Использование кругового метода в процессе спортивной тренировки в футболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы явилось выявление эффективности содержания занятий для развития силовых качеств у юных футболистов 15–16 лет методом круговой тренировки.
Задачи эксперимента:
1. Изучить динамику показателей силовых способностей у футболистов 15–16 лет.
2. Разработать содержание занятий с помощью метода круговой тренировки.
3. Выявить эффективность экспериментальной программы по развитию силовых качеств у футболистов 15–16 лет методом круговой тренировки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Анатомо-физиологические особенности организма подростков возраста 15–16 лет 7
1.2 Понятие о силовых способностях, их виды 13
1.3 Средства развития силовых способностей у футболистов 24
1.4 Методы развития силовых способностей у футболистов 28
1.5 Метод круговой тренировки 33
2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
2.1 Методы исследования 47
2.2 Организация исследования 47
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

Вложенные файлы: 1 файл

Использование кругового метода в процессе спортивной тренировки в футболе+.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. В первую очередь применяют три группы упражнений: общеразвивающие (на «быстроту»), специальные упражнений «своего» вида спорта и упражнения других видов спорта (Н. Г. Озолин, 1970). При этом надо учитывать, по меньшей мере, три требования:

  1. Упражнения должны выполняться на предельной скорости.
  2. Упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения.
  3. Продолжительность упражнения (или длина дистанции) должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Особенности воспитания выносливости.

К воспитанию выносливости у юных футболистов целесообразно приступать с. 12-15 лет. В этом возрасте заканчивается анатомо-физиологическое формирование подростка, и его большая двигательная активность дает большой прирост развития выносливости.

Воспитание общей выносливости [43].

На этапе начального обучения предпочтение отдается воспитанию общей выносливости. Методы воспитания общей выносливости являются общими для различных спортсменов - выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей футболистов.

Главным средством воспитания общей выносливости служат длительный мало интенсивный бег, а также циклические виды спорта: плавание, лыжи и т.п.

В занятиях с футболистами 11-12 лет основным средством воспитания общей выносливости является спокойный длительный бег. Продолжительность бега постепенно увеличивается с 10 до 30 мин. при частоте пульса 140-150 уд/мин. Этот метод тренировки называется равномерным. Он имеет ряд преимуществ: во-первых, создаются благоприятные условия для гармонической и постепенной настройки на работу всех систем организма; во-вторых, снижается возможность перетренировки. При этом организм спортсмена работает в аэробном режиме.

На этапе углубленной тренировки для воспитания общей выносливости футболистов целесообразно применять равномерно-переменный метод тренировки. Данный метод характерен тем, что нагрузка делится на несколько «порций», чередуемых с промежутками пассивного или активного отдыха, что позволяет применять более интенсивные упражнения, которые более остро воздействуют на организм занимающихся.

Упражнения, выполняемые равномерно-переменным методом, способствуют воспитанию у футболиста умения «терпеть», позволяют совершенствовать технику в условиях, близких к соревновательным. Этот метод по своему воздействию на организм является аэробно-анаэробным.

Тренировку по равномерно-переменному методу надо проводить в соответствующем режиме. Например, при выполнении бега на 1000 м дается следующее задание: 200 м бежать равномерно, 20-30 м рывок и т. д. Пользуясь равномерно-переменным методом тренировки для воспитания общей выносливости, необходимо учитывать следующие основные характеристики выполняемой работы:

1. Интенсивность выполнения упражнения должна быть приблизительно такой, чтобы частота пульса к концу его выполнения была 160-170 уд/мин.

  1. Продолжительность выполнения упражнений определяется в пределах 45-90 сек.
  2. Интервал отдыха от 15 до 45 сек., при этом к концу пауз частота пульса должна снизиться до 120-140 уд/мин.
  3. Число повторений подбирается с таким расчетом, чтобы все серии выполнялись при сравнительно устойчивом режиме.
  4. Отдых между тренировочными отрезками пассивный.

Воспитание специальной выносливости.

Наряду с общей выносливостью футболисты должны развивать специальную выносливость. Применительно к футболу специальная выносливость будет проявляться в способности игрока поддерживать заданный темп игры до последней минуты матча.

Разновидностью специальной выносливости является скоростная выносливость. При высоком развитии этого качества футболист сохраняет максимальную скорость рывков и ускорений, эффективно выполняет технические приемы на протяжении всей игры.

Проявление специальной выносливости зависит от некоторых физиологических и психических факторов. Основным физиологическим фактором являются анаэробные возможности футболиста. Для совершенствования   анаэробных  механизмов   при воспитании   скоростной выносливости применяются повторный, переменный, интервальный соревновательный методы.

Целесообразно использовать и круговую тренировку. Преимущество ее заключается в том, что в ней удачно сочетается строгая регламентация нагрузки с ее индивидуализацией. Индивидуальная мера нагрузки определяется с помощью так называемого «максимального теста», т. е. испытанием на максимальное выполнение отдельных упражнений (число повторений, скорость) по каждому упражнению, включенному в комплекс круговой тренировки.

Создание фундамента специальной выносливости юных футболистов при круговой тренировке проходит по переменно-интервальном методу с жестким интервалом отдыха.

Упражнения круговой тренировки, выполняемые на каждой отдельной «станции», в техническом отношении должны быть несложными. Комплекс упражнений должен включать в основном упражнения рекомендуемые для развития двигательных качеств футболистов а также вспомогательные упражнения из других видов спорта.

Нагрузки при выполнении упражнений должны быть сугубо индивидуальными. Скорость выполнения упражнений - 80-85% от максимальной, при этом к концу выполнения упражнений частота пульса должна быть в пределах 175-180 уд/мин. Интервалы отдыха – не менее 45-90 сек. и не более 3-4 мин.

Для удобства контроля за нагрузкой на организм юных футболистов все упражнения по частоте пульса можно разделить на три группы интенсивности (низкая, средняя, высокая).

К упражнениям низкой интенсивности относятся те, при выполнении которых частота пульса достигает 120-130 уд/мин. Скорость выполнения упражнений – 50-65% от максимальной. К упражнениям низкой интенсивности следует отнести простой бег по кругу, ходьбу в различных положениях, ведение мяча без ускорения, различные гимнастические упражнения, удары по воротам из статических положений, передачи мяча в парах на месте, обучение новым техническим приемам и т. д.

К упражнениям средней интенсивности относятся те, при Выполнении которых частота пульса достигает 130-165 уд/мин при скорости выполнения упражнений 70-85% от максимальной. Например, различный бег из различных стартовых положений, разнообразные ускорения (20-30м) и рывки (10-15м), прыжки в длину с места, прыжки вверх с одновременным подтягиванием бедер к груди, а также передача мяча после ведения, ведение мяча на ограниченной площадке, разнообразные эстафеты с мячом, ведение мяча на скорости [44].

К упражнениям высокой интенсивности относятся те, при выполнении которых частота пульса достигает 170-190 уд/мин при максимальной скорости выполнения упражнения. Например, «челночный» бег в виде соревнований, игра в «пятнашки» на ограниченной площадке, выпрыгивание из положения приседа, удар по мячу в цель после рывка 8-10м с сопротивлением противника, игра со специальным заданием (держать высокий темп, сократить количество игроков в команде), игра на ограниченных площадках.

Тренировка в упражнениях на выносливость с большой нагрузкой может проводиться для футболистов 15-16 лет не чаще 1 раза в неделю, а для 17-18-летних - 2 раза в неделю.

Умение тренера четко определить энергетическую «стоимость» каждого включенного в тренировочное занятие упражнения по физической, технической и тактической подготовке дает возможность более правильно и целенаправленно подбирать средства и методы тренировки.

Для определения уровня выносливости рекомендуется использовать тест шестиминутного бега. С этой целью круг, по которому производится бег, размечается через каждые 10м. Чтобы правильно распределить силы, выбрать оптимальный темп, юные футболисты должны 3-5 раз «опробовать» дистанцию. Уровень выносливости определяется по длине пробегаемой дистанции.

Так, например, считается хорошим показателем, если 13-летние футболисты пробегают за 6 мин. 1410-1450м, а 14-летние соответственно 1530-1550м.

В таблице 1 приведены показатели длины дистанции, которую должен пробежать юный футболист на уровне 85-90% от своих предельных аэробных возможностей и индивидуальных величин МПК/кг, чтобы тренировать системы кислородного обеспечения организма.

Пробегание в каждом тренировочном занятии, а также в индивидуальных тренировках предлагаемых дистанций наряду с использованием других рекомендованных здесь упражнений должно значительно повысить выносливость юных футболистов.

Особенности воспитания ловкости и гибкости.

Воспитание ловкости и гибкости на этапах предварительной подготовки и начальной специализации создает основу для успешного овладения сложными по координации двигательными действиями. Типичными упражнениями здесь являются подвижные игры, упражнения с мячом, акробатические упражнения, бег с преодолением несложных препятствий, прыжки, упражнения в равновесии на небольшой высоте. Большое значение имеют упражнения в беге с дополнительными заданиями на внезапные остановки, повороты, с изменением направления и с требованием быстроты выполнения.

Естественную эластичность мышц и подвижность в суставах следует поддерживать с помощью упражнений с движениями большой амплитуды без отягощения, сохраняя оптимальную меру гибкости.

На этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования целесообразно обновлять и варьировать упражнения, выполнять их в новых, более сложных, условиях. Особое значение приобретают спортивные игры (баскетбол, гандбол, хоккей).

При воспитании гибкости используют упражнения без предметов и с легкими предметами, выполняемые с большой амплитудой, упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями, укрепляющими суставы и связки, а также с упражнениями на расслабление мышц.

В занятиях с юными футболистами применяют специальные достаточно эффективные упражнения на гибкость с полной амплитудой движения (в парах и с отягощением), заканчивающиеся двумя-тремя легкими пружинящими рывками.

Круговая тренировка как средство физического воспитания.

Система круговой тренировки была разработана в университете Лидса на севере Англии после второй мировой войны. Она предназначалась для подготовки школьников старших классов, студентов колледжей и даже спортсменов высокого класса.

В наши дни круговая тренировка является популярным методом общей физической подготовки. Она позволяет воспитывать такие физические качества как сила, быстрота, выносливость и комплексные формы их проявления – силовую, скоростную, скоростно-силовую выносливость.

Наряду с этим круговая тренировка позволяет решать ряд воспитательных задач, таких как настойчивость в достижении цели, добросовестности, стремление к физическому совершенству.

Физические упражнения относятся к произвольным движениям, в основе которых лежат рефлекторные механизмы. И.М. Сеченов рассматривал произвольные движения как заученные, сознательные и подчиненные воле человека, возникшие под влиянием условий жизни и воспитания. И.П. Павлов указывал, что произвольность этих движений обусловливается суммарной деятельностью коры головного мозга. Без мышечных движений невозможна практическая деятельность человека и, значит, его совершенствование в процессе воспитания.

Таким образом, воздействие физических упражнений тесно связано с деятельностью мышц, органов чувств, внутренних органов, коры головного мозга.

Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод. Он, несомненно, повышает плотность урока. Но круговую тренировку с присущими ей особенностям не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение [45].

В методической литературе и практике учителей известен такой способ проведения упражнений, как поточный мелкогрупповой. Класс делят на несколько небольших групп (5 - 6 человек), в каждой из которых задания выполняются потоком. Даются любые задания - повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т. д.

Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено - для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. Есть и другие особенности круговой тренировки. Раскроем каждую из них.

Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8 - 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.

Информация о работе Использование кругового метода в процессе спортивной тренировки в футболе