Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:29, реферат
Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.
I. Актуальность темы.
II. Основы технологии игровых форм обучения.
1. Общие положения понятия игры.
2. Классификация игр.
3. Познавательная функция игры.
4. Концептуальные положения игры.
5. Цели и задачи игры.
6. Особенности отбора содержания учебного материала.
7. Средства обучения.
8. Способы мотивации.
9. Способы организации учебно-познавательной дея-тельности учащегося.
10. Способы управления учебно-познавательной дея-тельностью школьников.
11. Организационные формы.
III. Системы измерения результатов обучения, воспитания и развития.
IV. Условия воспроизводства разработанной автором педа-гогической технологии.
1. Игра выступает
2. Игра детей есть самая
свободная форма их
3. Игра – первая ступень
деятельности ребенка
4. Игра есть практика
развития. Дети играют, потому что
развиваются, и развиваются
5. Игра – свобода самораскрытия,
саморазвития с опорой на
6. Игра – главная сфера
общения детей; в ней решаются
проблемы межличностных
Многие исследователи
пишут, что закономерности формирования
умственных действий на материале школьного
обучения обнаруживается в игровой
деятельности детей. В ней своеобразными
путями осуществляется формирование психических
процессов: сенсорных процессов, абстракции
и обобщения произвольного
Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.
Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные
игры, как манипуляции с игрушками
и предметами. Через игрушки –
предметы – дети познают форму,
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Творческие сюжетно-ролевые
игры в обучении – не просто развлекательный
прием или способ организации
познавательного материала. Игра обладает
огромным эвристическим и убеждающим
потенциалом, она разводит то, что
по «видимости едино», и сближает то,
что в учении и в жизни сопротивляется
сопоставлению и
Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.
В современной психологии разработано такое понимание сущности личности, согласно которому личностью является человек, обладающим определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания нового является воображение.
Воображение может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах и рассказах.
Творческое воображение отличается от воссоздающего тем, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие пути воображения преобладают в ее структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности. Воображение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.
III группа игр,
которая используется как
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
V группа игр,
интеллектуальных игр – игры-
Учитель, используя
в своей работе все 5 видов игровой
деятельности, имеет огромный арсенал
способов организации учебно-
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[1]
Концептуальные положения игровых форм обучения:[2]
1. Целевым ориентиром
в обучении является развитие
и формирование творческой
2. Переориентация
сознания школьника с
3. Свобода выбора,
свобода участия, создание
4. Приоритетная
организация учебного процесса
и его содержания на общее
развитие учащихся, выявление и
«взращивание» открытых
Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых методов обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.
II. Развивающие:
1. Развивать у учащихся творческое мышление.
2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
2. Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.
3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
При отборе содержания
необходимо, чтобы учебный материал
был эмоционально насыщен, запоминался.
В материал уроков следует включать
четкие, конкретные образы. Общеизвестно,
что образное знание истории является
живым и полноценным. Если учащиеся
не видят картин общественной жизни,
людей-участников и творцов, исторического
процесса, то усваивают лишь словесные
формулировки, лишенные жизненного содержания,
которые быстро забываются. В работе
с учащимися помимо текста учебного
пособия и учителя есть богатая
возможность использовать тексты художественных
произведений, исторических художественных
произведений. Для учащихся 3-х –
5-х классов хорошим подспорьем
для учителя будет рубрика
«Страницы истории нашей
В дальнейшем такой подход в отборе содержания учебного материала помогает учащимся при работе над канвой ролевой заготовки. Они используют те же источники, что и учитель. Обратная связь – учитель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.
В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:
a) Работа с учебником.
b) Использование аппарата учебника.
c) Иллюстрации учебного пособия.
d) Исторические карты.
e) Учебные исторические картины.
f) Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.
g) Тексты художественных произведений.
h) Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.
Как эти средства использует учитель, см. в приложении (стр. 3-6)
Познание невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая учебная деятельность школьника мотивирована. В.П.Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как потребность, побуждение, влечение… При этом отмечает, важный показатель – быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.
Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.[3]
Виды мотивации:
a) Познавательные:
1. Широкие мотивы (овладевание знаниями).
2. Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).
b) Социальные:
1. Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).
2. Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).
3. Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы авторов «Формирование мотивации учения»,[4] где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.
Младший школьный возраст.
1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
2. Учебно-познавательные мотивы – интерес к способам приобретения знаний.
3. Мотивы самообразования – простая форма – интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическому чтению дополнительных книг.