Количественное определение
работоспособности имеет большое
значение при организации процесса
физического воспитания и учебно-тренировочной
работе, при разработке двигательных
режимов для тренировок, лечения
и реабилитации больных, при
определении степени утраты трудоспособности
и т.д.
Для оценки физической
работоспособности в спортивно-медицинской
и педагогической практике используются
спец. приборы; велоэргометры, степэргометры
(восхождение на ступеньку-вышагивание),
бег на тредмиллях (бегущая дорожка).
Наиболее часто об
изменениях уровня физической
работоспособности судят по изменению
максимального потребления кислорода.
(МПК). [или по мощности нагрузки,
при которой частота сердечных
сокращений (ЧСС) устанавливается
на уровне 170 ударов в 1 минуту
(РWС 170)]. Существует много разнообразных
методов определения МПК, в
том числе как прямого, так
и непрямого (прогнозтического) характера
определения МПК.
Прямой метод оценки
достаточно сложен, т.к. требуется
специальная аппаратура и высокой
квалификации персонал, проводящий
измерения.
Более простой непрямой
метод оценки МПК, который осуществляется
с помощью номограмм, но он
недостаточно точный.
В последнее время
наряду с термином “физическая
работоспособность” широко используют
понятие “физическое состояние”,
под которым понимают готовность
человека к выполнению физической
работы, занятиям физическими упражнениями
и спортом. Трактовка “физического
состояния” обусловила выбор
МПК как наиболее объективного
показателя физического состояния.
Однако следует отметить,
что физическое состояние не
может определяться одним каким-либо
показателем, а определяется совокупностью
взаимосвязанных признаков, в
первую очередь такими факторами,
как физическая работоспособность, функциональное
состояние органов и систем, пол, возраст,
физическое развитие, физическая подготовленность.
Понятие “физическое
состояние” равнозначно термину
“физическая кондиция” (за рубежом).
Чем выше уровень физического
состояния, тем существеннее различия
в показателе МПК. Определить
МПК (показатель физического состояния)
в естественных условиях можно
с помощью 12я1 минутного теста
(Купера), предусматривающего измерение
максимального расстояния, которое
преодолевает за это время
человек. Установлено, что между
длиной дистанции и потреблением
кислорода существует взаимоотношения
(взаимозависимость).
Дистанция бега
(км) Время бега
(мин) Оценка ЧСС уд/мин МПК
1/мин*кг
1,6-1,9 неудовлет. 135 25,0-33,7
2,0-2,4 12 мин удовлет. 140 33,8-42,5
2,5-2,7 хорошо 145 42,6-51,5
2,8-более отлично 150 51,6-более
Возраст МПК ЧСС Оценка
30
31-40
41-50
51 - более 33,0 43,0 52,0
30,0 39,0 48,0
27,0 35,0 45,0
25,0 32,0 43,0 150
140
135
130 удов. хор. отл.
удов. хор. отл.
удов. хор. отл.
удов. хор. отл.
ЧСС измеряется за 10
сек х 6, за 15 сек х 4
С ростом физического
состояния все показатели работоспособности
заметно возрастают, значительно
расширяется объем функциональных
резервов.
Методы повышения физической
работоспособности.
Рассматривая физические
упражнения как одно из основных
средств оптимизации двигательной
активности, следует признать, что
на современном этапе реальная
физическая активность населения
не отвечает взросшим социальным
запросам физкультурного движения
и не гарантирует эффективного
повышения физического состояния
населения.
Системы специально
организованных форм мышечной
деятельности, предусматривающие повышение
физического состояния до должного
уровня (“кондиции”), получили название
“кондиционных тренировок” “оздоровительных”.
Методы таких тренировок
различаются по периодичности,
мощности и объему.
Существуют три метода
таких тренировок:
Первый метод предусматривает
преимущественное использование
упражнений циклического характера
(ходьба” бег, плавание, велосипед),
проводимых непрерывно 30 и более
минут.
Второй метод предполагает
применение упражнений скоростно-силового
характера (бег в гору, спортигры,
упражнения с оттягивающими, сопротивлением,
тренажеры), деятельность работы
от 15 сек до 3 минут с числом
повторений 3-5 раз с периодами
отдыха.
Третий метод использует
комплексный подход к применению
физических упражнений, стимулирующих
как аэробную, так и анаэробную
производительность, совершенствующих
двигательные качества.
