Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Основная часть…………………………………………………………….....…..4
Элементы Здорового образа жизни………………………………………..…..4
Питание………………………………………………………………………..….5
Эмоции……………………………………………………………………………7
Гимнастика……………………………………………………………………….8
Закаливание ………………………………………………………………….....11
Советы здорового образа жизни…………………………………………...…12
Заключение …………………………………………………………………..…16
Список литературы……………………………………………………….……17

Вложенные файлы: 1 файл

Здоровй образ жизни.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Омский государственный  Педагогический Университет

 

 

 

 

Реферат на тему: «Здоровый  образ жизни»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Группы П-12

Кирпун Р.Н.


 

 

 

 

 

 

 

Омск-2013 
Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

Основная часть…………………………………………………………….....…..4

Элементы Здорового  образа жизни………………………………………..…..4

Питание………………………………………………………………………..….5

Эмоции……………………………………………………………………………7

Гимнастика……………………………………………………………………….8

Закаливание ………………………………………………………………….....11

Советы здорового образа жизни…………………………………………...…12

Заключение …………………………………………………………………..…16

Список литературы……………………………………………………….……17

 

 

 

 

Введение

Здоровый образ  жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом. 
В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи — укрепление здоровья индивидуума.

Актуальность здорового  образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с  усложнением общественной жизни, увеличением  рисков техногенного, экологического, психологического, политического и  военного характера, провоцирующих  негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки  зрения на здоровый образ жизни: «здоровый  образ жизни — это система  разумного поведения человека (умеренность  во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ  от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в  рамках попущенной Господом земной жизни».

 

Основная часть

Элементы Здорового образа жизни

Здоровый образ жизни  — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой  формах жизнедеятельности человека.

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных  возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний  внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них  считают базовыми: 
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; 
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; 
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными. 
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов; 
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей; 
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; 
•закаливание;

На физиологическое состояние  человека большое влияние оказывает  его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому  некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты  ЗОЖ: 
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями; 
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; 
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Формирование здорового  образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях: 
• социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа; 
• инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль; 
• личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Питание.

Сохранение здоровья населения  является одной из задач государственной  важности.

В последние годы благодаря  возрастающей технизации и автоматизации многих производственных процессов уменьшилась доля физической работы, соответственно снизился расход энергии. Это привело к тому, что энергетическая ценность пищи превышает энергозатраты. В связи с этим резко увеличилось число людей, страдающих ожирением и связанными с ним хроническими неинфекционными заболеваниями. К их числу можно отнести так называемые массовые дегенеративные болезни, главным образом атеросклероз, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, сахарный диабет, подагру.

Значительно изменилось использование  некоторых основных продуктов: увеличивается  потребление продуктов животного  происхождения, овощей и фруктов, сахара. Вместе с тем общая доля сложных  углеводов в питании постепенно уменьшается.

Болезни, связанные с недостаточным  питанием, вызываются неудовлетворительным обеспечением организма железом, тиамином, рибофлавином, фолиевой кислотой и кальцием, что, в частности, приводит к развитию гиповитаминозов и гипомикроэлементозов

По определению академика  А.А.Покровского, рациональное питание – это, прежде всего, правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей продукта, избыток его не только не принесет добра, но может причинить здоровью серьезный вред.

В последние годы особенно много говорят об опасности чрезмерного  потребления жиров и углеводов, в результате которого развивается  ожирение со всеми вытекающими последствиями: сахарным диабетом, нарушением функции  печени и другими болезнями. Но существенный вред может принести и избыток  в пищи белков, солей.

Поэтому-то в каждодневное меню необходимо включать разнообразные  продукты – молоко и творог, содержащие белок, сыр, рыбу или мясо, богатыми витаминами и минеральными солями овощей, фрукты. Не обойтись и без различных  жиров, в числе которых непременно должны присутствовать сливочное и  растительное масла. И не имеющая  никаких питательных веществ клетчатка (растительные волокна) овощей и фруктов необходима организму, ибо она содействует выработке пищеварительных соков, регулирует деятельность кишечника и выводит из организма избыток холестерина.

Неправильно организуют питание  те люди, которые уже с детства  отказываются от «нелюбимых» либо якобы  «не идущих» им продуктов. Тем  самым они хронически лишают свой организм необходимых питательных  веществ, удачно дополняющих друг друга. Например, богатые растительными  белками каши, макаронные изделия  и молоко, творог, сыр. Хлеб хорошо сочетается с молоком и кефиром, мясом, рыбой  и т.д.

 

Эмоции

  «Когда вы наблюдаете, восход  солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — это разнообразные чувства и эмоции. Они — одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли...» — отмечает Ф. Энгельс.

      Если в  восприятии, ощущениях, мышлении  и представлениях отражаются  многообразные предметы и явления,  их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости,  то в эмоциях человек проявляет  свое отношение к содержанию  познаваемого.

 Эмоции зависят от  особенностей отражаемых предметов.  Между человеком и окружающим  миром складываются объективные  отношения, которые становятся  предметом эмоций.

В них (эмоциях) проявляется  также удовлетворенность или  неудовлетворенность человека своим  поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции —   это и  своеобразное личностное отношение  человека к окружающей действительности и к самому себе.

  Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций служат объективно существующие предметы и  явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей  психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.

Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями  его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации  и многогранность выражения нередко  не осознаются самим человеком. Сложность  психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что  отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую  проявляет личность..

Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые  слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные  эмоциональные состояния и их оттенки. Они слишком бедны, чтобы  выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий "я люблю  яблоки", "я люблю маму", "я  люблю этого человека" или "я  люблю этот город" выражает одинаковые чувства? Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции  функционального состояния организма  и деятельности человека.

Гимнастика

В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях  в одних легких плащах. Однажды один из победителей состязаний во время бега потерял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче бежать. С той поры все участники соревнований стали выходить на арену обнаженными. По-гречески «обнаженный» — «гимнос»; отсюда появилось слово «гимнастика», к которой в древности относили все виды физических упражнений. В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления.

Гимнастика имеет много  разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки.

«Лучшего средства от хвори нет — делай зарядку до старости лет», — гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10—15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую после сна. Она помогает организму быстрее перейти от пассивного состояния к активному, необходимому для работы, создает хорошее настроение и дает заряд бодрости. Поэтому гимнастические упражнения полезно выполнять не только утром, но и днем, для чего на многих предприятиях введена производственная гимнастика. Перед началом работы в течение 7—10 мин выполняется комплекс простейших упражнений, подготавливающих организм к предстоящему труду (вводная гимнастика), а затем два раза (до и после обеда) на предприятиях раздается звонок, останавливается производство и начинается 5—7-минутная физкультурная пауза: рабочие и служащие выполняют специально подобранные для каждой профессии гимнастические упражнения. Давая отдых нервной системе, эти упражнения снимают утомляемость и способствуют высокой работоспособности.

Когда, занимаясь домашними уроками, приходится долго сидеть за столом, то со временем появляется желание потянуться (а такое движение — гимнастика) или пройтись по комнате. Так и у рабочих со временем возникает потребность изменить положение тела, «размять косточки» и хотя бы минутку передохнуть. Для них физкультурная пауза — большое подспорье, и рабочие многих профессий в течение смены выполняют по 3—5 индивидуальных физкультминуток.

Информация о работе Здоровый образ жизни