Родины!».

Другие  спартианские девизы и лозунги: «Победи самого себя! (“Te ipsum vincere!”)»; «Хочу все знать и все уметь!»; «Поверь в себя и сделай максимум для того, чтобы стать таким, каким ты хотел бы быть!»; «Красота действий и поступков дороже успеха!»; «Быть добру!»; «От спорта и искусства к их объединению во имя гармонии и духовности!»; «Будь рыцарем в спорте и искусстве и стремись объединить их в своей жизни!» и др.

Спартианский  символ наряду со знаком может включать в себя девиз или лозунг спартианского движения, а также слова: «СпАрт» и/или «спартианское движение» (возможен перевод этих слов на другие языки).

Спартианская  эмблема - сложная композиция, в которой спартианский символ связан с другим отличительным элементом, соответствующим особенностям проводимой акции (Игр, турнира, фестиваля и т.д.) в определенном регионе, городе и т.д. Дизайн любой спартианской эмблемы должен представляться на утверждение Центру развития спартианской культуры.

Спартианский флаг представляет собой белое полотнище с голубым окаймлением. В его центре расположен спартианский символ.

Спартианский гимн - песня «Спартианская страна». 

1.3.Спартианец как новый культурный образец личности

     «Спартианец»гармонично и всесторонне развитая личность, ориентированная в своих отношениях с другими людьми на ценности культуры мира.

Исходя из этого, в краткой форме сформулируем кредо ((от лат. credo – верую) – убеждения, взгляды, основа мировоззрения) спартианца – характеризующие его убеждения, ценностные ориентации и другие качества, особенности.

     1. Спартианец – свободная, активная, творческая личность. Ее ориентиром могут быть слова Фридриха Ницше: «Расслабленная, невзрачная, потухшая, отрицающая себя личность не годится ни на что хорошее». Свою активность спартианец направляет прежде всего на самореализацию,  саморазвитие, самосовершенствование, т.е. на то, чтобы определить и на протяжении всей своей жизни наиболее полно реализовать свои способности, свой творческий потенциал. Его девиз: «Поверь в себя и сделай максимум для того, чтобы стать таким, каким ты хотел бы быть!».

     2. Постоянно работая над собой, спартианец стремится к гармоничному – в указанном выше понимании этого развития.

     3. Спартианец ориентирован на высокие достижения в той деятельности, которую он на основе специализации выбрал для себя в качестве основной. Но, чтобы избежать «профессионального кретинизма» (выражение К. Маркса), спартианец стремится к развитию многосторонних качеств и способностей – физических (силы, выносливости и др.), психических (воли, интеллекта и т.д.), духовно-нравственных, эстетических и др., а также к использованию их для достижения успеха в различных областях творческой деятельности (в спорте, в художественном творчестве, в науке и др.).

     4. Спартианец не замыкается на своем Я. Он не только стремится к самореализации, самосовершенствованию, но и к самотрансценденции, т.е.  ищет пути установления адекватных ценностям культуры мира гармоничных отношений с другими людьми и с природой, заботится о других людях, придерживаясь лозунга «Быть добру!».

Значит, спартианец – это добродетельный, человеколюбивый, гуманный человек. Гуманность – любовь к людям, всему живому сочетается у него с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказать помощь близким и дальним, стремлением к миру, согласию, добрососедству, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе.

     5. В иерархии разнообразных качеств и способностей спартианецы отдают приоритет духовно-нравственным качествам. Во всех ситуациях их отличает высоконравственное, благородное, подлинно рыцарское поведение. В спорте, в художественных и других творческих конкурсах они ориентируются на принципы  спартианской культуры игрового соперничества.

     6. Спартианец ориентируется не только на указанные выше общечеловеческие ценности, но и на ценности своей национальной культуры, он – патриот своей Родины.

   7. Наконец, важно подчеркнуть, что спартианец придерживается указанных выше принципов развития личности, поведения, образа и стиля жизни, кодекса чести по своему внутреннему убеждению, а не по принуждению, не из-за каких-то наград и поощрений. 

  1. Цели  и задачи спартианской технологии
 

     Гуманизация спорта и его интеграция с искусством не рассматриваются в проекте  как самоцель. Речь идет о том, чтобы  на основе предлагаемых проектом новых  форм объединения спорта (в его  гуманизированной, "одухотворенной" форме) с искусством и другими  видами духовно-творческой деятельности разработать и внедрить в практику новые средства воспитания, образования и организации досуга различных групп населения, прежде всего детей и молодежи. В дальнейшем тексте будем называть эти средства и эту систему воспитания, образования и организации досуга "спартианскими".

