Контрольная работа по "Теории физического воспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

1. Принципы физического воспитания.
2. Характеристика общей аэробной выносливости и методика её направленного развития(задачи, средства, методы).
3. Приведите примеры круговой тренеровки по методу интервального упражнения с жёсткими интервалами отдыха, направленной преимущественно на развитие силовой выносливости.

Вложенные файлы: 1 файл

фк и спорта.docx

— 30.65 Кб (Скачать файл)

Принцип доступности и  индивидуализации. Требования к его  реализации в процессе физического  воспитания.

Принцип доступности  и индивидуализации. Содержание образования, средства, формы и методы его трансформации в элементы опыта личности учащегося должны быть адекватны возрастным особенностям, состоянию здоровья, уровню физического развития и двигательной подготовленности обучаемых, направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста.

Данный принцип  обязывает, чтобы учитель знал учебные  возможности школьников усвоить  содержание образования преподаваемой  дисциплины, мог своевременно определить показатели физического развития, двигательной подготовленности и познавательных качеств, отклонения от установленных  закономерностей, характерных для  пола детей и подростков. С учетом выявленных особенностей учитель дифференцирует учебно-воспитательный процесс. Решению этой задачи способствуют углубленный медицинский осмотр учащихся, прогностические контрольные испытания по показателям двигательной подготовленности в начале учебного года, семестра, четверти, педагогические наблюдения на уроках.

В организации дидактических  процессов учитель опирается  на показатели фактического состояния  учебных возможностей, с их учетом конкретизирует целевую ориентацию, уточняет педагогические задачи, отбирает средства воздействия, формы их организации  и методы обучения, воспитания, развития двигательных качеств.

Дидактические процессы могут быть организованы по группам, комплектуемым по определенным критериям  с последующим дифференцированием педагогических воздействий. Такая  дифференциация должна быть по каждому  блоку содержания образования: знаниям, двигательным навыкам и умениям, показателям развития двигательных качеств применительно к виду физкультурной деятельности (легкой атлетике, гимнастике, лыжной подготовке, спортивным и подвижным играм, единоборствам  или другим составляющим содержания регионального или местного его  компонента). При дифференцировании  педагогических воздействий в учебном  классе могут быть неформально выделены группы сильных, средних и слабых учащихся. Такие группы должны носить временный и условный характер. Учитель  оказывает педагогическое воздействие  и на сильных, и на средних, и на слабых учащихся. Для него должна быть одинаково важна работа с детьми, опережающими в развитии одноклассников, и с теми, кто отстает от них.

Учитель обращает внимание на следующие обстоятельства.

1. Различия в отношении учащихся к себе самому, учебной деятельности по дисциплине и ее результатам, акцентируя внимание на тех, кто безразличен или негативно настроен к занятиям на уроках физической культуры. Данная категория учащихся должна быть объектом повышенного внимания для формирования мотивов активной учебной деятельности по физической культуре.  
В решении этой задачи наряду с требовательностью может быть использована система поощрений, создаваться ситуации, в которых будет замечен успех учебной деятельности таких учащихся.

2. Дифференцирование содержания и условий выполнения заданий. Учитель использует подводящие и подготовительные физические упражнения с учетом средних величин показателей учебных возможностей тех, кто опережает средние показатели или отстает от них. Для этого можно изменить длину дистанции, массу или форму снаряда, исходное положение, продолжительность выполнения учебных заданий – основных, подводящих или подготовительных действий. К примеру, при обучении технике передвижения на лыжах прокладывают несколько параллельных лыжней, а при разучивании висов используют низкую, среднюю и высокую перекладины.

3. Доступность учебного задания. Она должна предусматривать затрату определенных усилий для его выполнения. Учебный материал, не представляющий трудности для учащихся, не имеет требуемой педагогической ценности. Такие учебные задания не интересны учащимся, и они не содействуют воспитанию у них навыков учебного труда по физической культуре. Уровень доступности учебного задания должен стимулировать познавательную активность учащихся на уроке. Заведомо трудное задание негативно влияет на учебную деятельность школьников. После 2–3 попыток, если при этом выяснится, что трудоемкость задания превышает зону ближайших возможностей, учащиеся перестают его выполнять. Многие и в последующем избегают выполнять данное двигательное действие на уроке в присутствии коллектива класса. Это происходит в  
VII–VIII классах, и с возрастом нежелание закрепляется.

