Значение гимнастики в физическом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:51, реферат

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
- определить место гимнастики в системе физического воспитания;
- рассмотреть общеразвивающие виды гимнастики;
- изучить какие виды гимнастики относятся к спортивным;
- проанализировать значение прикладных видов гимнастики.

Содержание

Введение
1. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания
2. Виды гимнастики и их классификация
2.1. Общеразвивающие виды гимнастики
2.2. Спортивные виды гимнастики
2.3. Прикладные виды гимнастики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Значение гимнастики.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Значение  гимнастики в физическом воспитании

Гимнастика

Оглавление

Введение

1. Гимнастика, понятие и место в системе  физического воспитания

2. Виды  гимнастики и их классификация

2.1. Общеразвивающие  виды гимнастики

2.2. Спортивные  виды гимнастики

2.3. Прикладные виды гимнастики

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Гимнастика  на современном этапе сложилась  как стройная система методов  и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает  научной теорией, методикой, предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.

Цель  данной работы рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.

Исходя  из поставленной цели, задачами работы являются:

- определить  место гимнастики в системе  физического воспитания;

- рассмотреть  общеразвивающие виды гимнастики;

- изучить  какие виды гимнастики относятся к спортивным;

- проанализировать  значение прикладных видов гимнастики. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Гимнастика, понятие  и место в системе  физического воспитания

   Термин  «гимнастика» впервые появляется у  древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях.             

   Гимнастические  упражнения в России существовали с древних времен. В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наряду с основными средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных возможностей.

Гимнастика  стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.

1. Оздоровительные  задачи: укрепление здоровья; развитие  отдельных мышечных групп и  всей мышечной системы: устранение  и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

2. Образовательные  задачи: способствовать всестороннему  гармоническому физическому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и  выразительности движений; вооружать  учащихся знаниями, умениями и  навыками, необходимыми в быту, трудовой деятельности.

3. Воспитательные  задачи: формирование коллективизма,  дисциплинированности; воспитание  моральных качеств: смелости, решительности,  целеустремленности, настойчивости,  упорства, выдержки, ориентировки, инициативности».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды гимнастики  и их классификация

Все великое  многообразие гимнастических упражнений исторически сложилось в отдельные  виды. Этот закономерный процесс начался  еще в прошлом столетии. В 1968 г. на Всесоюзной конференции по вопросам гимнастики были рассмотрены и утверждены три группы ее видов: общеразвивающие виды, спортивные и прикладные виды гимнастики. Такое деление оправдано двумя обстоятельствами. Первое связано с более конкретными задачами, которые поставлены перед гимнастикой в настоящее время. Второе - с необходимостью научного обоснования дальнейшего развития гимнастики, создания современной теории и методики ее практического применения.

Существующие  ныне виды гимнастики отличаются частными целями и задачами, специфическими упражнениями и методическими приемами

2.1. Общеразвивающие  виды гимнастики

К общеразвивающим  видам относятся: основная, гигиеническая  и атлетическая.

  Основная  гимнастика направлена на всестороннее развитие и укрепление организма, на овладение общими основами движений, на воспитание физических, моральных и волевых качеств, необходимых во всех областях деятельности человека.

Средствами  основной гимнастики являются:

  • строевые упражнения (ходьба, бег в различных сочетаниях);
  • общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
  • вольные упражнения;
  • простейшие упражнения на гимнастических снарядах;
  • акробатические упражнения;
  • элементы художественной гимнастики,
  • хореографии, игры, эстафеты, прыжки».

   Основная  гимнастика, в свою очередь, делится  на ряд разновидностей применительно к различным группам и возрастам занимающихся.

    Цель  гигиенической гимнастики - укрепление здоровья, сохранение бодрости и высокой работоспособности. Из всех видов гимнастики гигиеническая гимнастика наиболее массовая и доступная. В состав гигиенической гимнастики входят физические упражнения, водные процедуры и самомассаж. Ею ежедневно можно заниматься самостоятельно в домашних условиях, руководствуясь методической литературой, советами учителя и указаниями, которыми обычно сопровождаются передачи гимнастики по радио и телевидению.

   Если  ею заниматься систематически, она  приносит большую пользу - укрепляет  организм человека, улучшает работу органов  кровообращения, дыхания и нервной  системы. Она особенно полезна лицам  с ослабленным здоровьем и людям пожилого возраста. Систематические занятия гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы, гибкости тела, формированию и сохранению правильной осанки, повышению деятельности внутренних органов и центральной нервной системы.

   В настоящее время существуют две формы гигиенической гимнастики - индивидуальная и групповая.

Упражнения  гигиенической гимнастики методически  оформляются в виде комплексов из 5-6 упражнений, каждое из которых повторяется  несколько раз. Изменение количества повторений позволяет регулировать нагрузку в соответствии с возможностями занимающихся.

2.2. Спортивные  виды гимнастики

    К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика. Эти виды пользуются большой популярностью в нашей стране и за рубежом.

   Спортивная  гимнастика является наиболее массовым видом спорта, увлекательна и близка молодежи. Неисчерпаемое число постоянно  новых и интересных упражнений делают ее популярной и заманчивой. Беспрерывное продвижение вперед в спортивной технике, разучивание все новых и новых упражнений, преодоление неудач и успехи, выполнение ряда упражнений, связанных с риском,- все это укрепляет волю, воспитывает важные черты характера.

2.3. Прикладные  виды гимнастики

Упражнения  прикладных видов гимнастики решают специальные задачи, связанные с развитием физических и морально-волевых качеств, необходимых в профессиональной деятельности человека, а также в лечебных целях.

Спортивно-прикладная гимнастика применяется в учебно-тренировочном процессе во всех видах спорта. Она обеспечивает общую и специальную физическую подготовку спортсмена, способствует целенаправленному совершенствованию тех физических качеств, которые необходимы для достижения наиболее высоких результатов спортсменов в избранном ими виде спорта. Содержание этой гимнастики определяется в зависимости от содержания соответствующего вида спорта, так как в каждом виде спорта есть своя специфика применения общеразвивающих и специальных упражнений. Следует сказать, что представители ряда видов спорта используют некоторые упражнения и на гимнастических снарядах.

Главной задачей гимнастики на производстве является укрепление здоровья трудящихся и повышение производительности труда. При правильной организации  производственной гимнастики снижаются производственный брак, травматизм, заболевания. Многочисленными наблюдениями показано, что в результате систематических занятий рабочие движения становятся более ловкими, экономичными, снижается степень усталости. В процессе трудовой деятельности в организме человека происходят существенные изменения, влияющие на качество трудового навыка.

Лечебная  гимнастика направлена на восстановление здоровья и трудоспособности, утраченной вследствие различных заболеваний, ранений, несчастных случаев. Особенно велика ее роль при исправлении недостатков телосложения. Кроме того, она играет большую роль в улучшении общего самочувствия больных, в повышении их жизненного тонуса. В настоящее время лечебная гимнастика как средство лечения широко применяется в самых разнообразных лечебно-профилактических учреждениях, больницах, поликлиниках, госпиталях, курортах и санаториях.

В лечебной гимнастике применяются различные  активные и пассивные упражнения на растягивание, увеличение амплитуды, силы, гибкости, выносливости, ловкости и т. д.

Разновидностью  лечебной гимнастики является корригирующая  гимнастика, цель ее: содействовать  исправлению таких дефектов, как  деформация позвоночника, грудной клетки, стопы.

Успех корригирующей гимнастики зависит  от своевременного и систематического ее применения в сочетании с общеразвивающими упражнениями, укрепляющими организм в целом. 

ГИМНАСТИКА  ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ  

 В период беременности и родов резко повышается внутрибрюшное  давление, а чтобы его сдерживать, нужны сильные, упругие мышцы брюшного пресса и тазового дна.

 Регулярные  занятия помогают становлению правильного  дыхания, необходимого в родах, готовят  сердечно-сосудистую систему к повышенным нагрузкам, увеличивают приток крови  к сосудам матки и плаценты, что обеспечивают лучшую подачу кислорода и питательных веществ плоду.  

 Если вы до наступления беременности не занимались спортом регулярно (2-3 раза в неделю), то ваш выбор должен остановиться на специальных занятиях для беременных женщин: лечебной физкультуре, оздоровительном  плавании, дыхательных тренингах. Самым доступным является занятия в специальных группах для будущих мам, желательно, чтобы состав такой группы был однородным по сроку беременности. 

 Во время  занятий необходимо избегать перегрева  и обезвоживания. Помещение для занятий должно быть хорошо проветрено, оптимальная температура около 20°С. Следует избегать тренировок в душных и влажных помещениях. Большое значение имеет правильное дыхание: дышите медленно, носом, вдох делайте на напряженно этапе упражнения, выдох – на расслаблении. Занятие следует проводить через 2 часа после еды или за час до еды.

Существует  ряд состояний, при  которых любая  гимнастика противопоказана:

  • наличие острых (ОРВИ и др.) или обострений хронических (гастрит, холецистит и др.) заболеваний;
  • угроза прерывания на любом сроке, а также наличие выкидышей в прошлом;
  • кровотечение, предлежание или низкое расположение плаценты;
  • ранний токсикоз, сопровождающейся рвотой;
  • гестоз второй половины беременности;

Информация о работе Значение гимнастики в физическом воспитании