Возрастные особенности младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:20, реферат

Краткое описание

Младший школьный возраст начинается в 6 - 7 лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до 10 - 11 лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребенка.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика ………………………………………
1. 1. Возрастные особенности……………………………………..
1. 2. Психологические и физиологические особенности………..
Глава 2. Понятия <<Физическая культура>>………………………

Глава 3. Гимнастика в формировании культуры движений детей младшего школьного возраста………………………………………
Заключение…………………………………………………………...
Библиография………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

возрастные особенности.docx

— 40.65 Кб (Скачать файл)

Таким образом, потребности, мотивы и интересы школьника к  ценностям физической культуры и  к систематическим занятиям физической культурой являются психологическим  механизмом превращения общественных ценностей физической культуры в  их личные ценности.

Глава 3. Гимнастика в формировании культуры движений детей младшего школьного возраста

  Двигательная активность положительно влияет на все психологические функции детей. Например, в исследованиях психологов показана прямая корреляционная связь характера двигательной активности с проявлениями восприятия, памятью, эмоциями и мышлением. Движения способствуют увеличению словарного разнообразия детской речи, более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое состояние ребенка. Иными словами, двигательная активность не только создает энергетическую основу для нормального роста и развития, но и стимулирует формирование психических функций. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Проводимые в школе гимнастические уроки, позволяют учащимся позволяют выработать у учащихся силу воли, выносливость, коллективное творчество, а соответственно и более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.

Многообразие физических упражнений и методов их применения, составляющих содержание гимнастики, позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма в соответствии с двигательными возможностями человека. Поэтому гимнастика является одним из наиболее действенных средств гармонического физического развития занимающихся. Большой диапазон использования средств и методов гимнастики делает ее доступной для людей любого возраста, пола и физической подготовленности.

Благодаря специфике средств и методов гимнастика оказывает существенное педагогическое воздействие на занимающихся. Четкая организация занятий, строгие требования к точности выполнения упражнений, формирование представления об изяществе движений, о красоте человеческого тела, побуждение к физическому самосовершенствованию способствуют воспитанию важных моральных и волевых качеств.

Гимнастика  в нашей стране является одним  из наиболее массовых средств физического  воспитания. Ее значение особенно велико в деле физического совершенствования подрастающего поколения.

Средства  гимнастики широко применяются и в целях сохранения здоровья, и повышения работоспособности людей среднего и пожилого возраста.

Основными средствами гимнастики являются преимущественно  специально разработанные формы  движении аналитического характера. Лишь небольшая часть упражнений заимствована непосредственно из жизненной практики. Но и эти упражнения (большинство  их относится к числу так называемых прикладных упражнений) по своей структуре  часто существенно отличаются от естественных движений человека.

Важно подчеркнуть, что основные средства гимнастики, представляющие собой совокупность разнообразных искусствен-но созданных  форм движений, применяют для совершенствова-ния  естественных, жизненно важных двигательных способностей человека, необходимых  ему в повседневной жизни, в трудовой и военной деятельности. С помощью  гимнастических упражне-ний формируют  многие необходимые в жизни двигательные навыки и умения, совершенствуют школу движений, развивают основные двигательные качества (силу, гибкость, ловкость. быстроту, различные виды выносливости), исправляют дефекты осанки, восстанавливают утраченную дееспособность двигатель-ного аппарата.

Арсенал средств гимнастики формировался постепенно, по мере накопления научных знаний, расширявших представление о  строении и функциях организма, о  возможностях управления процессом  развития двигательных способностей человека. Содер-жание гимнастики пополняется  и уточняется непрерывно. Новые достижения в теории и методике физического  воспитания приме-няются для повышения  эффективности занятий гимнастикой  с людьми различного возраста.

В арсенал  средств гимнастики входят все анатомически возможные движения от элементарных односуставных сгибаний и разгибании до сложнейших по координации двигательных действий, выполнение которых требует  высокого уровня разви-тия основных двигательных качеств.

Наиболее  типичными для гимнастики являются следующие группы упражнений:

1. Общеразвивающие  упражнения. Их применяют для  разно-сторонней физической подготовки, расширения функциональных возможностей  организма, формирования правильной  осанки.

Эффективность влияния на занимающихся с помощью  гимнас-тических упражнений зависит  не только от умелого подбора их пе-дагогом, но и от его словесных  воздействий, от характера музы-кального сопровождения занятий и внешних  условий, в которых они проводятся.

Длительные  занятия гимнастикой, как и любым  другим видом деятельности, накладывает  на занимающихся специфический отпе-чаток. Гимнасты отличаются от других категорий  спортсменов раз-носторонней физической подготовленностью. Особенно хорошо у  них развиты способность управлять  своими движениями, гибкость, мышечная сила, прыгучесть, ориентировка в пространстве, целе-устремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, самообладание, дисциплина, привычка тщательно продумывать технику исполнения упражнения. Они более организованы, внешне собраны и подтянуты, отличаются корректностью в общении с окружающими. Все это помогает им в учебе, трудовой деятель-ности, несении воинской службы.

Конечно, каждый вид спорта имеет свои преимущества в воз-действии на занимающихся. Спортигровики  превосходят гимнастов в способности  распределять и переключать внимание, в опера-тивном и тактическом  мышлении. Пловцы, бегуны и лыжники  превосходят гимнастов в выносливости.