4. Соотношение объема заложенной информации в двигательном действии и его доступности: чем ее больше, тем ниже доступность. Следовательно, каждое новое для ученика физическое упражнение, т.е. несущее в себе много неизвестного, ранее не встречавшегося, потребует более длительного периода обучения. Однако если ученику известен алгоритм обучения, то скорость воспроизведения информации, а следовательно, и доступность учебного материала могут возрасти примерно на 20%.

5. Соотношение объема учебного материала и его доступности, т.е. доступность учебного задания, а значит, и основательность усвоения зависят от объема учебного материала: чем он больше, тем ниже уровень его доступности. Причем при однотипном материале, допускающем перенос двигательных навыков, его объем может быть увеличен. При разнородном же, особенно при формировании конкурирующих навыков, объем приходится ограничивать. Доза учебного материала не должна превышать возможностей ученика, уровня его внимания. Даже хорошо физически подготовленный человек при освоении двигательного действия не способен одновременно контролировать большое количество элементов. Учитель, сообщающий ученику все то, чему научился сам, уподобляется, по образному выражению К.Д. Ушинского, вознице с плохо увязанной кладью, который гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит телегу, хвастаясь тем, что проделал большой путь. Основными критериями доступности объема учебного задания служат психофизиологическая реакция ученика и результативность обучения.

 

6. Структурная сложность и величина психофизиологических усилий, затрачиваемых на выполнение упражнений. Оценивая доступность физического упражнения, следует учитывать это. Между тем и другим очень часто отсутствует прямая зависимость: упражнение в координационном отношении может быть простым, но требующим значительных физических усилий (например, подтягивание), и наоборот (например, лазанье разноименным и одноименным способами). Низкий уровень доступности может объясняться и психологическими факторами: боязнью (например, в упражнениях на высоком бревне), неуверенностью в своих силах и т.п..

Критериями для определения  доступных нагрузок и заданий  являются:

1) объективные показатели:

-- показатели здоровья (артериальное  давление, различные функциональные  пробы, кардиограммы и др.);

-- показатели тренированности  (динамика спортивных резуль татов,  динамика роста физических качеств  и технической подго товленности,  МПК -- максимальное потребление  кислорода, ЖЕЛ -- жизненная емкость  легких и др.);

2) субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, же  лание тренироваться и участвовать  в соревнованиях и др.).

Доступность задач, средств  и методов физического воспитания определяется многими факторами, которые  условно можно соединить в  группы. К первой группе относятся  факторы, характеризующие общие  особенности данного контингента  занимающихся (группы, команды). Ко второй -- индивидуальные особенности каждого  занимающегося. Третья группа факторов возникает в связи с динамикой  общих и индивидуальных изменений  в процессе физического воспитания. К четвертой группе следует отнести  особенности самих задач, средств  и методов физического воспитания.

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном  процессе, а предполагает посильную  меру этих трудностей, которые могут  быть успешно преодолены.

 

2.Характеристика  общей аэробной выносливости  и методика её направленного  развития(задачи, средства, методы).

Аэробная выносливость

Термин «аэробная» означает «с кислородом», и аэробная выносливость подразумевает мышечную работу и движения, выполняемые с  энергией, полученной с использованием кислорода. Мы уже видели, как поглощение и транспортировка кислорода  в мышцы осуществляется сердечнососудистой и дыхательной системами. Аэробная тренировка приводит к развитию этих систем и повышает способность использовать кислород в мышцах. Аэробную выносливость можно развивать за счет непрерывного или прерывистого бега. Чем дольше продолжительность вида, тем важнее аэробная выносливость.

Методы развития выносливости.

Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить  на несколько групп: непрерывные  и интервальные, а также контрольный (или соревновательный) методы тренировки. Каждый из методов имеет свой особенности  и используется для совершенствования  тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых  упражнений. Варьируя видом упражнения (ходьба, бег, лыжи, плавание, упражнения с отягощением или на снарядах, тренажёрах и т.д.), их продолжительностью и интенсивностью (скоростью движений, мощностью работы, величиной отягощений), количеством повторений упражнения, а также продолжительностью и  характером отдыха (или восстановительных  интервалов), можно менять физиологическую  направленность выполняемой работы.

