Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 09:08, курсовая работа
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться.», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Среди многообразия проблем современной психологии возрастные психологические особенности являются одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного
возраста..........................................................................................................8
1.2 . Познавательное развитие детей младшего школьного
возраста……………………..........................................................................12
1.3. Ценность младшего школьного возраста.....................................................15
1.4. Особенности развития памяти, как одного из важных познавательных
процессов....................................................................................................17
1.5. Виды памяти младшего школьника и их особенности…………...............21
Глава 2. Исследование особенностей памяти младшего школьника, как одного
из важных психических процессов.
2.1. Организация и методы исследования….........................................................24
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Комитет образования и науки Курской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский педагогический колледж Курской области»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста
Выполнила:
студентка 4 Г курса
школьного отделения
Букреева
Екатерина Викторовна
Руководитель:
Горбачева
Людмила Ивановна
Курск – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.1. Психологическая
возраста......................
1.2 . Познавательное развитие детей младшего школьного
возраста……………………..............
1.3. Ценность младшего школьного возраста......................
1.4. Особенности развития
памяти, как одного из важных познавательных
процессов.....................
1.5. Виды памяти младшего школьника
и их особенности…………...............
Глава 2. Исследование особенностей
памяти младшего школьника, как одного
из важных психических
процессов.
2.1. Организация и методы
исследования….................
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться.», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Среди многообразия проблем
современной психологии возрастные психологические
особенности являются одной из наиболее
популярных и интенсивно исследуемых.
Эта проблема приобретает особую
актуальность в связи с системно-деятельностным
подходом и личностно-ориентированной
направленностью педагогического процесса
в современной начальной школе, что предполагает
более внимательное отношение к психологическому
благополучию детей, к развитию у них познавательных
психических процессов, к перестройке
их с непроизвольного уровня на произвольный.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. В настоящее время в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования второго поколения дается характеристика «портрета» выпускника начальной школы, в котором младший школьник должен:
- иметь положительное
отношение к школе, чувство необходимости
учения;
- иметь чувство особого интереса к
новому, собственно школьному содержанию
занятий;
- иметь представление о социально-политическом
устройстве России, знать
государственную символику ( герб, флаг,
гимн), государственные праздники;
- уважать личность и ее достоинства, доброжелательно
относиться к окружающим;
- выполнять моральные нормы и требования
школьной жизни;
В программе А. Г. Асмолова отмечается
о необходимости развития у детей универсальных учебных
действий, таких как: личностные( смыслообразование
и самоопределение, нравственно-этическая
ориентация), коммуникативных,
познавательных и регулятивных. [3]
Поэтому учителю необходимо развивать все познавательные психические функции для формирования регулятивных и познавательных УУД . Необходимы эти универсальные учебные действия:
В группе Личностные универсальных учебных действия учитель должен развивать умения, как:
- смыслообразование, т.е установление учащимися
связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом, другими словами, между результомучения
и тем, что побуждает деятельность, ради
чего она осуществляется.
- самоопределение, т. е жизненный
и профессиональный опыт.
- нравственно-этическая ориентация,
в том числе и оценивание усваиваемого
содержания, обеспечивающее личностный
моральный выбор.
В группе Регулятивные универсальных учебных
действия надо сформировать такие умения, как:
- планирование - определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного
результата; составления плана и последовательности
действий;
- коррекция — внесения необходимых
дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения с эталоном,
реально действия и его результата;
- саморегуляция как способность
к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию и к преодолению препятствий.
Группа Познавательные универсальные учебные
действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные
универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
- осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной и письменной
форме;
- рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов.
Логические
универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения
признаков (существенных, несущественных);
- подведение под понятие, выведение следствия;
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка
и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера.
В группе Коммуникативные
универсальные учебные действия надо сформировать
такие умения, как:
- планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владеть
монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка.
Таким образом, имеет важное значение
развитие познавательных психических
процессов у младших школьников в условии
реализации стандарта второго поколения.
Особое значение приобретает развитие
мышления и логической памяти младшего
школьника.
Следовательно тема выпускной
квалификационной работы является актуальной.
В психологии память рассматривается
как компонент общих и специальных
психологических способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена как первичная умственная способность.
Память лежит в основе
способностей человека и является условием
учения, приобретения знаний, формирования
умений и навыков. По мнению Выготского
Л. С без памяти невозможно нормальное
функционирование ни личности,
ни общества. Благодаря памяти человек
выделился из животного царства и
достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс
человека без постоянного улучшения этой психологической функции немыслим.[6]
Память входит в структуру интеллекта.
Память включена также в общую
способность к учению и обучаемости, является
необходимым условием накопления фонда
знаний и «интеллектуальных умений».
Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постоянно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредовованной.
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть возрастные психологические особенности младшего школьника и особенности памяти как важного познавательного психического процесса.
Задачи:
● изучить литературу по данной теме;
● подобрать адекватные методы
изучения темы;
● изучить ценность младшего
школьного возраста.
● с помощью отобранных методов
изучить возрастные психологические
особенности памяти младшего школьника.
● определить доминирующий вид памяти у младших школьников.
Объект исследования: возрастные познавательные психологические
особенности развития детей
младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития памяти в младшем школьном возрасте, как одного из важных познавательных психических процессов.
Гипотеза : исследования основана на предположении о том, что процесс развития памяти младших школьников будет эффективным, если будут созданы условия и использованы приёмы для её развития.
Методологической основой: являются исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. А. Смирнова, В. В. Давыдова, О. А. Андреева, Б. С. Волкова, К. П. Мальцевой и др.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Психологические
особенности детей младшего
школьного возраста
1.1. Психологическая
характеристика детей младшего
Как отмечает В. В. Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. [9]
Что же происходит с ребенком,
когда он приходит в школу? Происходит
перестройка всей системы отношений ребенка
с действительностью.
Как отмечал Б. С. Волков границы
младшего школьного возраста, совпадающие
с периодом обучения в начальной школе,
устанавливаются в настоящее время с 6-7
до 9—11 лет. В этот период происходит дальнейшее
физическое и психофизиологическое развитие
ребенка, обеспечивающее возможность
систематического обучения в школе. [5]
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании как в прежних формах отношений, так и в учебной деятельности. Изменяется статус ребенка как в обществе, так и в семье: он ученик, ответственный человек. Усваиваемые школьником эффективные средства общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.
По определению Л.С. Выготского «Учебная деятельность — это один из видов деятельности обучающихся,направленный на усвоение ими теоретических знаний, умений и навыков.»[6]
8
Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию.
Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития младшего школьного возраста не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Л.С. Выготский отмечал, что каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность.[6]
Структура учебной деятельности ( по Д. Б. Эльконину):
1) мотивация учения — система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;
2) учебная задача т. е.
система заданий, при выполнении
которых ребенок осваивает
3) учебные действия —это те действия,
с помощью которых усваивается учебная
задача, т. е. все те действия, которые ученик
делает на уроке;
4) действия контроля — те действия, с помощью
которых контролируется ход усвоения
учебной задачи;
5) действие оценки — те дейстаия, с помощью
которых оценивается успешность усвоения
учебной задачи.[34]
Как подчеркивал Д. Б. Эльконин,
впервые отношения «ребенок — учитель»
становится отношением «ребенок — общество».
В учителе воплощены требования общества,
в школе существует система одинаковых
эталонов, одинаковых мер для оценки. [34].
Информация о работе Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста