Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:59, реферат
В развитии и формировании личности большое значение имеет, прежде всего, физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его личностном развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности.
Введение
1 Роль физического воспитания в формировании личности
o 1.1 Факторы, оказывающие влияние на всестороннее развитие личности
o 1.2 Задачи физического воспитания в формировании личности
2 Концепция физического воспитания детей и подростков
o 2.1 Принципы физического воспитания
o 2.2 Совершенствование содержания физического воспитания в общеобразовательной школе
o 2.3 Перестройка педагогического процесса по физическому воспитанию
o
3 Деятельность учителя физической культуры
Заключение
Список литературы
2. Концепция физического
2.1 Принципы физического воспитания
В основе принципов физического воспитания должны лежать идеи развития, личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности. Они снимают многие из наболевших проблем физического воспитания, в частности новаторства, создают динамизм и многовариантность педагогического процесса.
Гарантией необратимости перестройки системы физического воспитания является ее демократизация, проявляющаяся в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, раскрытия их многообразия, вариантности. Это изменение сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству. В педагогическом процессе демократизация выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей. Педагогический процесс строится на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. В этой связи перед учителем следует развернуть большое разнообразие учебно-методического материала, раскрыть разнообразие и оптимальное сочетание форм и методов учебной и внеклассной работы с учетом национальных и региональных традиций в деле формирования привычек здорового образа жизни, воспитания физической культуры.
Гуманизация педагогического процесса заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого ребенка и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностей. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества - идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Суть перестройки физического воспитания на основе деятельностного подхода заключается в том, что этот подход ориентирует ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивность учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Перестройка педагогического процесса в физическом воспитании по пути интенсификации и оптимизации состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряженного развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
2.2 Совершенствование
содержания физического
Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у детей и подростков требует пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях. Содержание физического воспитания необходимо перевести на интенсивный путь развития, суть которого в опоре на принципы деятельностного подхода. Эти принципы определяют направленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности, ее самоопределение в процессе творческого овладения способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также ориентируют на формирование привычек здорового образа жизни. В свете сказанного содержание физического воспитания понимается как единство двух компонентов: ориентирующего детей и подростков в физической культуре и творчески деятельностного. Первый компонент призван создать у детей и молодежи целостное теоретическое представление о физической культуре, культуре здоровья как элементах общей культуры человека. Это достигается путем усвоения основ знаний о всестороннем физическом и духовном развитии личности материала таких наук, как теория и история физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология физического воспитания, биомеханика физических упражнений, и понимания таких связей, как «человек - человек», «человек - общество», «человек - производство», «человек - государство», - «человек - природа».
Второй компонент содержания ориентирует процесс физического воспитания на творческое усвоение способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и умения применять их при решении оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Основное средство овладения физической культурой - освоение человеком базовых ее основ - объективно необходимо для каждого человека обязательного уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел молодой человек заниматься в будущем. Этот компонент, иначе называемый ядром, составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Он не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей.
Выделение базового компонента - относительно стабильной части общего среднего образования - в социальном плане позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. Только на основе базового компонента можно определять степень сформированности привычек здорового образа жизни, уровень физической культуры детей и молодежи, проживающих в различных регионах и школах страны.
В педагогическом плане базовый компонент содержания является исходной точкой для организации развивающего обучения.
Другая, дифференцированная (вариативная) часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации учителя и интересов учащихся.
Содержание физического воспитания в школе должно включать в себя следующую примерную структуру: обязательный базовый компонент - 70-80, 60-70 и 50-60% и вариативный дифференцированный компонент 20-30, 30-40 и 40-50%, соответственно начальная, основная и средняя школа.
Основные блоки содержания базовой физической культуры личности включают в себя:
Знания:
- теоретические - по истории
физической культуры и спорта,
биомеханике физических
- методические - об основах закаливания, правилах техники безопасности во время занятий, средствах и методах развития двигательных способностей, осуществлению спортивной тренировки, приемах и методах самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний.