Речь идет о таких средствах и такой  системе, которые имеют ярко выраженную гуманистическую направленность и  призваны содействовать решению  целого ряда важных социальных, социально-педагогических и культурных задач.

В первую очередь  имеются в виду две задачи:

1) целостное  гуманистическое воздействие на  личность, формирование физически  здоровой, творчески активной личности (homo creator), которая включена в процесс  постоянного самосовершенствования,  разностороннего развития и проявления  своих способностей, а в своем  отношении к другим людям и  к природе отдает приоритет  духовно-нравственным, эстетическим  ценностям;

2) организация  активного, творческого отдыха  и общения различных групп  населения: детей, подростков, молодежи  и взрослых, спортсменов и тех,  кто занимается искусством, наукой, техническим творчеством и т.п., лиц с ограниченными возможностями  здоровья (инвалидов) и тех, кто  не имеет таких ограничений,  и т.д.

Предусматривается использование спартианских средств  для решения и таких важных социально-педагогических, культурных задач, ориентированных на определенные группы населения, как:

     - создание возможности для детей  и подростков, которые только  начинают свой путь в жизни  и должны сделать выбор, определить  сферу своей будущей деятельности, попробовать свои силы и способности  в различных видах творческой  деятельности - в спорте, искусстве,  техническом творчестве и т.д., с тем, чтобы определить свои "плюсы" и "минусы", выбрать  ту сферу деятельности, которая  им больше всего нравится и  в которой они с наибольшей  отдачей могут проявить свои  способности, наметить программу  самосовершенствования и т.д.;

     - выявление творчески одаренных  детей и подростков, обладающих  уникальными физическими, двигательными  или художественными, творческими  способностями, содействие полному  раскрытию и применению этих  способностей в спорте, искусстве  и других видах деятельности;

     - социальная реабилитация и интеграция, преодоление социального отчуждения  лиц с ограниченными физическими  или интеллектуальными возможностями  (инвалидов), детей-сирот, детей и  подростков с отклоняющимся поведением  и других лиц, нуждающихся в  социальной помощи и защите;

     - спортивно-гуманистическое и олимпийское  образование детей и молодежи, приобщение их к гуманистическим  идеалам и ценностям олимпизма;

     - повышение ориентации спортсменов  на принципы "Фэйр плэй" ("Честной  игры") и другие гуманистические  идеалы олимпизма, а также пробуждение  у них интереса к различным  видам художественной, интеллектуальной  деятельности (искусству, науке и  др.) и включение их в эти  виды деятельности;

     - изменение общественного мнения  о низком духовно-нравственном  облике всех спортсменов высокого  класса, в том числе олимпийцев, о несовместимости активных и  регулярных занятий спортом с  гармоничным и разносторонним  развитием личности, с высокими  результатами в других видах  деятельности;

     - приобщение к здоровому образу  жизни и физической культуре, повышение физкультурно-спортивной  активности тех, кто увлекается  искусством, наукой, другими видами  духовной, творческой деятельности, и т.д.;

     - повышение активности деятелей  искусства (известных актеров,  художников, писателей, поэтов, звезд  кино и эстрады и т.д. ) в пропаганде  здорового образа жизни, физической  культуры и "одухотворенного"  спорта;

     - укрепление культурно-спортивных  связей и сотрудничества различных  наций, народов, стран, регионов  и т.д. 

В разработке материалов отдельных акций, связанных  с реализацией проекта, и в  самой этой реализации принимала  участие большая группа ученых, преподавателей, аспирантов, практических работников в области культуры, физического  воспитания, спорта, организации досуга. Практическая реализация проекта началась в 1991 г. Работа по проекту продолжается и в настоящее время.

      3.Спартианские формы и средства организации досуга, образования и воспитания 

     Проект  предусматривает целый комплекс "спартианских" (основанных на новых, предлагаемых проектом "СпАрт" формах и методах интеграции "одухотворенного" спорта с искусством) социально-педагогических и культурных акций, связанных с  организацией досуга, образованием и  воспитанием детей и молодежи. Важнейшими из них являются:

Информация о работе Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств