Значение физических упражнений для всестороннегоразвития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:59, реферат

Краткое описание

В развитии и формировании личности большое значение имеет, прежде всего, физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его личностном развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности.

Содержание

 Введение
 1 Роль физического воспитания в формировании личности
o 1.1 Факторы, оказывающие влияние на всестороннее развитие личности
o 1.2 Задачи физического воспитания в формировании личности
 2 Концепция физического воспитания детей и подростков
o 2.1 Принципы физического воспитания
o 2.2 Совершенствование содержания физического воспитания в общеобразовательной школе
o 2.3 Перестройка педагогического процесса по физическому воспитанию
o
 3 Деятельность учителя физической культуры
 Заключение
 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 45.47 Кб (Скачать файл)

 

Обновление деятельности учителя физической культуры во многом будет зависеть от перестройки подготовки учителя в педагогических и физкультурных вузах и его переподготовки в ИУУ для новой школы на основе принципов демократизации, гуманизации, непрерывности обучения, педагогики сотрудничества, ориентации на всестороннее духовное и физическое развитие личности. В этой связи необходимо достичь единства довузовской, вузовской и послевузовской подготовки учителя.

 

Особо ответствен довузовский этап подготовки, призванный обеспечить отбор юношей и девушек, которые имеют склонность к педагогической деятельности. Этот этап в нынешнем виде имеет серьезные изъяны: в организации отбора на профессию учителя физической культуры и в системе вступительных экзаменов на факультеты физического воспитания и в институты физической культуры. Как свидетельствует опыт, фактически не разработаны и не функционируют способы отбора на эту профессию: нет педагогических отделений в учебно-производственных комбинатах, отсутствуют факультеты будущего учителя физической культуры, не получили распространения очно-заочные школы молодого педагога по физическому воспитанию. В серьезной перестройке нуждается система вступительных экзаменов, где главным критерием отбора в число студентов является уровень спортивного мастерства, физическая подготовленность абитуриента по специальным дисциплинам (легкой атлетике, гимнастике, плаванию), наконец, его знания по биологии, химии, русскому языку. При этом одно из решающих звеньев системы - личность абитуриента - в расчет не берется. В этой связи психолого-педагогическая проверка профессионально важных личностных качеств и свойств будущего учителя должна предшествовать вступительным экзаменам. Ученым и преподавателям вузов предстоит еще разработать варианты индивидуальных бесед, психологических тестов, деловых игр, групп личностного общения и т.п.

 

Необходимо научное планирование подготовки учителей физической культуры с учетом требований регионов, знающих особенности их культуры, языка, труда, быта.

 

Необходима коренная перестройка подготовки учителя физической культуры в стенах вуза за счет повышения удельного веса психологических и педагогических дисциплин в общей программе подготовки учителей путем вооружения студентов системой идей и методов в решении многообразных психолого-педагогических задач, позволяющих развить у них профессионально важные личностные качества (умение выразить свои переживания и стремления, способность понимать других людей, уважать их индивидуальность, наблюдательность, отзывчивость и др.).

 

Перестройка учебного процесса в вузе требует перехода от пассивных, главным образом лекционных, к активным групповым и индивидуальным формам работы, самостоятельной поисковой деятельности студентов, позволяющим готовить учителя с выраженной индивидуальностью и способным организовать деятельность учащихся в различных условиях.

 

Необходимо уточнить содержание специальных, общественных и гуманитарных дисциплин и их соотношение между собой с позиции гуманизации школы, дифференциации и индивидуализации в обучении и воспитании.

 

В учебные планы не только институтов физической культуры, факультетов физического воспитания педагогических вузов, но и других факультетов следует ввести курсы валеологии, направленные на вооружение будущих педагогов технологией воспитания привычек здорового образа жизни детей, начиная с дошкольного и кончая старшим школьным возрастом.