2.1. Равномерный  непрерывный метод.

Равномерный непрерывный  метод заключается в однократном  равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15 - 30 минут и до 1 - 3 часов, то есть в диапазоне скоростей от обычной  ходьбы до темпового кроссового бега и аналогичных по интенсивности  других видов упражнений. Этим методом  развивают аэробные способности. В  такой работе необходимый для  достижения соответствующего адаптационного эффекта объём тренировочной  нагрузки должен быть не менее 30 минут. Слабо-подготовленные люди такую нагрузку сразу выдержать не могут, поэтому  они должны постепенно увеличивать  продолжительность тренировочной  работы без наращивания её интенсивности. После примерно 3-х минутного периода  врабатывания устанавливается стационарный уровень потребления кислорода. Увеличивая интенсивность работы (или скорость передвижения), интенсифицируют аэробные процессы в мышцах. Чем выше скорость, тем больше активизируются анаэробные процессы и сильнее выражены реакции вегетативных систем обеспечения такой работы, а уровень потребления кислорода поднимается до 80 - 95 % от максимума, но не достигает своих «критических» значений. Это достаточно напряжённая для организма работа, требующая значительной напряжённости в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, проявления волевых усилий. При этом частота сердечных сокращений достигает 130-160 уд/мин, объём лёгочной вентиляции - 160-190 литров/мин, давление в первые 3-4 минуты возрастает до 180-200 мм.рт.ст., а затем стабилизируется примерно на уровне 140-160.

Изменяя интенсивность (скорость передвижения), воздействуют на разные компоненты аэробных способностей. Например, медленный бег на скорости анаэробного порога применяется  как «базовая» нагрузка для развития аэробных возможностей, восстановления после больших объёмов более  интенсивных нагрузок, поддержания  ранее достигнутого уровня общей  выносливости.

2.2. Переменный непрерывный  метод.

Этот метод отличается от регламентированного равномерного периодическим изменением интенсивности  непрерывно выполняемой работы, характерной  например, для спортивных и подвижных  игр, единоборств. В лёгкой атлетике такая работа называется «фортлек» («игра скоростей»). В ней в  процессе длительного бега на местности (кросс) выполняются ускорения на отрезках от 100 до 500 метров. Такая работа переменной мощности характерна для  бега по холмам, или на лыжах по сильно пересечённой местности. Поэтому её широко используют в своих тренировках  лыжники и бегуны на средние и  длинные дистанции. Она заметно  увеличивает напряжённость вегетативных реакций организма, периодически вызывая  максимальную активизацию аэробного  метаболизма с одновременным  возрастанием анаэробных процессов. Организм при этом работает в смешанном  аэробно-анаэробном режиме. В связи  с этим, колебания скоростей или  интенсивности упражнений не должны быть большими, чтобы не нарушался  преимущественно аэробный характер нагрузки.

Переменный непрерывный  метод предназначен для развития как специальной, так и общей  выносливости и рекомендуется для  хорошо подготовленных людей. Он позволяет  развивать аэробные возможности, способности  организма переносить гипоксические  состояния и кислородные «долги», периодически возникающие в ходе выполнения ускорений и устраняемые  при последующем снижении интенсивности  упражнения, приучает занимающихся «терпеть», т.е. воспитывает волевые качества.

2.3. Соревновательный метод.

Контрольный (соревновательный) метод состоит в однократном  или повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность  выполнения не всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных  проверках.

3.Методика развития выносливости.

Начиная работу по развитию и совершенствованию своей  выносливости, необходимо придерживаться определённой логики построения тренировки, так как нерациональное сочетание  в занятиях нагрузок различной физиологической  направленности может привести не к  улучшению, а, наоборот, к снижению тренированности.

На начальном  этапе необходимо сосредоточить  внимание на развитии аэробных возможностей одновременно с совершенствованием функций сердечно-сосудистой и дыхательной  систем, укреплением опорно-двигательного  аппарата, т.е. на развитии общей выносливости. Эта задача методически не очень  сложная, но требует для своего решения  определённых волевых усилий, постепенности  усложнения требований, последовательности применения средства и систематичности  тренировок.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории физического воспитания"