Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:59, реферат
Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с «интеллектоёмкой» экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Введение.
Цели и задачи предмета — требования к результатам освоения
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов
Современные информационные технологии в физической культуре.
Использование информационных технологий в физической культуре и спорте.
Вывод.
Список литературы.
Таблица. Применение технических средств и информационных ресурсов в профессиональной деятельности
Область деятельности |
Профессия |
Технические средства |
Информационные ресурсы |
Средства массовой информации |
Журналисты |
Телевидение, радио, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Интернет, электронная почта, библиотеки, архивы |
Почта, телеграф, телефония |
Служащие, инженеры |
Телеграф, телефон, компьютерные сети |
Базы данных |
Наука |
Ученые |
Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Библиотеки, архивы, базы данных, экспертные системы, Интернет |
Техника |
Инженеры |
Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Системы автоматизированного |
Управление |
Менеджеры |
Информационные системы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Базы данных, экспертные системы |
Образование |
Преподаватели |
Информационные системы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Библиотеки, Интернет |
Искусство |
Писатели, художники, музыканты, дизайнеры |
Компьютеры и устройства ввод/вывода информации, аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети |
Библиотеки, музеи, Интернет |
Использование информационных технологий в физической культуре и спорте.
Для того чтобы успешно двигаться вперед, необходимо время от времени обозревать проделанную работу. Прошло немногим более десяти лет c тех пор, как в нашей стране был взят курс на компьютеризацию системы образования. И теперь можно подвести некоторые итоги.
Если раньше рядовой специалист в области физической культуры и спорта и мечтать не мог о том, что на его рабочем месте будет персональный компьютер, то теперь можно говорить о том, что компьютеры вошли к нам в дом. Каковы же итоги компьютеризации в физической культуре и спорте? Следует отметить, что прогресс в этой области человеческой деятельности огромен. За обозреваемый период прикладные программные продукты прошли путь от программ для микрокалькуляторов до мультимедиа-систем, имеющих целью обучение будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Проведенный анализ статей, опубликованных в журнале "Теория и практика физической культуры", позволяет систематизировать использование информационных технологий в отрасли "Физическая культура и спорт". Этими направлениями являются: учебный процесс, спортивная тренировка, спортивные соревнования, оздоровительная физическая культура, спортивный менеджмент и регуляция кадрового потенциала отрасли. Получены данные "удельного веса" статей, опубликованных в журнале "Теория и практика физической культуры" по перечисленным направлениям. Из них следует, что большинство публикаций (76%) посвящено применению информационных технологий в учебном процессе и спортивной тренировке. Кратко охарактеризуем разработки каждого направления. Публикаций, посвященных использованию информационных технологий в учебном процессе, достаточно много. Из них следует, что совершенствование учебного процесса в институтах физической культуры (ИФК) ведется по двум направлениям. Во-первых, разрабатываются обучающие системы (ОС), направленные на сообщение студентам теоретических сведений и фактов по учебным дисциплинам и контроль за их теоретическими знаниями. Во-вторых, компьютерный опрос используется для отбора абитуриентов и студентов. Оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию в вузах не физкультурного профиля осуществляется посредством программ, позволяющих обучать предмету "физическое воспитание", планировать и контролировать физическую подготовленность, общую двигательную активность, а также психофизическое состояние студентов. Одна из последних публикаций этого направления (О.В. Жбанков, 1998) освещает вопросы методологии формирования информационного пространства в процессе физического воспитания студентов.
Естественно, что наибольшее количество публикаций в журнале "Теория и практика физической культуры" (44%) посвящено созданию прикладных программных продуктов (ППП) и автоматизированных систем (АС), позволяющих оптимизировать управление тренировочным процессом.
Спортивные соревнования. Публикаций, освещающих вопросы использования ИТ при проведении соревнований, немного. При проведении соревнований уровня олимпийских игр применение ИТ обеспечивает оперативный сбор, передачу, хранение и обработку большого количества информации.
На Олимпийских играх
Четвертое направление использования ИТ связано с разработкой программ для оздоровительной физической культуры. Программы этого направления можно разделить на диагностические, диагностика-рекомендательные и управляющие. В первом случае программа позволяет специалисту быстрее поставить диагноз, во втором — на ряду с диагнозом пользователю предлагается определенный набор рекомендаций, соответствующий выявленному уровню здоровья и двигательной активности. В третьем случае компьютер осуществляет взаимодействие с пользователем по принципу обратной связи: выдает задания, контролирует их выполнение, а по результатам новых тестов вырабатывает соответствующие рекомендации. В последнее время осуществляется работа над компьютерной программой "Валеология школьника". Эта программа предназначена для сбора, анализа и хранения результатов валеологического мониторинга детей и подростков.
При оценке современного этапа развития информационных технологий в нашей отрасли, приходится констатировать, что, несмотря на обилие направлений их применения и публикаций, эти разработки носят частный характер и не имеют широкого распространения. До тех пор, пока специалисты нашей отрасли не будут иметь возможность использовать накопленный потенциал, применение информационных технологий будет ограничиваться использованием компьютера в "качестве пишущей машинки".