 

Подготовка учителя после окончания вуза за счет имеющихся в настоящее время форм повышения квалификации несовершенна, так как строится на основе «валового подхода», обезличенности, формализма. Система повышения квалификации нуждается в существенной перестройке в направлении профессиональной личной заинтересованности учителя, учета индивидуальных потребностей педагога, вариативности форм занятий, соединения теории, передового и новаторского опыта, совершенствования профессионально-личностных качеств. Воплощение этих идей связано с выявлением сильных и слабых сторон в работе учителя и на их основе создания индивидуальных программ повышения квалификации, предоставления ему выбора содержания и форм повышения квалификации: самообразование, индивидуальная работа над проектами, целевые курсы, проблемные семинары, индивидуальные и групповые консультации и т.д.

 

Одним из наиболее эффективных путей профессионального роста учителя является поисковая исследовательская работа, которая, по сути говоря, не получила пока всестороннего развития и ведется стихийно. Для ее существенного распространения необходимо на республиканском и местном уровнях создать систему, стимулирующую и поддерживающую новаторские поиски учителей. Эту систему могли бы составить экспертные комиссии по оценке передового и новаторского опыта, творческие союзы (клубы) учителей-новаторов, фонды поощрения учителей-исследователей, банки идей, стажировка в НИИ.

 

Перестройка народного образования невозможна без существенного улучшения экономических и социальных мер поднятия снизившегося в последние десятилетия престижа учительской профессии. В этой связи следует, прежде всего, улучшить материальное положение и условия труда учителя физической культуры. Необходимо научное обоснование по определению зарплаты учителя соответственно его вкладу в организацию и проведение учебной, внеклассной и внешкольной форм занятий физической культурой. При этом оплата труда учителя не может быть меньше, чем средняя заработная плата в стране, ибо от этого во многом зависит привлекательность профессии учителя для молодежи.

 

Необходимо привести в соответствие условия труда учителя. Он должен выполнять функции, которые имеют к нему непосредственное отношение. В больших школах следует иметь лаборантов по физической культуре.

 

Учителей (особенно молодых или работающих в сельской местности) необходимо в первую очередь обеспечивать разнообразными учебными пособиями, а также художественной, научной, политической литературой и прежде всего литературой по специальности: справочники, словари, программы, энциклопедии. Следует иметь систему поощрения для лучших учителей.

 

Заключение

 

При всем многообразии подходов к построению концепций физического воспитания, физкультурного образования и физкультурного воспитания, организации этих процессов, степени их разработанности приоритетным является всестороннее развитие человека, личности в процессе освоения физкультурных ценностей. Безусловное уважение самоценности человека, его прав на свободу выбора формы физкультурного совершенствования, его актуальных и долгосрочных целей рассматривается как одно из важнейших условий гуманизации процесса воспитания, включения в него собственного потенциала развития ученика, его мотивационной и потребностной сферы.

 

Нет сейчас и серьезных расхождений во мнениях специалистов относительно необходимости организации такой системы воздействий, которая способна стимулировать развитие тех или иных физических качеств и психофизиологических кондиций на разных этапах развития детей и молодежи. Осуществление разграничений величины и содержательной направленности нагрузок и обучающих воздействий в согласии с возрастными периодами в развитии органов и систем, обеспечивающих функционирование физического и психологического потенциала человека не вызывает каких-либо возражений у представителей разных научных школ.

 

Нет разногласий между учеными и в вопросе о настоятельной необходимости освоения дошкольниками, школьниками и студентами интеллектуальных ценностей физической культуры, ее огромного валеологического потенциала, коммуникативных, информационных, эмоциональных и других ценностей физкультурной деятельности.

 

Между тем до сих пор не найдены достаточно эффективные формы организации учебного процесса по физической культуре, способные воплотить в непротиворечивых педагогических технологиях все то новое, что создано российской наукой в области теории формирования физической культуры человека на разных этапах его возрастной и индивидуальной социальной эволюции.

