Домашняя контрольная работа по "Теории физического воспитания и развития ребенка "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

Тема№1.Здоровье и здоровый образ жизни
Дать определение и понятия здоровый образ жизни.

Тема№2. Системы формирования культуры двигательной деятельности
Характеристика системы физического воспитания в Древней Греции.

Тема№3. Система физического воспитания в РФ.
Характеристика теоретико-методических основ системы физического воспитания.

Тема№4. Характеристика методов физического воспитания
Характеристика методов строго-регламентированного упражнения.

Тема№5. Основа развития психо-физических качеств
Средство и методы воспитания силы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная раюота по физо(5 тем).docx

— 44.61 Кб (Скачать файл)

Тема№1. Здоровье и здоровый образ жизни.

Дать определение понятия здоровый образ жизни.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ  жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни  включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный  труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. 
 
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. 
 
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. 
 
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Личная гигиена  – она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Тема№2. Системы, формирования культуры двигательной деятельности.

Характеристика  системы физического воспитания в Древней Греции.

Тем временем мальчики приобретали всестороннее интеллектуальное развитие, всячески совершенствуя культуру тела. Иногда мальчики 7-14 лет учились в частных  школах грамматистов и кифаристив. Занятие проводили учителя, которых называли дидаскалами (от греческого слова «дидаско» - учу). В школах грамматистов учили писать, читать и считать. В школах кифаристив (музыки) ученикам кроме элементарной грамоты предоставляли литературное образование и эстетичное воспитание.

Обучение  юношей в таком случае осуществлялось одновременно или последовательно - сначала в школе грамматистов, а потом - кифаристов. Эти школы были частными и платными.2

В школе - палестре подростки 14-16 лет занимались популярными на то время видами спорта, совершенствуя физическое состояние. С ними проводили беседы по политическим и моральным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре занимались наиболее известные граждане государства.

Юноши 17-18 лет из семей зажиточных аристократов воспитывались в самих гимназиях, изучали философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться  к участию в управлении государством и заниматься гимнастикой.

Юноши 18-20 лет готовились к военной службе в группах эфебий, где продлевалось их военно-физическое воспитание. Они изучали оружие, морское дело, фортификацию, военные уставы, законы государства, принимали участие в общественных праздниках и театральных спектаклях.

В общем, таким образом, в Афинах реализовывалась  идея «калакагатии» - гармонического развития личности, в котором все содержание воспитания направлялось на достижение физического и духовного совершенства. Кроме того, наиболее способные юноши продолжали свое обучение еще почти 10 лет в академии, основанной Сократом для подготовки философов и крупных политиков.3

Сегодня известно имя одного из немногих известных  древних педотрибов - Фарнака, сын Фарнака. С.О. Семенов-Зусер анализируя надпись в его честь пришел к заключению, что этот специалист был приглашенный из Синопы в Пантикапей по найму. Это может свидетельствовать о своеобразном обмене кадрами в области физической культуры уже во времена античности и важность телесного воспитания не только в самой Греции, но и за ее пределами, в тех государствах, которые переняли греческую методику преподавания физической культуры.4

Некоторые ученые допускают также, что руководители гимназий и палестр могли одновременно выступать предводителями эфебий, государственных организаций подготавливающих свободнорожденных юношей 18—20 лет к военной и гражданской службе.

Очевидно, должность работника гимназии была очень почетной. Об этом могут свидетельствовать  археологические данные из греческой  колонии Херсонеса. Отметим, что  в городах Боспорского царства упоминания о гимнасиархах встречаются лишь среди должностных лиц культовых объединений - фиасов ІІ- ІІІ ст. н.е. Ни на одной из древних мраморных плит, найденных в Херсонесе, имена гимнасиархов не повторяются дважды, даже в надписях, которые датируются одним годом. Можно сделать вывод о выборности, а не наследственности данной должности и небольшую продолжительность пребывания гимнасиархов на данном посту. Тот факт, что в перечне должностных лиц членов религиозных союзов в римский период были найдены имена руководителей гимназий и палестр свидетельствует о роли системы физического воспитания в Древней Греции, традициях физической культуры и постоянной заботе о здоровье и надлежащем физическом состоянии молодого поколения.

В каждой гимназии находилась палестры - залы для  занятия борьбой, боксом, бегом и  другими видами спорта. Палестры могли  существовать и отдельно, как заведения  физической культуры, но не одна гимназия не строилась без палестры. Палестра была замкнутой колоннадой без крыши, внутри которой находился зал  для упражнений. Поль в палестре был земляным. Вокруг этого зала помещались небольшие крытые комнаты  для обмывания, отдыха, натирание  маслом и песком, жертвоприношений и т.п.5

По прибытии в гимнасию или палестру спортсмены полностью раздевались. Лишившись защитного слоя одежды, они должны были по-особому ухаживать за кожей.

Готовясь  к тренировке, спортсмен покрывал тело оливковым маслом, а затем  посыпал его мелким песком. Смесь  масла и песка помогала регулировать температуру тела, а также защищать от солнечных лучей и палки  тренера, которой тренер бил атлета, если тот неправильно выполнял упражнение.

