Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:17, курсовая работа
Изменение социально-политических и экономических условий развития России оказало существенное воздействие на все стороны общественной жизни, включая сферу физической культуры и спорта. Политические преобразования, экономическая нестабильность и обилие нерешенных социальных вопросов отодвинули проблемы физической культуры и спорта на второй план. Вследствие недостаточного финансирования резко сократилось число спортивных секций и кружков, многие досуговые физкультурно-спортивные учреждения прекратили свое существование или вынуждены были перейти на хозрасчёт и самофинансирование, устанавливать плату за обучение или пользование инвентарем. Значительные изменения коснулись коллективов физической культуры и спортивных клубов предприятий, учреждений и учебных заведений.
Введение. 3
1.Теоретические предпосылки спартианской технологии,
оздоровления, рекреации и целостного развития личности. 4
1.1.Идеи гуманизации физической культуры и спорта. 4
1.2.Главная идея и основной замысел проекта «СПАРТ». 6
1.3.Спартианец как новый культурный образец личности. 9
2.Цели и задачи спартианской технологии. 10
3.Спартианские формы организации досуга, образования и воспитания. 12
3.1.Спартианские игры. 12
3.1.1.Соревнования и конкурсы в программе спартианских игр. 14
3.1.2.Спартианская система оценки и поощрения участников. 16
3.2.Спартианские клубы. 17
3.3.Спартианское движение. 19
4.Возможные направления и социальный эффект использования
спартианских средств. 20
5.Первые итоги и перспективы. 23
Библиография
Спартианское движение не связано с какими-либо политическими, экономическими или националистическими целями. Это движение является социально-культурным, гуманистическим. Его главная цель – объединить и скоординировать действия всех тех, кто высоко оценивает спартианские идеалы и ценности, пропагандирует их, стремится практически реализовать в своем образе жизни – активно участвует в Спартианских играх, в работе Спартианских клубов, игротек, летних и зимних игровых лагерей и т.д.
Все участники спартианского движения (независимо от пола, возраста, состояния здоровья и физического развития, национальности, места проживания, социально-политических взглядов, вероисповедания и т.д.) составляют единую «Спартианскую Семью».
Важно обратить внимание на то, что хотя в решении своих задач спартианское движение опирается на игровую деятельность, но эти задачи отнюдь не сводятся к организации досуга, отдыха, развлечения детей и молодежи, как это нередко считают. В первую очередь, как показано выше, речь идет об использовании этой деятельности и других, тесно связанных с ней средств, для решении важных педагогических задач, которые касаются целостного (гармоничного и всестороннего) развития личности, физкультурно-спортивной активности населения, повышения социально-педагогического, культурного значения занятий физкультурой и спортом, интеграции спорта и искусства, соперничества как социокультурного феномена жизни людей, профилактики наркомании и других негативных аспектов девиантного поведения детей и молодежи, социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) и т.д. Важнейшее значение в рамках спартианского движения придается спартианскому воспитанию детей и молодежи, цель которого состоит в приобщении личности к гуманистическим идеалам ценностям спартианской культуры.
О ярко выраженной гуманистической направленности спартианского движения свидетельствует и его атрибутика.
Спартианским символом является знак:
Знак состоит из сочетания буквы "А" и символического изображения ленты Мебиуса — символа бесконечного движения, совершенствования. Эта лента одновременно является буквой "S". Тем самым достигается сочетание "S" и "А" – начальных букв английских слов: "Spirituality" – духовность, "Sport" — спорт и "Art" – искусство. Концы буквы "S" представляют собой также изображение беговых дорожек стадиона. В центре знака помещен круг, разбитый вертикальными линиями, что является условным изображением сцены. Следовательно, знак символически изображает стремление участников спартианского движения к самосовершенствованию, гармоничному развитию духовных и физических качеств, сближению спорта и искусства и приоритет для них духовности, духовных ценностей.
Эта ориентация спартианского движения находит отражение в спартианских девизах и лозунгах.
Главный девиз спартианского движения: «Стань спартианцем – всесторонне развитой личностью и патриотом своей Родины!».
Другие спартианские девизы и лозунги: «Победи самого себя! (“Te ipsum vincere!”)»; «Хочу все знать и все уметь!»; «Поверь в себя и сделай максимум для того, чтобы стать таким, каким ты хотел бы быть!»; «Красота действий и поступков дороже успеха!»; «Быть добру!»; «От спорта и искусства к их объединению во имя гармонии и духовности!»; «Будь рыцарем в спорте и искусстве и стремись объединить их в своей жизни!» и др.
Спартианский символ наряду со знаком может включать в себя девиз или лозунг спартианского движения, а также слова: «СпАрт» и/или «спартианское движение» (возможен перевод этих слов на другие языки).
Спартианская эмблема - сложная композиция, в которой спартианский символ связан с другим отличительным элементом, соответствующим особенностям проводимой акции (Игр, турнира, фестиваля и т.д.) в определенном регионе, городе и т.д. Дизайн любой спартианской эмблемы должен представляться на утверждение Центру развития спартианской культуры.
Спартианский флаг представляет собой белое полотнище с голубым окаймлением. В его центре расположен спартианский символ.
