Воспитание прыгучести на занятиях волейболом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 07:04, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата дать определение прыгучести, выявить технику прыжка и понять: можно ли воспитать прыгучесть у человека.
Данные вопросы актуальные для спорта, в частности для спортивных игр, требующих от участников повышенной двигательной активности.
В свой работе я описываю технику выполнения прыжка, подробно говоря о каждой фазе выполнения данного действия. Затрагиваю вопрос о развитии прыгучести, рассматривая основные составляющие прыгучести, а также роль упражнений.

Содержание

Введение. 3
Прыгучесть в волейболе. 4
Развитие прыгучести. 7
Заключение. 9
Список литературы. 10

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_Vospitanie_pryguchasti.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Кемеровский  государственный университет»

(ФГОУ ВПО  КемГУ)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Воспитание прыгучести на занятиях волейболом»

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Панченко О.И.

Проверил преподаватель:

Монахова Е.Г.

 

 

 

 

 

 

 

г. Новокузнецк, 2013.

 

Содержание

 

Введение.

 

Цель данного  реферата дать определение прыгучести, выявить технику прыжка и понять: можно ли воспитать прыгучесть у человека.

Данные вопросы  актуальные для спорта, в частности  для спортивных игр, требующих от участников повышенной двигательной активности.

В свой работе я  описываю технику выполнения прыжка, подробно говоря о каждой фазе выполнения данного действия. Затрагиваю вопрос о развитии прыгучести, рассматривая основные составляющие прыгучести, а также роль упражнений.

Для развития прыгучести есть конкретные методы и упражнения, составленные для разных возрастных групп, а также есть контрольные  тесты, оценивающие подготовку спортсменов.

Задачи:

  • Выявить значимость прыгучести для волейболистов
  • Дать определение прыгучести
  • Рассмотреть технику прыжка
  • Рассмотреть методы развития прыгучести
  • Виды упражнений для развития прыгучести

 

 

Прыгучесть в волейболе.

 

Высокий уровень  прыжка дает возможность волейболисту эффективно выполнять такие технические приемы, как нападающий удар, блок и подачу в прыжке.

Прыгучесть  — это комплексное качество, основу которого составляет сила и быстрота мышечных сокращений с оптимальной амплитудой движений.

Для полного  представления о прыгучести вначале  разберем технику выполнения прыжка. Прыжковое движение состоит из двух фаз: фазы амортизации и фазы активного отталкивания. Первая фаза характеризуется тем, что центр тяжести идет вниз и приближается к точке опоры. Угол сгибания в коленном суставе составляет в среднем от 111° до 120°. Для этой фазы характерна уступающая работа мышц.

В фазе активного  отталкивания происходит удаление общего центра тяжести от площади опоры. Во время отрыва волейболиста от опоры наблюдается разгибание в коленном суставе. Эта фаза характеризуется преодолевающей работой мышц. Максимум усилий возникает в момент переключения от одного движения к другому, т.е. в момент перехода от уступающей к преодолевающей работе. При прыжках в волейболе время амортизации больше времени отталкивания и составляет соответственно: 187-224 и 98-117 м/с. При этом следует отметить, что у мастеров спорта время отталкивания значительно меньше, чем у спортсменов более низкой  квалификации. Эффективность же отталкивания в прыжках практически и определяется реактивной способностью мышц к проявлению определенного эффекта тотчас после механической нагрузки (в данном случае вес тела волейболиста) в фазе амортизации при быстром переходе от уступающего режима работы мышц к преодолевающему. В связи с этим мастера спорта имеют большой отрыв центра тяжести от опоры, в среднем он равен 84 см (у спортсменов II разряда 59 см).

Естественно, встает вопрос: когда же надо начинать развитие этого столь важного физического  качества и какие средства и методы наиболее эффективны в возрастном аспекте?

Для выявления  наиболее благоприятных периодов развития прыгучести была исследована динамика этого качества у юных волейболистов 10-18 лет (возраст ограничен пребыванием юных спортсменов в ДЮСШ). Было установлено, что с возрастом уровень развития прыгучести у юных волейболистов неуклонно повышается (в период 10-18 лет на 48,6 см). Среднегодовой прирост результатов за этот период составляет 6,07 см. Однако рост показателей прыгучести происходит неравномерно. Самый значительный прирост наблюдается в возрасте от 10-11 до 12 лет, т.е. попадает на начальный этап подготовки юных волейболистов. За этот период результат в прыжке в высоту с места увеличивается на 12,5 см. В период от 12 до 13 лет результат увеличивается на 5 см, что составляет 13,3%. С 13 до 14 лет и с 14 до 15 темпы прироста результата снижаются и соответственно равны 3,5 см (8,24%) и 2 см (4,35%). Следовательно, наименьший прирост величины прыжка у юных волейболистов наблюдается в период от 14 до 15 лет. Затем происходит постепенное увеличение высоты прыжка. Так, в период от 15 до 16 лет прирост составляет 4 см (8,33%), от 16 до 17 лет — 9,5 см (18,27%), а от 17 до 18 лет — 5,5 см (9,34%). Для тренеров очень важно не упустить этапы наиболее выраженной динамики изменения прыгучести у юного волейболиста и путем своевременного и целенаправленного применения средств и методов развития прыгучести успешно влиять на полное проявление этого очень важного физического качества.

Средний результат  сборной юношеской команды равен 79 см. Этот результат может служить как бы эталоном развития прыгучести у юных волейболистов.

Как известно, основу прыгучести составляют сила и быстрота мышечных сокращений. При развитии силы и скорости сокращения мышц ног  особое внимание необходимо уделить  разгибателям бедра, голени и сгибателям стопы. При изучении структуры прыгучести выделяются следующие факторы, определяющие уровень развития этого качества: максимальная сила, «взрывная сила» мышц, способность к быстроте двигательного акта, морфологические особенности игрока и способность к быстроте реагирования нервно-мышечного аппарата.

Особенно хочется  подчеркнуть, что прыгучесть определяется способностью нервно-мышечного аппарата к быстроте проявления максимального усилия (т.е. за минимальный отрезок времени проявить максимальную силу). Тренерам следует обратить внимание на такой факт. Выполнение в тренировке отталкиваний с места (т.е. обычные подскоки) мало способствует совершенствованию прыгучести, прыжки же, выполняемые после прыжков в глубину, являются более сильными раздражителями нервно-мышечного аппарата и в большей мере обеспечивают совершенствование его способности к быстроте проявления значительного усилия при отталкивании (в этом случае мышцы ног можно сравнить с пружиной, которая, укорачиваясь, сжимается, а потом быстро занимает исходное положение).

Роль упражнений с отягощениями в развитии прыгучести общеизвестна. Многие исследователи, а  также тренеры доказали эффективность использования отягощений в тренировке.

При выполнении упражнений с отягощениями не следует  забывать о допустимых на организм юного волейболиста нагрузках в зависимости от возраста и его физической подготовленности, а также о том, что упражнения с отягощениями должны быть скоростно-силового характера (приседание и быстрое вставание или выпрыгивание и т.д.). Угол сгибания в коленях должен быть 90-120°.

 

Развитие прыгучести.

 

Для развития прыгучести в основном пользуются следующими методами:

  • повторный метод,
  • метод непредельных усилий (30-50%),
  • метод круговой тренировки с применением упражнений с отягощением и различных прыжковых упражнений (6-8 станций),
  • метод кратковременных усилий (80-95% от максимума),
  • метод «до отказа»,
  • соревновательный и игровой методы.

В связи с  особенностями детского организма при развитии прыгучести с волейболистами до 14 лет можно использовать только первые три и последний методы, а с 15 лет можно использовать все предложенные методы.

Для развития прыгучести в группах предварительной и  начальной подготовки можно рекомендовать следующие упражнения.

Прыжок в  высоту с места, отталкиваясь двумя  ногами:

  1. из глубокого приседа:
  • с помощью рук 6-8 раз 4-5 подходов
  • без помощи рук 6-8 раз 4-5 подходов
  • с отягощением Зкг. 4-6 раз 3-4 подхода
  1. из приседа (угол между бедром и голенью 90 градусов)
  • без отягощения 6-8 раз 5-6 подходов
  • с отягощением 4кг. 4-6 раз 4-5 подходов
  • с партнером на плечах у  гимнастической стенки 3-5 раз 2-3 подхода
  1. из приседа (угол между бедром и голенью 120 градусов)
  • без отягощения 8-10 раз 5-6 подходов
  • с отягощением до 5кг. 4-6 раз 4-5 подходов
  • с партнером на плечах стоя у стены 3-5 раз 2-3 подхода
  1. выпрыгивание на одной ноге (пистолет) из глубокого приседа:
  • с помощью рук 4-5 раз 4-5 подходов
  • без помощи рук 3-4 раза 4-5 подходов
  • с отягощением до 2-4 кг 2-3 раза 2-3 подхода

Прыжки в  глубину (с предмета 40-50 см) с последующим  выпрыгиванием вверх, доставая какой-либо предмет на максимальной высоте, или  напрыгивание на предмет высотой 30-35 см 10 раз 3-4 подхода.

Обязательно надо давать упражнения на быстроту пробегания отдельных небольших отрезков, а также челночный бег 3x3, 3x4 и т.д.

В учебно-тренировочных  группах можно использовать указанные  упражнения, увеличивая только количество повторений (до 10-12), количество подходов (до 6-8), высоту предметов до 50-60 см, отягощение до 8-10 кг, также могут быть добавлены упражнения со штангой весом до 30-35 кг. Следует применять прыжки в длину на одной (до 5 прыжков) и двух ногах (до 10 прыжков). При этом должно соблюдаться одно условие — выполнять столько прыжков на одной ноге, сколько и на другой, чтобы избежать нарушений при сращивании тазовых костей.

В группах спортивного  совершенствования целесообразны  все средства и методы, применяемые  со взрослыми волейболистами: прыжки в глубину (высота предмета 60-80 см) с  последующим выпрыгиванием, прыжки серийные через легкоатлетические барьеры, на 5-10 см превышающие максимальную высоту прыжка игрока, количество прыжков 80-100 за тренировку, преодолевание дистанции 20-30 м прыжками: с ноги на ногу, 2 на правой — 2 на левой и так всю дистанцию, 3 на правой — 3 на левой, так же всю дистанцию и т.д., а в конце всю дистанцию преодолеть на правой, а затем на левой ноге. Включаются упражнения со штангой (50-60% от максимального), если упражнения выполняются на двух ногах, и до 30% максимального веса, если упражнения выполняются на одной ноге (имеется в виду приседание с последующим выпрыгиванием и прыжки). Отрезки на быстроту увеличиваются до 9-12 м.

Развитие прыгучести можно контролировать с помощью  трех тестов:

  • Прыжок с места толчком двумя ногами (определяется высота подъема ОЦТ по прибору Абалакова в см) из трех попыток берется лучшая.
  • Прыжок с разбега толчком двумя ногами с касанием рукой разметки на максимальной высоте, также из трех берется лучшая.
  • То же, что и предыдущий, но определяется разница между величиной доставания максимальной высоты и показателем высоты, зафиксированным у игрока, стоящего с вытянутой рукой на носках.

 

Заключение.

 

Высокий уровень  прыжка дает возможность волейболисту эффективно выполнять такие технические  приемы, как нападающий удар, блок и подачу в прыжке.

Проанализировав технику прыжка, становится ясно, что  существует множество методов и  упражнений для совершенствования  и развития прыгучести у спортсменов.

 

Список литературы.

 

  • Сайт «спорт в твоём дворе» http://www.dvorsportinfo.ru/articles/volejbol-razvitie-pryguchesti
  • Сайт «Otherreferats» http://otherreferats.allbest.ru/sport/00246790_0.html

Информация о работе Воспитание прыгучести на занятиях волейболом