Способы двигательной деятельности:
циклические и ациклические локомоции;
- перемещение предметов в пространстве;
акробатические и гимнастические упражнения на снарядах;
баллистические (метательные) двигательные действия с установкой на дальность и силу метания;
метания на меткость;
- движения прицеливания;
- атакующие и защитные
двигательные действия
двигательные действия подвижных и спортивных игр.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:
выполнение утренней гимнастики, спортивной тренировки, подвижных и спортивных игр, других видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организация досуга и здорового образа жизни;
проведение процедур закаливания, коррекции недостатков физического развития;
повышение двигательной подготовленности, умственной и физической работоспособности;
осуществление самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности.
осуществление соревновательной деятельности в одном или нескольких видах спорта;
определение спортивных достижений;
организаторские умения и навыки проведения спортивных занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи.
Вариативный компонент учитывает: национальную и региональную специфику, содержание физического воспитания, варьируемое учителем, определяемое самой школой и свободно выбираемое конкретным учеником.
Сочетание базовой и вариативной частей содержания физического воспитания позволит снять существующее противоречие между интересами общества и индивида, повысит значение физической культуры в воспитании привычек здорового образа жизни и более полно удовлетворит потребности в самопознании и самосовершенствовании.
2.3 Перестройка педагогического
процесса по физическому
Важнейшими условиями перестройки педагогического процесса является четкое осознание цели совместной деятельности ученика и учителя, перевод его на принципы демократизации и гуманизации. В соответствии с этими принципами предстоит переориентация учебно-воспитательного процесса с воспроизведения образцов готовых знаний, двигательных умений и навыков на формирование у детей и подростков осознанной потребности в физическом совершенствовании и воспитании привычек к здоровому образу жизни. В этих целях учебный процесс должен быть в первую очередь насыщен сведениями из области личной и социальной гигиены, физиологии, психологии, теории и методики физического воспитания, которые формируют научно обоснованные взгляды на социально-биологическую сущность, на роль и возможности физической культуры в развитии человека. В этом смысле учебные занятия по физической культуре должны постепенно превратиться в уроки познания себя, своего организма, своих нравственных и волевых качеств, духовных и физических возможностей.
Не менее важным является насыщение учебно-воспитательного процесса большим разнообразием учебно-методического материала, использованием разнообразных форм, методов и организации учебной и внеклассной работы, учитывающей региональные, национальные традиции, современную спортивную моду, интересы конкретного ученика.
Перестраивая педагогический процесс на основе педагогики сотрудничества, следует ориентироваться на ведущие ее положения (идеи):
исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые включают детей в общий процесс овладения физической культурой, вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию;
«трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудности;
«опора», позволяющая любому ученику последовательно продвигаться в учении;
«опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнениях) учеников;
«крупные блоки», которые позволяют усваивать главные сущностные понятия, связи, овладевать «системами» средств и методов физической культуры, что содействует увеличению объема осваиваемого материала и снижает нагрузки на ученика;
«самоанализ», содружество с родителями;
формы контроля, новые подходы к оценке успеваемости, которые ориентированы на учение без принуждения. Как показывает передовой педагогический и зарубежный опыт, для успешного решения задач, связанных с воспитанием привычки здорового образа жизни, двух уроков физической культуры в неделю недостаточно. Требуется третий урок. Начиная с основной школы, два-три урока в четверти должны быть, посвящены формированию глубоких знаний в области валеологии и применению этих знаний в повседневной жизни.
В свете развиваемых идей перестройки учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию предпочтительнее использовать качественные показатели достижений учащихся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, двигательные навыки и умения, способы физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Особого внимания должны заслуживать активность учащихся на занятиях по физической культуре, умение вести здоровый образ жизни. При оценке достижений особенно слабых в физическом отношении учеников в большей мере следует ориентироваться на темпы продвижения результатов в развитии их двигательных способностей.
В итоге это должно стать источником положительных эмоциональных переживаний, приведет к становлению потребности и желанию заниматься физическими упражнениями, а ведение здорового образа жизни приобретет личностный смысл.
3. Деятельность учителя
Основным двигателем перестройки народного образования в сфере физической культуры является педагог, его профессионализм и компетентность. Учителю-профессионалу принадлежит первостепенная роль в обновлении учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.
Информация о работе Значение физических упражнений для всестороннегоразвития личности