Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 14:47, реферат
Физическое воспитание - это система мероприятий, направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы.
Основными задачами физического воспитания являются:
обеспечение всестороннего физического развития, укрепление здоровья и совершенствование функциональных возможностей организма;
Гигиенические основы физического воспитания детей
Гигиенические основы закаливание детей
Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания и обучения детей.
Список использованной литературы
Содержание
Физическое воспитание - это система мероприятий, направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы.
обеспечение всестороннего физического развития, укрепление здоровья и совершенствование функциональных возможностей организма;
формирование и совершенствование основных двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости;
развитие волевых и моральных качеств, воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества;
воспитание рациональных гигиенических навыков, овладение знаниями по гигиене физических упражнений и самоконтролю.
Центральной проблемой физического воспитания является нормирование объема и интенсивности двигательного компонента, которое осуществляется в соответствии с половозрастными особенностями личности, ее здоровьем, жилищно-бытовым и социальным статусом.
Физическое воспитание школьников должно отвечать следующим гигиеническим принципам: постепенность, систематичность, комплексность, соответствие функциональным возможностям индивидуума, то есть применение разных средств физвоспитания при условии постепенного перехода от малых нагрузок к большим, от простых упражнений к сложным, с учетом строгой систематичности занятий, проводимых по определенному плану, в сочетании со средствами закаливания, питания, восстановления на фоне благоприятных условий внешней среды.
Физическое воспитание школьника в значительной мере определяется состоянием здоровья. Поэтому перед началом каждого учебного года школьник проходит медицинское обследование на предмет определения ограничений в уровне и интенсивности мышечной нагрузки, на основании которого он зачисляется (утверждается, приказом директора, школы) в одну из следующих медицинских групп:
Основная. Здоровые дети (или с незначительными отклонениями в здоровье), выполняющие в полном объеме школьную программу физвоспитания и при желании, занимающиеся дополнительно в спортивных секциях по интересам.
Подготовительная. Дети с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, недостаточной физической подготовленностью, дисгармонией в физическом развитии. Занимаются в школе по программе физвоспитания с удлинением сроков завершения освоения двигательных навыков. Есть некоторые индивидуальные ограничения в занятиях в спортивных секциях.
Специальная. Дети с заболеваниями преимущественно хронического течения с обратимыми (подгруппа А) или необратимыми (подгруппа Б) изменениями в организме. Для них разрабатывается специальная программа физического воспитания в соответствии с характером имеющейся патологии.
В процессе физвоспитания школьника должны решаться образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Оздоровительная функция школьного физвоспитания заключается:
- в повышении неспецифической
устойчивости организма к
- в оптимизации роста и
- в совершенствовании
- в повышении регулирующей
- в улучшении функционального статуса организма на фоне создания положительных эмоций.
Гигиенические принципы физ.воспитания
Соблюдение гигиенических нормативов, регламентирующих все стороны физического воспитания школьника, создает благоприятные условия для гармоничного развития; в противном случае возможны патологические сдвиги в организме.
Одним из важнейших гигиенических принципов, обеспечивающих оздоровительную эффективность физического воспитания, является оптимальный двигательный режим.
Гигиенической нормой двигательной активности считается количественная ее величина, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка. Гигиеническое нормирование подразумевает объем, интенсивность, временной интервал движений, их половозрастные особенности, сроки начала учебно-тренировочной деятельности по видам спорта.
Современные школьники страдают и от недостатка двигательной активности (гипокинезия) и от ее избытка (гиперкинезия). Обе имеют существенное негативное воздействие на состояние здоровья ребенка и проявляются в дефектах осанки, неврозах, плоскостопии, близорукости, функциональной несостоятельности различных органов и систем, признаках переутомления, перенапряжения, перетренированности.
Следует отметить неодновременность развития двигательных качеств организма:
Увеличение скоростных
Ловкость заметно меняется в 7- 10 лет.
Способность переносить тело в пространстве повышается с 4 до 17 лет, точность попадания в цель - в младшем школьном возрасте. Сила мышц наиболее существенно возрастает с 11 до 16 лет.
Выносливость к статическим усилиям (вис, упор) - в 14-16 лет (мальчики) и 11-13 лет (девочки). Поэтому физическое воспитание в начальных классах направлено на развитие и совершенствование координации движений, дыхательной системы, выработку правильной осанки. В 5-8 классах акцент делается на воспитание скоростных качеств и ловкости движений, в старших - на воспитание выносливости и силы.
Средства и формы физического воспитания.
Важная роль отводится вводной гимнастике. Целью ее является активизация обменных процессов перед началом занятий, что способствует повышению работоспособности учеников. Проведение вводной гимнастики на открытом воздухе стимулирует закаливающие процессы и повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
В основе вводной гимнастики лежит комплекс физических упражнений с участием разных групп мышц: плечевого пояса, спины, живота, ног (наклоны, повороты, движения руками, головой, приседания, выпады, подскоки). Не рекомендуются упражнения со сложной координационной нагрузкой и силового характера. Длительность этой гимнастики для младших школьников 5-6 мин, для остальных 6-8 мин.
Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные "минутки" (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.
Основной формой физ.воспитания все же является урок физической культуры.
На Программа уроков строится на основе чередования циклов: гимнастика, легкая атлетика (бег, уроке должны решаться оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи. Прыжки в длину и в высоту, метание гранат, толкание ядра), лыжная подготовка и спортивные игры. Степень сложности определяется возрастом школьников.
Урок физического воспитания в школе проводится 2 раза в неделю. Многие исследователи считают, что этого времени явно недостаточно, чтобы оптимизировать суточную двигательную активность школьника. Поэтому всем школьникам необходимо включать в режим дня дополнительные формы мышечной деятельности, интенсивность и периодичность которых следует сопоставлять с функциональными возможностями организма. Безусловно, следует дифференцировать нагрузку по половому признаку.
Гигиенические требования к уроку физкультуры в школе:
Важным средством физического воспитания является закаливание, которое укрепляет здоровье, делает человека способным без каких-либо отрицательных воздействий переносить жару и холод, значительные перепады внешней температуры, сохраняя при этом хорошее самочувствие и высокую работоспособность. Закаливание не только повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка.
Физиологические аспекты закаливания
Сущность закаливания к холоду состоит в том, что раздражение рецепторов кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей вызывает кратковременное сужение поверхностных сосудов, при этом кровь оттекает к внутренним органам, сохраняя тепло. Одновременно усиливается обмен веществ, который приводит к выработке дополнительного тепла и расширению сосудов. По мере систематического повторения раздражающего воздействия создается тренированность саморегуляции вегетативных функций. Ребенок не чувствует охлаждения, а внешнее раздражающее холодовое воздействие ограничивается только «игрой сосудов» (сужением и расширением) на месте действия раздражителя. Сокращается время от первичного спазма сосудов до их расширения.
У незакаленного ребенка сужение поверхностных сосудов происходит значительно медленней, что способствует потере тепла организма. Отсутствует «игра сосудов», наблюдается бледность кожных покровов. Действие химической терморегуляции задерживается, наступает переохлаждение организма, и ребенок может заболеть.
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка, его состояния здоровья, условий жизни и среды, индивидуальных свойств его нервной системы и организма в целом. Этот принцип закаливания особенно важен для детей с нарушением в состоянии здоровья.
Перед проведением закаливающих процедур детей необходимо распределить на группы по состоянию здоровья.
1 группа – дети здоровые, редко
болеющие. Таким детям показаны
все формы закаливания и
2 группа – дети с
Информация о работе Гигиенические основы физического воспитания детей