Спартианский
гимн - песня «Спартианская страна».
1.3.Спартианец как новый культурный образец личности
«Спартианец» – гармонично и всесторонне развитая личность, ориентированная в своих отношениях с другими людьми на ценности культуры мира.
Исходя из этого, в краткой форме сформулируем кредо ((от лат. credo – верую) – убеждения, взгляды, основа мировоззрения) спартианца – характеризующие его убеждения, ценностные ориентации и другие качества, особенности.
1. Спартианец – свободная, активная, творческая личность. Ее ориентиром могут быть слова Фридриха Ницше: «Расслабленная, невзрачная, потухшая, отрицающая себя личность не годится ни на что хорошее». Свою активность спартианец направляет прежде всего на самореализацию, саморазвитие, самосовершенствование, т.е. на то, чтобы определить и на протяжении всей своей жизни наиболее полно реализовать свои способности, свой творческий потенциал. Его девиз: «Поверь в себя и сделай максимум для того, чтобы стать таким, каким ты хотел бы быть!».
2. Постоянно работая над собой, спартианец стремится к гармоничному – в указанном выше понимании этого развития.
3. Спартианец ориентирован на высокие достижения в той деятельности, которую он на основе специализации выбрал для себя в качестве основной. Но, чтобы избежать «профессионального кретинизма» (выражение К. Маркса), спартианец стремится к развитию многосторонних качеств и способностей – физических (силы, выносливости и др.), психических (воли, интеллекта и т.д.), духовно-нравственных, эстетических и др., а также к использованию их для достижения успеха в различных областях творческой деятельности (в спорте, в художественном творчестве, в науке и др.).
4. Спартианец не замыкается на своем Я. Он не только стремится к самореализации, самосовершенствованию, но и к самотрансценденции, т.е. ищет пути установления адекватных ценностям культуры мира гармоничных отношений с другими людьми и с природой, заботится о других людях, придерживаясь лозунга «Быть добру!».
Значит, спартианец – это добродетельный, человеколюбивый, гуманный человек. Гуманность – любовь к людям, всему живому сочетается у него с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказать помощь близким и дальним, стремлением к миру, согласию, добрососедству, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе.
5. В иерархии разнообразных качеств и способностей спартианецы отдают приоритет духовно-нравственным качествам. Во всех ситуациях их отличает высоконравственное, благородное, подлинно рыцарское поведение. В спорте, в художественных и других творческих конкурсах они ориентируются на принципы спартианской культуры игрового соперничества.
6. Спартианец ориентируется не только на указанные выше общечеловеческие ценности, но и на ценности своей национальной культуры, он – патриот своей Родины.
7.
Наконец, важно подчеркнуть, что спартианец
придерживается указанных выше принципов
развития личности, поведения, образа
и стиля жизни, кодекса чести по своему
внутреннему убеждению, а не по принуждению,
не из-за каких-то наград и поощрений.
Гуманизация спорта и его интеграция с искусством не рассматриваются в проекте как самоцель. Речь идет о том, чтобы на основе предлагаемых проектом новых форм объединения спорта (в его гуманизированной, "одухотворенной" форме) с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности разработать и внедрить в практику новые средства воспитания, образования и организации досуга различных групп населения, прежде всего детей и молодежи. В дальнейшем тексте будем называть эти средства и эту систему воспитания, образования и организации досуга "спартианскими".
Речь идет о таких средствах и такой системе, которые имеют ярко выраженную гуманистическую направленность и призваны содействовать решению целого ряда важных социальных, социально-педагогических и культурных задач.
В первую очередь имеются в виду две задачи:
1) целостное
гуманистическое воздействие
2) организация
активного, творческого отдыха
и общения различных групп
населения: детей, подростков, молодежи
и взрослых, спортсменов и тех,
кто занимается искусством, наукой,
техническим творчеством и т.п.
Предусматривается использование спартианских средств для решения и таких важных социально-педагогических, культурных задач, ориентированных на определенные группы населения, как:
-
создание возможности для
-
выявление творчески одаренных
детей и подростков, обладающих
уникальными физическими,
-
социальная реабилитация и
-
спортивно-гуманистическое и
-
повышение ориентации
-
изменение общественного
-
приобщение к здоровому образу
жизни и физической культуре,
повышение физкультурно-
-
повышение активности деятелей
искусства (известных актеров,
художников, писателей, поэтов, звезд
кино и эстрады и т.д. ) в пропаганде
здорового образа жизни,
-
укрепление культурно-
В разработке материалов отдельных акций, связанных с реализацией проекта, и в самой этой реализации принимала участие большая группа ученых, преподавателей, аспирантов, практических работников в области культуры, физического воспитания, спорта, организации досуга. Практическая реализация проекта началась в 1991 г. Работа по проекту продолжается и в настоящее время.
3.Спартианские формы
и средства организации
досуга, образования
и воспитания
Проект предусматривает целый комплекс "спартианских" (основанных на новых, предлагаемых проектом "СпАрт" формах и методах интеграции "одухотворенного" спорта с искусством) социально-педагогических и культурных акций, связанных с организацией досуга, образованием и воспитанием детей и молодежи. Важнейшими из них являются:
Информация о работе Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств