Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Изменение социально-политических и экономических условий развития России оказало существенное воздействие на все стороны общественной жизни, включая сферу физической культуры и спорта. Политические преобразования, экономическая нестабильность и обилие нерешенных социальных вопросов отодвинули проблемы физической культуры и спорта на второй план. Вследствие недостаточного финансирования резко сократилось число спортивных секций и кружков, многие досуговые физкультурно-спортивные учреждения прекратили свое существование или вынуждены были перейти на хозрасчёт и самофинансирование, устанавливать плату за обучение или пользование инвентарем. Значительные изменения коснулись коллективов физической культуры и спортивных клубов предприятий, учреждений и учебных заведений.

Содержание

Введение. 3
1.Теоретические предпосылки спартианской технологии,
оздоровления, рекреации и целостного развития личности. 4
1.1.Идеи гуманизации физической культуры и спорта. 4
1.2.Главная идея и основной замысел проекта «СПАРТ». 6
1.3.Спартианец как новый культурный образец личности. 9
2.Цели и задачи спартианской технологии. 10
3.Спартианские формы организации досуга, образования и воспитания. 12
3.1.Спартианские игры. 12
3.1.1.Соревнования и конкурсы в программе спартианских игр. 14
3.1.2.Спартианская система оценки и поощрения участников. 16
3.2.Спартианские клубы. 17
3.3.Спартианское движение. 19
4.Возможные направления и социальный эффект использования
спартианских средств. 20
5.Первые итоги и перспективы. 23
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная СпАрт.docx

— 107.20 Кб (Скачать файл)

     В-восьмых, Спартианские Игры, поддерживая и развивая интерес к национальным видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и народным культурным традициям, обычаям, видам искусства, содействуют сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры.

     На  основе вышеизложенного можно сделать  ряд выводов относительно сферы  и социального эффекта использования "спартианских" средств.

     1. "Спартианские" средства могут  быть использованы в системе  организации досуга, образования  и воспитания самых различных  групп населения, в первую очередь  детей и молодежи. В Спартианских  играх и клубах активное участие  могут принимать лица различного  пола и возраста - дети (примерно  с 6 лет), подростки, молодежь, взрослые, различного физического и психического  состояния, в том числе лица  с ограниченными физическими  или интеллектуальными возможностями  (инвалиды), с различными интересами - спортсмены, те, кто увлечен искусством, наукой, техническим творчеством  и т.д.

     2. Диапазон использования этих  средств в социально-педагогических  и культурных целях весьма  широк и многообразен. Они позволяют,  начав с самого простого - с  организации активного, творческого  отдыха, развлечения, включения человека  в игру, соревнование, общение с  другими людьми и с природой, оказать целостное гуманистическое воздействие на личность и постепенно сформировать у человека определенный образ и стиль жизни. Для этого - спартианского - образа и стиля жизни характерна ориентация на здоровье, физическую культуру, духовно-нравственные и эстетические ценности, а также включенность личности в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей на основе активных занятий физическими упражнениями, участия в спортивных соревнованиях, творчества в сфере искусства, науки и т.д.

     3. Особенно важное значение Спартианские  Игры имеют:

- для пробуждения  интереса к миру спорта и  искусства тех, кто равнодушен  и к тому и к другому;

- для духовного  (или, напротив, физического) оздоровления  тех, кто односторонне увлекается  спортом и физическими упражнениями (искусством, наукой или какими-то  другими видами духовно-творческой  деятельности);

- для социальной  реабилитации и интеграции лиц  с ограниченными физическими  или интеллектуальными возможностями  (инвалидов).

     4. Отмеченные выше возможности использования Спартианских Игр показывают, что эта новая модель Игр в первую очередь предназначена для сферы "спорта для всех", поскольку основная цель ее применения - отдых, развлечение, общение людей, решение таких социально-педагогических задач, как разностороннее развитие личности, преодоление разрыва между духовным и физическим развитием, социальная реабилитация инвалидов и т.д.

Однако как  вспомогательная спартианская может  применяться и в "большом", олимпийском спорте - для повышения уровня олимпийских знаний спортсменов, их ориентации на духовно-нравственные и эстетические ценности, как средство отдыха, развлечения спортсменов на спортивных базах, во время длительных сборов и т.д.

Спартианские  Игры могут иметь важное значение и для изменения общественного  мнения о низком духовно-нравственном облике всех спортсменов высокого класса, в том числе олимпийцев, о несовместимости  активных и регулярных занятий спортом  с гармоничным и разносторонним развитием личности, с высокими результатами в других видах деятельности. 
 
