Здоровый образ жизни студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:19, лекция

Краткое описание

К основным составляющим здорового образа жизни относят:
• режим труда и отдыха;
• организацию сна;
• организацию режима питания;
• гигиену питания, питьевого режима, уход за кожей;
• организацию двигательной активности;
• выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;
• профилактику вредных привычек;
• психофизическую регуляцию организма.

Содержание

1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ….2
2. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-СПОРТИВНОГО ЛАГЕРЯ…..3
3. ПЕРВИЧНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ –ОЗНАКОМЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОЕ ЗАУЧИВАНИЕ…………………………..4
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ………….5
5. СЕРДЦЕ КАК ГЛАВНЫЙ ОРГАН КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ (СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ……6,7

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 25.27 Кб (Скачать файл)

 
 
                 
 
                    Содержание : 
                контрольная работа №36

 

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ….2
  2. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-СПОРТИВНОГО ЛАГЕРЯ…..3 
  3. ПЕРВИЧНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ –ОЗНАКОМЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОЕ ЗАУЧИВАНИЕ…………………………..4 
  4. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ………….5 
  5. СЕРДЦЕ КАК ГЛАВНЫЙ ОРГАН   КРОВЕНОСНОЙ   СИСТЕМЫ   (СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ……6,7

 

1)Содержательные характеристики  составляющих здорового образа  жизни

 
 
К основным составляющим здорового  образа жизни относят:  
 
·             режим труда и отдыха; 
 
·             организацию сна;  
 
·             организацию режима питания; 
 
·             гигиену питания, питьевого режима, уход за кожей; 
 
·             организацию двигательной активности;  
 
·             выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;  
 
·             профилактику вредных привычек;  
 
·             психофизическую регуляцию организма. 

.

 

 

 

2)   Работоспособность студентов в условиях

          оздоровительно-спортивного лагеря

 

Здоровый образ жизни  студентов подразумевает систематическое  использование средств физической культуры и спорта в учебном году. Успешному выполнению учебно-трудовых обязанностей при сохранении здоровья и высокой работоспособности помогает активный отдых. Среди различных форм отдыха в каникулярный период широкое развитие в вузах получили студенческие оздоровительно-спортивные лагеря (зимние и летние).

Комплексное использование  природных и гигиенических факторов в сочетании с оптимальной физической активностью способствует ускоренному восстановлению функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности студентов после экзаменационного периода. Так, в процессе 10-дневного зимнего каникулярного отдыха в лагере студенты ежедневно выполняли 15—20-минутную зарядку на воздухе, прогулки пешие и на лыжах, общей продолжительностью 2—3 ч, игры на воздухе, закаливающие процедуры. В результате все  функции внимания, тремор динамический и статический, время простой и сложной сенсомоторной реакции, время удержания статического усилия у студентов, отдыхавших в лагере, по сравнению с теми, кто оставался в городе, оказались лучше на 9—19% и свидетельствовали о полном восстановлении, а в ряде случаев превышении показателей, зафиксированных до начала зачетно-экзаменационной сессии.

20-дневный отдых в лагере, организованный через неделю  после завершения летней сессии, позволил восстановить все показатели умственной и физической работоспособности, в то время как у отдыхавших в городе восстановительные процессы протекали вяло.

Чтобы обеспечить наиболее выраженный рекреационный эффект отдыха в лагере, необходимо учитывать ряд организационно-методических условий: 1) целесообразно на период пребывания в лагере для каждого студента разработать индивидуальную программу, учитывающую его психоэмоциональное, функциональное и физическое состояние после экзаменов и адекватный выбор средств и методов рекреативно-оздоровительного характера; 2) обеспечить студентам дискретную обратную связь в отношении широкого использования оздоровительно-гигиенических факторов и средств физической активности и оценке их влияния на психоэмоцинальное, функциональное и физическое состояние. На этой основе необходимо приобщать их к методам самопознания, самоконтроля, саморегуляции; 3) учитывать, что при реализации программы

физической активности необходимо соблюдать последовательность смены  периодов: втягивания, когда используются нагрузки со щадящим режимом, при ЧСС 120—150 удар/мин; стабилизации, в процессе которой нагрузки достигают оптимальных значений для каждого индивида; периода относительного снижения нагрузок, необходимого для выраженного кумулятивного эффекта активного отдыха; 4) по возможности шире отражать в занятиях профессиональную направленность физического воспитания и приобщение студентов к инструкторско-методической деятельности; 5) особенно значимо пребывание в лагере для студентов-первокурсников, процесс адаптации которых к обучению в вузе наиболее сложен по нервно-эмоциональным и физическим затратам.

3)Первичный этап обучения –ознакомление первичное заучивание 
Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель — обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи: 
 
• создать общее представление о двигательном действии; 
 
• научить частям (элементам) техники этого действия; 
 
• сформировать общий ритм двигательного акта; 
 
• предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия. 
 
Первоначальное объяснение техники движения — только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения). 
 
Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений. 
 
В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.; 

 

4) ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

10.1.1. Краткая историческая справка

            о направленном использовании физических

            упражнений для подготовки к труду

 

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов — элементов современной физической культуры и спорта.

Параллельно развивалась  и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко  просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду.

В позднем средневековье  элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. На роль физических упражнений в под- 's готовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги XV-XIX вв. Франсуа Рабле (1494-1553), Джон Локк (1632—1704), Иоганн Песталоцци (1746—1827.), Иоганн Густс-Мутс (1756-1839), Жорж Домени (1850-1917).