Современная вычислительная техника давно вошла в спортивную жизнь. Цифровое видео, цифровые табло и проекционная техника, а также различные измерительные системы широко используются на всех крупных соревнованиях. Однако в обычных школах, техникумах и вузах, на тренировках в спортивных школах по-прежнему применяют обычные ручные секундомеры, не слишком заботясь о точности измерений. С другой стороны дорогая аппаратура и не всегда соответствует задачам учебного или тренировочного процесса. В докладе предлагается использовать компьютер стандартной конфигурации, позволяющий применять его в качестве измерителя временных интервалов, счетчика событий, простого табло и т.д. Это позволит проводить точные измерения, запоминать результаты, проводить сравнение достижений учащихся, как в течение времени обучения, так и в процессе тренировки. В настоящее время компьютер имеется почти во всех учебных заведениях, но используется он, в основном, как оргтехника. Предлагаемая программа позволит активно использовать обычный компьютер непосредственно в спортивном зале.
В основе такого «нестандартного» применения компьютера лежит разработанная в стандарте WINDOWS программа «ВРЕМЯ», которая позволяет с точностью до сотых долей секунды измерять время между двумя щелчками модифицированной мыши. Щелчки мыши имитируются двумя выносными контактами, соответствующими началу-старту и концу-финишу движения.
Программа позволяет также продолжать ход секундомера, сохраняя каждый измеренный интервал в памяти компьютера, высвечивать результаты на мониторе в виде таблицы, считать количество движений в заданном интервале времени, а также реализовать другие функции электронного хронометра. Таким образом, если один контакт – «Старт» в руках тренера, то можно управлять или контролировать скорость выполнения упражнения, а если спортсмен тренируется самостоятельно, то он может эффективно контролировать ход тренировочного процесса, измеряя время каждой попытки, получая протокол каждой тренировки, без сложной электронной аппаратуры. Контакты «Старт» и «Финиш» могут быть как обычными гальваническими, так и оптическим на основе оптоэлектронной пары любого диапазона частот. К датчикам – контактам предъявляются особые требования к длительности запускающего импульса. В ряде случаев требуется дополнительная электронная схема, формирующая короткий импульс, имитирующий точное положение стартующего импульса во времени. Предлагаемая программа может эффективно использоваться для оценки, например, реакции на вызов соперника в боксе или фехтовании, для измерения времени прохождения дистанции в легкой атлетике, а при некоторой модернизации с её помощью можно измерять и скорости различных снарядов или мячей в игровых видах спорта.
В фехтовании, где существует электрический
контакт непосредственно в
В боксе, например, можно определять количество ударов в серии, задавать требуемое число ударов в определенный интервал, при этом контакты крепят либо к перчаткам, либо к груше. Естественно, что контакты в этом случае выполняются в виде плоских структур, а запускающий импульс реализуется с помощью электронной схемы на основании изменения емкости контакта . На наш взгляд предлагаемая методика использования компьютера в обычных условиях вузовской тренировки или в детско-юношеской спортивной или средней школах позволит расширить возможности педагога и тренера для повышения интереса к занятиям, а также при подготовке спортсменов.
Вывод.
Актуальность использования информационных компьютерных технологий в образовательном процессе студентов факультетов физической культуры обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования, практической потребностью в использовании в высших образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Модернизация
учебного процесса требует перехода
от пассивных, главным образом лекционных,
способов освоения учебного материала,
к активным групповым и индивидуальным
формам работы, организации самостоятельной
поисковой деятельности студентов;
это позволяет готовить специалиста с
выраженной индивидуальностью и организовать
деятельность занимающихся в различных
условиях. Этому, на наш взгляд, может способствовать
внедрение в учебный процесс информационных
компьютерных технологий.
Национальную систему образования близкую
к идеальной, можно создать только с помощью
информационных компьютерных технологий.
Целью
образования сегодня не может
быть насыщение обучаемого как можно
большим количеством готовых, строго
отобранных, соответствующим образом
организованных знаний, умений и навыков
(подход, который с большим или меньшим
успехом реализовывался в советской школе).
Конечно, хорошие ремесленники всегда
будут в цене. Но обществу все более не
хватает других людей: интеллектуально-развитых,
способных самостоятельно приобретать
новые знания, работать с различными источниками
информации, умеющих самостоятельно и
рационально решать сложные проблемы.
Педагогу-профессионалу принадлежит первостепенная
роль в обновлении учебно-воспитательного
процесса по физическому воспитанию в
образовательных учреждениях.
Перестройка учебного процесса в вузе
требует перехода от пассивных, главным
образом лекционных, к активным групповым
и индивидуальным формам работы, самостоятельной
поисковой деятельности студентов, позволяющим
готовить специалиста с выраженной индивидуальностью
и способным организовать деятельность
занимающихся в различных условиях.
Несмотря на значительные потенциальные
возможности современных информационных
технологий в системе высшего физкультурного
образования, они еще не нашли должного
применения. Для решения поставленных
задач необходимо:разработать педагогическую
концепцию подготовки специалистов по
физической культуре и спорту в условиях
использования современных информационных
и коммуникационных технологий;
сформулировать основные требования к
информационной подготовке специалистов
по физической культуре и спорту для включения
в квалификационные характеристики и
в государственные образовательные стандарты
нового поколения;проводить дальнейшие
научные исследования с целью изучения
возможностей современных информационных
и коммуникационных технологий в подготовке
специалистов по физической культуре
и спорта;
подготовить к изданию учебники и учебно-методические
пособия, в том числе и в электронном варианте,
для обеспечения учебного процесса с учетом
профессиональной направленности будущих
специалистов по физической культуре
и спорту;
планомерно осуществлять повышение квалификации
профессорско-
целенаправленно решать вопросы, связанные
с оснащением физкультурных учебных заведений
соответствующими техническими средствами
и коммуникациями.
Информация о работе Использование информационных технологий в физической культуре и спорте