 

Нерешенным остается вопрос об оправданности классной формы урока физической культуры для всех без исключения возрастных категорий занимающихся, об обоснованности жесткого государственного стандарта физической подготовленности. Дискутируется вопрос о месте и роли спортивной подготовки в формировании личности молодого человека, понятой не столько с позиций развития его физических кондиций, сколько в связи со становлением характера ребенка, подростка, юноши и девушки, обретением ими навыков жесткой организации своей жизнедеятельности, обеспечением высокой степени лабильности поведения в экстремальных ситуациях и в то же время настойчивости, терпения и выдержки при долгосрочной деятельности во имя значимой цели.

 

Необходимы дальнейшие шаги для еще более интенсивного освоения специалистами в сфере физического воспитания идей развивающего обучения (В.В. Давыдов, 1986), освоения механизмов рефлексии (В.В.Давыдов, Н.В.Самоукин, С.Д.Неверкович, 1988), создающих принципиально новые возможности для повышения эффективности учебной деятельности.

 

До сих пор не выработана соответствующая духу российских социально-экономических реформ и преобразований правового пространства система управления физическим воспитанием, не найдено естественных, полезно работающих рычагов стимуляции инновационных процессов в физическом воспитании детей и молодежи, привлечения для этой цели местных, региональных и общенациональных ресурсов и возможностей. Профессионалам в области физического воспитания, и прежде всего их управленческому корпусу, так и не удалось сориентировать общественность и государственные структуры на приоритетность этой сферы, ее огромную и ничем не заменимую роль в нравственном, духовном и физическом оздоровлении россиян, и прежде всего детей и молодежи нашей страны.

 

Серьезные преобразования необходимы в направленности приоритетов научных исследований и разработок в физическом воспитании.

 

Особого внимание заслуживает проблема освоения дошкольными, школьными и вузовскими педагогами новейших достижений науки и передового опыта. В этой связи создание системы информационного обеспечения процесса физического воспитания детей и молодежи становится важнейшей предпосылкой развития инновационных процессов в этой сфере образования и культуры. Создание специального журнала, освещающего проблемы физического воспитания детей и молодежи, можно, по-видимому, считать первым серьезным шагом в направлении построения такой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

. Бальсевич В.К. Конверсия  высоких технологий спортивной  подготовки как актуальное направление  совершенствования физического  воспитания и спорта для всех // «Теория и практика физической  культуры», 1993, № 4, с. 21-22.

. Бальсевич В.К., Лубышева  Л.И. Физическая культура: молодежь  и современность //Теория и практика  физической культуры, 1995, № 4, с. 2-8.

. Давыдов В.В. Психологическая  теория учебной деятельности  и методов начального обучения, основанных на содержательном  обобщении. /В.В. Давыдов - Томск: Пеленг, 1992.

. Кузин В.В. Очерки теории  и истории интегративной антропологии. / В.В.Кузин, Б.А. Никитюк - М.: ФОН, 1995. - 450с.

. Лубышева Л.И. Концепция  формирования физической культуры  человека. /Л.И. Лубышева. - М.: Гардарика, 2002.

. Лубышева Л.И. Социология  физической культуры и спорта: Учеб. пособие. /Л.И. Лубышева - М.: Издательский  центр «Академия», 2001. - 240 с.

. Лях В.И. Ориентиры перестройки  физического воспитания в общеобразовательной  школе. // «Теория и практика физической  культуры», 2001, № 9. - С. 10-14.

. Максименко А.М. Основы  теории и методики физической  культуры: Учеб. пособие для студентов  вузов. - Изд. 2-е, исправленное и доп. / А.М.Максименко- М., 2001. - 470с.

. Матвеев А.П., Непопалов  В.Н. Физическая культура: физкультура  и развитие человека? // «Теория  и практика физической культуры», 1995. - С. 2-5

. Степаненкова Э.Я. Теория  и методика физического воспитания  и развития ребенка: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений / Эмма  Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

. Физическая культура  и спорт в общеобразовательной  школе: Пособие для учителя / В.П. Богословский, М.Н. Давыденко, В.И. Дробышев  и др. Под ред. М.Д. Рипы. - М.: Просвещение, 1985. (Б-ка учителя физ. культуры). - 350с.

 

 


Информация о работе Значение физических упражнений для всестороннегоразвития личности