Именно в этот период возникало  и формировалось самостоятельное  направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования и определенном производстве. На рубеже XIX—XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе которой было широкое применение достижений науки 3 и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека.

В 20—30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления — специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

 

 

 

5) СЕРДЦЕ КАК ГЛАВНЫЙ ОРГАН КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ (СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ )

Строение кровеносной  системы человека Аорта подразделяется на восходящую часть (pars aortae ascendens), дугу (arcus aortae) и нисходящую часть (pars descendens aortae), состоящую из грудного и брюшного отделов - это главные части строения кровеносной системы человека. От дуги аорты отходят артерии, участвующие в кровоснабжении головного мозга и верхних конечностей (плечеголовной ствол, левая общая сонная и левая подключичная артерии). Плечеголовной ствол делится на правые общую сонную и подключичную артерии. В каротидном треугольнике общая сонная артерия делится на наружную и внутреннюю. Наружная сонная артерия и ее ветви кровоснабжают большую часть лица и шеи. Внутренняя сонная артерия на шее ветвей не отдает, идет круто вверх, через каротидный канал проникает в полость черепа к основанию мозга. От подключичных отходят позвоночные артерии. Позвоночная артерия попадает в полость черепа через большое затылочное отверстие. На основании мозга внутренние сонные и позвоночные артерии образуют артериальное кольцо (виллизиев круг). Подключичные артерии продолжаются в подмышечные. Подмышечная артерия переходит в плечевую артерию, конечными ветвями которой являются лучевая и локтевая артерии. Они в свою очередь дают начало более мелким ветвям, обеспечивающим кровоснабжение кисти. Строение кровеносной системы человека продолжает брюшная аорта, которая отдает ветви, кровоснабжающие желудочно-кишечный тракт (чревный ствол, верхняя и нижняя брыжеечная артерии), почки (почечные артерии) и нижние конечности (правая и левая общие подвздошные артерии). Общая подвздошная артерия делится на внутреннюю и наружную подвздошную артерии. Наружная подвздошная артерия продолжается в бедренную артерию, самой крупной ветвью которой является глубокая артерия бедра, отходящая от латеральной поверхности ее ниже паховой связки. В области подколенной ямки бедренная артерия переходит в подколенную артерию, которая делится на переднюю и заднюю большеберцовые артерии. Последняя дает начало малоберцовой артерии. Конечные ветви этих трех артерий голени обеспечивают кровоснабжение стопы. Стенки артерий состоят из трех оболочек: наружной, или адвентиции (tunica externa), средней (tunica media) и внутренней (tunica intima). Адвентиция образована рыхлой соединительной тканью — продольными пучками коллагеновых волокон, включающих и эластические волокна, которые особенно выражены на границе со средней оболочкой. Средняя оболочка представлена несколькими слоями циркулярно расположенных гладких мышечных волокон, среди которых имеется сеть эластических волокон, образующих с эластическими элементами адвен-тиции и интимы общий каркас артериальной стенки. Интима артерии образована эндотелием, базальной мембраной и субэндотелиальным слоем, включающим тонкие эластические волокна и звездчатые клетки. За ним располагается сеть толстых эластических волокон, образующих внутреннюю эластическую мембрану. В зависимости от преобладания в стенках сосудов тех или иных морфологических элементов различают артерии эластического, мышечного и смешанного типов. Кровоснабжение стенок артерий осуществляется за счет собственных артериальных и венозных сосудов (vasa vasorum). Питание артериальной стенки происходит за счет ветвей мелких периартериальных сосудов. Они проникают через адвентицию и, дойдя до средней оболочки, образуют в ней капиллярную сеть. Интима не имеет кровеносных сосудов. Иннервацию артерий обеспечивает симпатическая и парасимпатическая нервная система. Важная роль в регуляции сосудистого тонуса принадлежит хемо-, баро- и механорецепторам, находящимся в большом количестве в стенках артерий, в особенности в зоне бифуркации общей сонной артерии (синокаротидная зона). Лимфоотток от стенок артерий осуществляется по собственным лимфатическим сосудам . 
Функции сети артерий Непосредственным продолжением артериальной сети является система микроциркуляции, объединяющая сосуды диаметром 2—100 мкм. Каждая морфологическая единица микроцирку-ляторной системы включает 5 элементов: 1) артериолу; 2) предкапиллярную артериолу; 3) капилляр; 4) посткапиллярную венулу и 5) венулу. В микроциркуляторном русле происходит транскапиллярный обмен, обеспечивающий жизненные функции организма. Он осуществляется на основе фильтрации, реабсорбции, диффузии и микровезикулярного транспорта. Фильтрация происходит в артериальном отделе капилляра, где сумма величин гидростатического давления крови и осмотического давления плазмы в среднем на 9 мм рт. ст. превышает значение онкотического давления тканевой жидкости. В венозном отделе капилляра имеются обратные взаимоотношения величин указанных давлений, что способствует реабсорбции ин-терстициальной жидкости с продуктами метаболизма. Исходя из этого, любые патологические процессы, сопровождающиеся повышенной проницаемостью капиллярной стенки для белка, ведут к уменьшению онкотического давления, а следовательно, и к снижению реабсорбции.

 

    

 

                      Список литературы: 
«Физическая культура студента» под редакцией  В.И.Ильинича

 

Горбунова Г.Д. «Психология  физической культуры и спорта» 

 

Холодов Ж.К.  , Кузнецов В.С.  « Теория и методика физического  воспитания и спорта» 

Нечаева Г.А. Экология в экспериментах  : 10-11 классы/Г.А.Нечаева,Е.И.Федорос


Информация о работе Здоровый образ жизни студентов