По окончании  соревнования спортсмен брал свою лопаточку (strigil), имевшую форму  изогнутой пластины, и соскребал с кожи пот, масло и песок. Заканчивалась процедура обмыванием тела водой с губкой. Необходимое для этих целей снаряжение было исключительно простым:

- сосуд,  разновидность небольшой бутылки,  часто глиняной, наполненный маслом;

- лопатка;

- губка.

Все эти  предметы были соединены кольцом, которое  атлет прикреплял к стене гимнасии или палестры.

Мальчиков также учили красивой походке, давали внешнюю выправку и манеры. Школы  должны были открываться с восходом Солнца и закрываться при его  заходе. Взрослым было запрещено посещать палестры, хотя впоследствии это запрещение на практике обходилось.

Еще в  раннем возрасте детям мужского пола прививался дух борьбы и состязательности и делался акцент на подвижных  физических играх (таблица 1).

 

Таблица 1

Система физического воспитания Древней  Греции

Возраст

До 7 лет

7-12 лет

12-14 лет

17-18 лет

18-20 лет

Виды занятий

Приучение детей  к подвижным состязатель-ным играм

Обучение в школах кифаристов и грамматистов, свободные физические игры

Переход в палестры – гимнастичес-кие занятия, переход к пятиборью, кулачным боям и панкратиону

Учеба в гимназиях  – углубленные занятия всеми  популярными видами спорта, орхестрика и палестрика

Военная подготов-ка в эфебиях


 

Семилетнего мальчика отдавали в школу, где его учили читать, писать и гимнастике. В 12-14 годовом  возрасте мальчики переходили в гимнастическую школу - палестру, где на протяжении 2-х лет проходили специальный  курс физического воспитания: учились  бегать, прыгать, бороться, плавать, метать копье и диск. Бег, прыжки, подъем по обрывам верх, борьба и плавание - сначала без одежды, а потом  с полным вооружением - широко практиковались.

Тема№3. Система физического воспитания в РФ

Характеристика  теоритико-методических основ системы физического воспитания.

Социально-экономические  основы.

Система физического воспитания тесно связана с другими социально-экономическими системами общества: экономикой, политикой, наукой и культурой. Будучи одной  из сфер проявления общественных отношений, происходящих в данных системах.

Объективной основой этих связей является включенность системы  физического воспитания в общественное производство. Однако, воздействие на общественное производство она оказывает косвенным путем. Система не участвует непосредственно в создании общественного продукта. Но она оказывает на эту сферу опосредованное воздействие через субъекта производственных отношений - человека.

Своими различными формами  система физического воспитания включена во все основные виды социальной деятельности человека. Система физического  воспитания удовлетворяет не только его биологические потребности  в движении, но и социальные - формирование личности, совершенствование общественных отношений (физкультурная и спортивная деятельность подчиняется строгим  правилам и нормам поведения).

Реализуя свои воспитательно-педагогические функции, система физического воспитания способна решать задачи нравственного, эстетического, трудового и интеллектуального развития.

Система физического воспитания является развитой сферой экономических  отношений.

Будучи сложной по своему организационному строению (сочетание  принципов государственного и общественного  руководства), она сочетает в себе и различные по происхождению  источники финансирования и материально-технического обеспечения: государственный бюджет, общественные фонды, средства предприятий, профсоюзов, кооперативных обществ, спонсорская помощь и др.

В экономическом плане  система выступает как отрасль народного хозяйства, включающая в себя развитую сеть производств материального и нематериального характера. В сфере материального производства труд работников отрасли имеет материальную, вещественную форму: спортивные сооружения, инвентарь, обувь, одежда. Но эта сфера носит обслуживающий характер по отношению к главной сфере системы физического воспитания - непроизводственной, направленной на физическое совершенствование человека.

Правовые основы.

Система физического воспитания опирается на определенную совокупность нормативных актов, регулирующих ее функционирование. Эти акты имеют  различную юридическую силу (законы, постановления, указы, инструкции). Особое место среди них занимает Конституция, в которой закреплено право людей  на физическое воспитание. Имеются  и другие нормативные документы, определяющие деятельность организаций  и учреждений, обеспечивающих физическое воспитание (детские сады, школы, ПТУ, вузы и т.д.).

Методические основы.

Методические основы раскрываются в закономерностях физического  воспитания и соответствующих им рекомендациях по реализации принципов  обучения и воспитания, а так же по использованию средств, методов  и форм организации занятий в  каждой социальной группе населения.

В методических основах  выражается характерная черта системы  физического воспитания - ее научность. Исходные теоретические положения  и способы их практической реализации разрабатываются с опорой на фундаментальные  науки (философию, социологию, педагогику, психологию, биологию и др.) целым  комплексом специализированных теоретических  и спортивно-педагогических наук.

Программно-нормативные  основы.

Программно-нормативные  основы раскрываются в трехступенчатой  системе взаимосвязанных нормативных  требований к уровню физической подготовленности и физического образования населения.

1) Единые государственные  программы физического воспитания  определяют обязательный минимум  физического воспитания, осуществляемый  в яслях, детских садах, общеобразовательных  школах, в средних специальных  и высших учебных заведениях.

Информация о работе Домашняя контрольная работа по "Теории физического воспитания и развития ребенка "