Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:29, реферат
Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.
I. Актуальность темы.
II. Основы технологии игровых форм обучения.
1. Общие положения понятия игры.
2. Классификация игр.
3. Познавательная функция игры.
4. Концептуальные положения игры.
5. Цели и задачи игры.
6. Особенности отбора содержания учебного материала.
7. Средства обучения.
8. Способы мотивации.
9. Способы организации учебно-познавательной дея-тельности учащегося.
10. Способы управления учебно-познавательной дея-тельностью школьников.
11. Организационные формы.
III. Системы измерения результатов обучения, воспитания и развития.
IV. Условия воспроизводства разработанной автором педа-гогической технологии.
4. Широкие социальные мотивы – значимость учения, глубокое осознание причин необходимости учиться.
5. Позиционные социальные мотивы – желание ребенка получить, главным образом, одобрение учителя.
Младшие школьники научаются понимать и принимать цели исходящие от учителя, удерживают эти цели в течение длительного времени, выполняют действия по инструкции. Начинают складываться умения соотнесения цели со своими возможностями.
Средний возраст.
1. Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.
2. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).
3. Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.
4. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.
Старший школьный возраст.
1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
2. Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).
3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.
Перед учителем стоят задачи:
1. Опираться на достижения предыдущего возраста.
2. Стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста.
3. Очень важно подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:
1. Мотивы общения:
a) Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
b) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
c) Совместные эмоциональные
переживания во время игры
способствует укреплению
2. Моральные мотивы:
a) В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
3. Познавательные мотивы:
a) Каждая игра
имеет близкий результат (
b) В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
c) Обезличенный
процесс обучения в игре
d) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
e) Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках истории и усиливает желание изучать предмет.
f) В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.
g) В игровой
деятельности в процессе
Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.
Выбор игры. Выбор
игры в первую очередь зависит
от того, каков ребенок, что ему
необходимо, какие воспитательные задачи
требуют своего разрешения. Если игра
коллективная, необходимо хорошо знать,
каков состав играющих, их интеллектуальное
развитие, физическая подготовленность,
особенности возраста, интересы, уровни
общения и совместимости и
т.п. Выбор игры зависит от времени
ее проведения, природно-климатических
условий, протяженности времени, светового
дня и месяца ее проведения, от наличия
игровых аксессуаров, зависит от
конкретной ситуации, сложившейся в
детском коллективе. Цель игры находится
за пределами игровой ситуации, и
результат игры может выражаться
в виде внешних предметов и
всевозможных изделий (модели, макеты,
игрушки, конструкторы, куклы и др.),
«продуктов» художественного
Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.
Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т.п.) Любой микромир игры в квартире, во дворе, в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.
Разбивка на команды,
группы, распределение ролей в
игре. Игровым обычно называют коллектив
детей, созданный для проведения
игр. Как известно, существуют игры,
не требующие разделения на группы,
и игры командные. Разбивка на коллектив
требует соблюдения этики, учета
привязанностей, симпатий, антипатий.
Игровая практика детей накопила
немало демократических
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:
1) Назначение на роль непосредственно взрослым.
2) Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).
3) Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).
4) Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.
5) Очередность выполнения роли в игре и т.д.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.
В игре необходимо
следить за тем, чтобы не появлялось
зазнайство, не появлялось превышение
власти командных ролей над
Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.
Основные принципы организации игры:
1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
2. Принципы развития игровой динамики.
3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).
4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».
Безусловно, одно – воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей.
При соответствующих
методах педагогического
Игровое воображение
создает у детей план наглядных
представлений о
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
1. Использование игровых элементов на уроке.
2. Урок – игра.
I. Игровые элементы.
Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.
Формы деятельности
Решаемые задачи
1. Организация экспедиций
- в пещеру древнего человека
- на Олимп
- в страну пирамид
- в древнегреческий театр
- в хижину средневекового крестья-нина
- на пир феодала
- путешествие на ярмарку в Шампань
2. Урок-игра (сюжетно-ролевые игры)
- крестики-нолики
- пресс-конференция:
a) с участниками крестовых походов
b) с участниками великих геогра-фических открытий
c) с жителями средневекового города
- заседание городского совета средневекового города
- конкурс рисованных фильмов
- урок-игра в форме суда (над историческими деятелями)
1. Эмоциональный настрой на получение знаний.
2. Умение строить диалог.
3. Создание образного
представления о посещаемом
4. Получение конкретных знаний через личное ощущение.
Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать возможность выхода самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки учащихся.
Задачи: 1.Умение работать со словарем.
2. Умение ориентироваться
в исторических знаниях, с
3. Умение и навык работы в библиотеке:
a) Составление
библиографии конкретного
b) Библиографическое описание книги, журнала, статьи.
c) Правильное составление заявки на литературу, работа с каталогами.
d) Работа с различными источниками исторических знаний: учебной литературой, документами, художественной и политической литературой.
e) Отбор нужной информации.
4. Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.
5. Участвовать
в дискуссии, вести диалог по-
6. Формировать
артистические способности
7. Умение грамотно,
лаконично и ясно задать
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
1. Предварительной
подготовки. Надо обсудить круг
вопросов и форму проведения.
Должны быть заранее