Умственная работоспособность.
Утомление и его профилактика.
Работоспособность человека
определяется его стойкостью
к различным видам утомления
- физическому, умственному и др.
и характеризуется продолжительностью
качественного выполнения соответствующей
работы. Умственная работоспособность
студентов, например, определяется
успешностью усвоения учебного
материала. Умственная работоспособность
в значительной мере зависит
от состояния психофизиологических
качеств студентов. К их числу
следует отнести общую выносливость,
в том числе и физическую, быстроту
мыслительной деятельности, способность
к переключению и распределению,
концентрации и устойчивость
внимания, эмоциональную устойчивость.
Важное значение для
успешного профессионального обучения
имеет состояние здоровья студентов,
их стойкость к неблагоприятным
воздействиям внешней среды. Умственная
работоспособность не постоянна,
она изменяется на протяжении
рабочего дня. В начале она
низкая (период врабатывания), затем
поднимается и какое-то время
удерживается на высоком уровне
(период устойчивой работоспособности),
после чего снижается (период
некомпенсированного утомления).
Такое изменение умственной
работоспособности может повторяться
дважды в день. Умственная работоспособность
человека в значительной мере
зависит от времени суток. Суточный
физиологический ритм функций
систем организма определяет
повышенную интенсивность деятельности
органов и систем в дневное
время и пониженную - в ночное
время.
Умственная работоспособность
изменяется и в течении недели.
На понедельник приходится стадия
врабатывания, на вторник, среду
и четверг -высокая работоспособность,
а развивающееся утомление приходится
на пятницу и субботу. Именно
поэтому в воскресенье следует
больше внимания уделять физической
подготовке и занятиям спортом.
Они снижают утомление. Что
же такое утомление ?
Утомление - это физиологическое
состояние организма, проявляющееся
во временном снижении его
работоспособности в результате
проведенной работы.
Ведущими причинами
утомления являются нарушения
в слаженности функционирования
органов и систем. Так, нарушается
обмен веществ в периферическом
нервно-мышечном аппарате, угнетается
активность ферментативных систем,
понижается возбудимость и проводимость
сигналов, происходят биохимические
и биофизические изменения рецептивных
и сократительных элементов структуры
мышц. В ЦНС наблюдается снижение
возбудимости и ослабление возбуждения
нервных центров из-за мощной
проприоцептивной импульсации. В
эндокринной системе наблюдается
либо гиперфункция при эмоциональном
напряжении, либо гиперфункция при
длительной и истощающей мышечной
работе.
Нарушения в вегетативных
системах дыхания и кровообращения
связаны с ослаблением сократительной
способности мышц сердца и
мышц аппарата внешнего дыхания.
Ухудшается кислородно-транспортная
функция крови.
Таким образом утомление
является сложнейшим физиологическим
процессом, начинающимся в высших
отделах нервной системы и
распространяющимся на другие
системы организма.
Различают субъективные
и объективные признаки утомления.
Утомлению, как правило, предшествует
чувство усталости. Усталость
- сигнал, предупреждающий организм
о дезорганизации в первичной
деятельности коры мозга. К
чувствам, связанным с усталостью
можно отнести: чувство голода,
жажда, боли и т.д.
О значении знания
степени утомления при различных
видах умственного труда можно
судить из того, что в стране
каждый четвертый трудящийся
занят умственным трудом. Существует
множество видов умственного
труда. Отличаются они организацией
трудового процесса, равномерностью
нагрузки, степенью нервно-эмоционального
напряжения.
Представители умственного
труда объединены в отдельные
группы. Таких групп семь:
Инженеры, экономисты, бухгалтеры,
работники канцелярий и др. Работу
они выполняют в основном по
заранее разработанному алгоритму.
Работа протекает в благоприятных
условиях, небольшое нервно-эмоциональное
напряжение;
Руководители учреждений
и предприятий больших и малых
коллективов, преподаватели средней
и высшей школы. Для них характерны
нерегулярность нагрузки, необходимость
принимать нестандартные решения.
Научные работники,
конструкторы, творческие работники,
писатели, артисты. Их работе свойственно
создание новых алгоритмов, что
повышает степень нервно-эмоционального
напряжения.
Группа лиц, работающих
с машинами, оборудованием. Так
называемый операторский труд. Высокая
концентрация внимания, мгновенная
реакция на сигналы. Разная
степень умственного и нервно-эмоционального
напряжения.