Но ни один вид спорта не формирует так  красоту тела и культуру движений как гимнастика.

Такова  гимнастика как предмет познания и ее место в системе физического  воспитания человека.

О большом  влиянии гимнастических упражнений на гармоническое развитие личности говорят её методические особенности.

1. Использование  большого количества различных  движений с помощью которых  возможно разносторонне воздействовать  на развитие функций организма.  Занятия гимнастикой исключают  специализацию в каком-то узком  круге движений, связанную с овладением  небольшим числом двигательных  навыков и умений и ограничивающую  сферу воздействия физических  упражнений на организм занимающихся.

2. Возможность  относительно локально воздействовать  на различные звенья двигательного  аппарата и системы, организма.  С помощью гимнастических упражнений  можно избирательно развивать  силу отдельных мышц и мышечных  групп', увеличивать подвижность  в различных суставах, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и другие систем организма, благотворно влиять на обменные процессы, тренировать вестибулярный аппарат и т. д.

3. Возможность  весьма точно регулировать нагрузки  и стро-го регламентировать педагогический  процесс. Применяя раз-личные  методические приемы, можно варьировать  нагрузку в широком диапазоне от минимальной до максимальной. Дозирование нагрузки осуществляется путем изменения темпа и амплитуды движений, применения отягощении, изменения усло-вий выполнения упражнения, увеличения или уменьшения коли-чества повторений, изменения последовательности выполнения упражнений и др. Возможность точно регулировать нагрузку создает самые благоприятные условия для осуществления инди-видуального подхода к занимающимся. Индивидуальный подход, плановость и системность в наращивании нагрузок облегчается еще и тем, что занятиям гимнастикой свойствен строгий поря-док, дисциплина и четкая организация учебно-тренировочного процесса.

4. Возможность применения одних и тех же гимнастических упражнений в различных целях. Это достигается разнообразны-ми методическими приемами (различное методическое оформле-ние упражнений). Например, прыжки могут применяться для укрепления мышц и связок ног, развития прыгучести, совер-шенствования координации движений, развития функции равно-весия, тренировки выносливости (многоскоки), для обучения прикладным и спортивным навыкам, воспитания смелости н решительности и др.

5. Возможность  эффективно влиять на эстетическое  воспи-тание занимающихся. Требования  гимнастики в совершенстве владеть  формой движений, стремиться к  их изяществу, пластич-ности и  выразительности, быть красиво  сложенным, уметь соче-тать движения  с музыкой оказывают существенное влияние на формирование эстетического вкуса у занимающихся.

Средства  основной гимнастики весьма разнообразны. К ним относятся многочисленные общеразвивающие, вольные и при-кладные  упражнения, прыжки, несложные акробатические упражнения и упражнения на гимнастических снарядах, по-движные игры, танцевальные упражнения. С помощью этих упражнений развивают основные двигательные качества, форми-руют жизненно важные двигательные навыки и правильную осанку, совершенствуют координацию движений. Основной гимнастике принадлежит ведущая роль в физическом воспита-нии детей дошкольного  и школьного возраста (она положена в основу государственных программ физического воспитания дошкольников и школьников).

Благодаря специфике средств и методов  гимнастика оказы-вает существенное педагогическое воздействие на занимающих-ся. Гимнастика способствует формированию представления  об изя-ществе движений, о красоте  человеческого тела.

Гимнастика  в нашей стране является одним  из наиболее массовых средств физического  воспитания. Ее значение особен-но велико в деле физического совершенствования  подрастаю-щего поколения.

Рассмотрим некоторые упражнений гимнастики на формирование культуры движений младших школьников.

Упр. 1. «Осанка» - ходьба по скамейке, сохраняя осанку, предварительно зафиксированную у стены.

Школьник  становиться спиной к стене так  чтобы затылок, лопатки, ягодицы  и пятки касались стены, затем  отходит и, стараясь удержать правильную осанку, проходит по гимнастической скамейке. Оценивается умение школьника удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в  процессе ходьбы по скамейке. Тест, акцентирующий  внимание на формировании правильной осанки как основе пластичности, включает также использование дополнительного груза. Мешочек с песком кладется на голову и удерживается при ходьбе по двум обручам "восьмерке" и "зигзагу". Оцениваются слитность и плавность движения при удержании мешочка на голове.

Упр. 2. «Пластичность» - волна туловищем.

Стоя  на пол шага от гимнастической стенки лицом к ней, руки вперед хватом сверху на стенке. Выполняется волна туловищем  из круглого полуприседа. Определяется степень слитности движения: последовательное касание коленей, бедер, груди и  плавное возвращение в полуприсед.

Упр. 3. «Координированность» - общеразвивающие упражнения - поточно.

Выполнить три общеразвивающих упражнения - поточно. Оценивается четкое выполнение упражнений и правильный переход  от одного упражнения к другому (слитность  выполнения упражнений), соблюдение динамической осанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Актуальность проблемы формирования культуры движений школьников средствами физической культуры отмечают в своих работах ряд ученых. Многими авторами подчеркивается, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Младший школьный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

Таким образом, культуру движений, которая включает в себя умения сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать, используя специальные средства и методы гимнастики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей, занимающихся к тому или иному виду спортивной деятельности. Итак, я считаю, поставленные задачи выполнены, и  цель реферата достигнута

 

 

 

 
  

 

 

 

 

 


Информация о работе Возрастные особенности младшего школьного возраста