 
 
 

     5. Первые итоги и перспективы

     При разработке программы формирования "спартианской" системы воспитания, образования и организации досуга детей и молодежи предусматривались  следующие основные этапы.

     1. Проведение по экспериментальной  программе Спартианских Игр с  участием детей и молодежи (включая  лиц с ограниченными физическими  или интеллектуальными возможностями,  спортсменов и тех, кто интересуется  искусством, и т.д.): школьников, студентов,  родителей со своими детьми  и т.д.

     2. Создание Спартианских клубов, школ, игротек, центров и других организационных  структур спартианского движения, разработка и практическая проверка  экспериментальных программ их  деятельности.

     3. Экспериментальное использование  "спартианских" средств в системе  школьного и вузовского образования,  в системе воспитания детей  дошкольного возраста, в системе  организации досуга, олимпийского  образования различных групп  детей и молодежи, в целях социальной  реабилитации и интеграции лиц  с ограниченными физическими  или интеллектуальными возможностями  (инвалидов) и т.д.

     4. Анализ результатов указанных  экспериментов, совершенствование  программы и внедрение ее в  более широком масштабе.

     5. Формирование системы организации  и проведения Спартианских Игр различного уровня (районных, городских, региональных и т.д.), ориентированных на различные группы детей и молодежи (школьников, студентов, детей-инвалидов и т.д.).

     6. Организация Международных Спартианских  Игр.

     7. Создание системы Спартианских  клубов, школ, игротек и т.д. с  активным участием детей и  молодежи.

Таким образом, в перспективе планировался постепенный  переход (в случае позитивных результатов) от разработки и эпизодического использования "спартианских" средств (проведение Спартианских Игр с небольшим  составом участников, организация отдельных  Спартианских клубов, школ и т.д. ) к  созданию целостной "спартианской" системы образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи как важной составной части гуманистически ориентированной системы их образования, воспитания и организации досуга.

Что в этом плане удалось сделать? Каковы первые итоги практического воплощения проекта в жизнь?

     Первые  Спартианские игры были проведены в 1991 г. в Москве - "Фестиваль СпАрт" - с участием студентов Московского автодорожного института, Московского текстильного института и Харьковского политехнического института и в г. Анапа - под патронажем Олимпийского комитета СССР "Олимпийский Турнир Рыцарей СпАрта", участниками которого были 400 школьников из 17 городов страны. Затем аналогичные турниры для школьников были проведены в 1991 г. в "Артеке" и в г. Набережные Челны. Игры были организованы Центром "СпАрт" при содействии ряда других организаций. Особенность этих первых Спартианских игр состояла прежде всего в том, что их программа предусматривала выступление каждого участника в спортивных соревнованиях, а также в художественных и интеллектуальных конкурсах и учет результатов этих выступлений при определении победителей и лауреатов. Впервые были проведены соревнования "Спартатлон" и "Двигательная культура" (в программе указанных Игр они проводились как соревнования в новом виде спорта под названием "СпАрт" - соревновании в творческой, артистической, эстетической демонстрации физических качеств и двигательных способностей - и как спартианский конкурс "искусство владения телом"). Важная особенность турниров состояла и в том, что в них принимали участие дети-инвалиды, которые на равных соревновались с другими детьми и даже становились победителями. С учетом этого позитивного опыта стала разрабатываться и реализовываться спартианская программа для инвалидов (в настоящее время координатором этой программы является Т.И.Губарева).

     Спартианские  игры для школьников в 1991 г. проводились  как элемент реализации игровой  программы "Рыцари СпАрт" ", которая  первоначально предусматривалась  проектом "СпАрт". Не случайно Спартианские игры для школьников, которые были проведены в Анапе, как уже  отмечалось, назывались "Олимпийский  турнир Рыцарей Спарта". В 1991 г. Спартианские игры под таким же названием были проведены в Артеке и в Набережные Челны (затем в этом городе они  стали проводитьсчя ежегодно). Наиболее успешно выступившие участники  этих турниров были приняты в "Олимпийский Орден Рыцарей СпАрта". Идея создания такой детской общественной организации была выдвинута автором проекта "СпАрт" и поддержана Исполкомом Олимпийского комитета СССР ". Практическая реализация программы "Рыцари СпАрта" показала необходимость ее существенной модификации и совершенствования. Это было начато уже в 1992 г., когда в Устав Олимпийского Ордена Рыцарей СпАрта были внесены некоторые изменения. В последующем функции этой общественной организации были возложены на спартианское движение и такие его организационные структуры, как спартианские клубы, школы, игротеки, игровые спартианские лагеря.