Наборщики, контролеры,
сборщики и др. Им свойственно
высокое нервно-эмоциональное напряжение
и локальное мышечное напряжение.
Медицинские работники.
Их труд связан с большой
ответственностью и высоким нервно-эмоциональным
напряжением, особенно у хирургов
и сотрудников скорой помощи.
В эту группу объединены
студенты и учащиеся различных
учебных заведений. Их труд
требует памяти, внимания, мыслительных
процессов, т.к. они постоянно
воспринимают новую и в большом
количестве информацию. Им присуще
- ограничение двигательной активности,
большое напряжение высших отделов
ЦНС, психическое и эмоциональное
напряжение.
Невнимательное отношение
к чувству усталости, которое
заложено в особенностях умственного
труда, приводит к переутомлению,
к перенапряжению.
Переутомление - это
крайняя степень утомления находящаяся
уже на грани с патологией.
Переутомление может быть результатом
больших физических и умственных
нагрузок. Часто переутомление вызывают
и неправильный образ жизни,
недостаточный сон неправильны
режим дня и т.д. К переутомлению
приводят ошибки в методике
подготовки, недостаточный отдых.
В состоянии хронического переутомления
организм становится более уязвимым,
снижается его сопротивляемость
к инфекционным заболеваниям. Таким
образом, если утомление углубляется
и не сменяется охранительным
торможением, то можно говорить
о переутомлении. При умелом
перераспределении умственного
и физического труда можно
добиться высокой производительности
труда и сохранить на долгие
годы работоспособность.
Цикличность возбуждения
и торможения в корковой деятельности
мозга -“корковая мозаика” - причина
неутомимости многих жизненно
важных органов в организме.
Ритм жизнедеятельности организма
- основа мероприятий для борьбы
с переутомлением. Необходимо понижать
возбудимость корковых нервных
клеток, повышать их чувствительность
к раздражителям. Этим целям
служат восстановительные мероприятия,
о которых речь пойдет ниже.
При длительном умственном
(интеллектуальном) труде, как и
при неправильно поставленном
учебно-тренировочном процессе, при
нагрузках превышающих возможности
организма может возникнуть ряд
состояний, таких как: - перенапряжение
и перетренированность.
Перенапряжение- это не
только физиологическое. психологическое
и биохимическое, но и социальное
явление. Перенапряжение центральной
нервной системы, вызывающее упадок
сил. может привести к возникновению
психических нарушений, к поражению
внутренних органов. Иногда перенапряжение
проходит быстро и бесследно,
когда достижение цели принесло
удовлетворение. В случаях, когда
цель не достигнута, может наступить
длительное психическое расстройство,
прежде всего бессонница, которая
может сопровождаться навязчивыми
мыслями. В результате бессонницы
и повышенного эмоционального
возбуждения у человека появляются
неадекватные реакции на действие
окружающих, ухудшается физическое
состояние.
Перетренированность
- это состояние, при котором
в качестве ведущего признака
выступает перенапряжение ИНС.
т.е. невроз. Спортсмен становится
раздражительным, обидчивым, у
него нарушается сон. ухудшается аппетит.
Он худеет. Ухудшается координация движений,
изменяется сердечный ритм, повышается
кровяное давление.
На стандартные нагрузки
организм перетренированного спортсмена
отвечает большей, чем прежде
реакцией:
растет частота пульса;
нарастает кровяное
артериальное давление;
ухудшается легочная
вентиляция, возрастает кислородный
долг.
При тяжелой степени
перетренированности занятия спортом
немедленно прекращаются на 2-3 недели.
Причиной перетренированности являются
не только чрезмерные, но и
частые однообразные тренировки,
а также нарушения тренировочного
режима.
Использование чрезмерных
физических и психических нагрузок,
несоблюдение режима дня и
питания могут приводить к
различным заболеваниям. Во многом
патологические нарушения возникают
в результате снижения иммунобиологической
активности. В состоянии высокой
спортивной форме спортсмен чаще
простуживается, легче заболевает
гриппом, ангинами и т.п. Очевидно,
высокая тренированность, связанная
с использованием больших нагрузок,
и психическое напряжение перед
ответственными соревнованиями, снижают
иммунобиологическую реактивность,
что ведет к снижению сопротивляемости
организма к внешним воздействиям.