     Важный  шаг в реализации программы создания "спартианской" системы образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи был сделан в 1992 г. В августе на базе РДЦ "Орленок" были проведены (совместно с Министерством  образования России и под патронажем Олимпийского комитета) олимпийские  соревнования школьников под названием - Российские игры "СпАрт". В них приняли участие 1,5 тыс. школьников из разных регионов России, а также Украины и Узбекистана. Особенность этих Спартианских Игр состояла не только в увеличении числа участников, а также спортивных соревнований и художественных конкурсов, включенных в программу. Определенные изменения были внесены и в саму модель организации Игр. Сначала для его участников была организована "школа", в которой они могли повысить свои знания, умения и навыки в области искусства, спорта, олимпизма, и лишь потом были проведены соревнования и конкурсы.

     В 1992 г. в Москве были проведены также  Игры "СпАрт" в рамках первого  Международного фестиваля молодых инвалидов, в котором участвовали представители более 30 стран. В г.Набережные Челны были проведены два Турнира Рыцарей СпАрта, в которых приняли участие представители большинства учебных заведений города - школ, гимназий, ПТУ, вузов и др. Впервые в программу турниров был введен этап, связанный с туризмом, туристскими умениями и навыками, экологическими знаниями. В дальнейшем этот раздел программы Спартианских Игр стала разрабатывать и использовать на практике аспирантка автора данной работы С.С.Новикова.

В 1993 г. на Российском семинаре работников физической культуры и спорта (май, г. Хвалынск, Саратовская  область), проведенном ФСО "Юность России" с участием Центра "СпАрт", были продемонстрированы и обсуждены  две разные модели спартианских соревнований школьников. В них участвовали  члены спартианского клуба "Возрождение" г. Хвалынск. В этом же городе в августе 1993 г. был проведен Российский турнир по спартианскому многоборью (около 200 участников - детей и взрослых - из 14 городов России). В обсуждении различных спартианских соревнований, включенных в программу турнира, приняли участие 60 специалистов в области физического воспитания и спорта, искусства, организации досуга детей и молодежи из различных регионов России.

     В июне 1993 г. в г. Набережные Челны были проведены Игры под названием "Спартианская семья". Участниками этой новой модели Спартианских игр стали дети-инвалиды вместе со своими родителями, а также дети-сироты из 8 городов Российской Федерации. Для участников Игр была организована Спартианская школа. Под руководством опытных специалистов дети и взрослые занимались в различных кружках и секциях, связанных со спортом и искусством, проходили различные тесты и испытания. Затем был проведен командный турнир, включавший в себя спортивные соревнования, соревнования по туризму, художественные и интеллектуальные конкурсы. Впервые в программу были включены "новые игры". Дети и взрослые смогли познакомиться с этими необычными играми и соревнованиями, в которых нет победителей и проигравших, акцент делается на сотрудничество, юмор.

     Аналогичная модель Игр была использована при  организации Российских Игр "Спартианская семья", которые были проведены в 1993 году в г. Дубна во время Всероссийской декады инвалидов в соответствии с Распоряжением Президента России. В них приняли участие 150 детей-инвалидов вместе со своими родителями. В программу Игр впервые был включен новый элемент - Спартианское шоу "Хип-Хоп" (комплекс подвижных игр, соревнований и конкурсов, проходящих под музыку "Хип-Хоп"). Впервые на Играх был использован опрос зрителей, а также участников Игр, для выявления тех из них, кто демонстрирует рыцарское поведение, волю, мужество, красоту действий и поступков. В июле 1993 г. в г. Новосибирске были проведены самые масштабные по числу участников спартианские соревнования - Международная детская Сибириада. В этих соревнованиях приняли участие около 2 тыс. школьников из различных городов и регионов России и других бывших республик СССР.

     В 1994 г. были проведены региональные Спартианские игры в городах Хвалынск, Смоленск и др., Российские Спартианские игры в г. Дубна, а также Международный  Спартианский лагерь в г. Новокузнецк, а в 1995 и 1996 гг. - региональные и межрегиональные  Спартианские игры в гг. Анапа, Дубна, Зверево-2 (Ростовской области), Пушкин (СПб), Новокузнецк, Смоленск, Хвалынск и др., а также финал Российских Спартианских игр в Москве.

Информация о работе Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств