Лекции по "Физкультуре дошкольной"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:11, курс лекций

Краткое описание

1. Методические принципы физического воспитания
Под методическими принципами физического воспитания понимают основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса.
Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими. Физическое воспитание - один из видов педагогического процесса, и на него распространяются общие принципы педагогики: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Вложенные файлы: 1 файл

физическая культура.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

- занятия проводятся  по расписанию.

Урок принято делить на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная  часть урока. В этой части урока решаются следующие задачи:

- подготовка центральной  нервной системы и вегетативных  функций к предстоящей нагрузке;

- подготовка двигательного  аппарата к действиям, требующим  от занимающихся значительных  мышечных усилий.

Основная часть  урока. В основной части урока решаются главные задачи:

- развитие волевых  и физических качеств занимающихся;

- формирование жизненно  необходимых и спортивных навыков. 

Заключительная  часть урока. В этой части урока основными задачами являются следующие:

- содействовать более  быстрому восстановлению организма после нагрузки в основной части (рекомендуется выполнять упражнения на расслабление, на растягивание, массаж);

- подвести итоги работы  на уроке. Преподаватель должен  дать оценку действиям занимающихся, проинформировать о предстоящих  занятиях.

Неурочные формы занятий

Неурочные формы занятий  физическими упражнениями могут  быть эпизодическими (походы, катания  на лыжах, коньках и т.п.)  и систематическими (гигиеническая и производственная гимнастика). Если эпизодические занятия не имеют строгой регламентации, то систематические неурочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне определенные требования к нагрузке.

 

 

 

13. Основные понятия

Производственная  физическая культура – система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса.

Профессиональное  заболевание – это категория болезней, вызываемых влиянием производственной среды или трудового процесса.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к конкретной трудовой деятельности.

 Производственная  физическая культура

Цель производственной физической культуры – способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда работающего.

Основными задачами производственной физической культуры являются:

- подготовить организм  человека к включению в трудовой  процесс;

- оптимально поддерживать  уровень высокой работоспособности  в течение рабочего дня и  обеспечить восстановление организма после окончания работы;

- профилактика влияния  неблагоприятных факторов труда,  способствующая повышению устойчивости организма к их воздействию.

В основе производственной физической культуры лежит теория активного отдыха. Русский физиолог И.М. Сеченов доказал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности после утомительной работы одной рукой наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей ранее рукой.

Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Переключение  с одного вида работы на другую, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха.

 

 

 

14. Методика  производственной физической культуры находится в зависимости от характера и содержания трудового процесса и имеет "контрастный" характер (В.И. Ильинич, 1999):

- чем больше физическая  нагрузка в процессе труда,  тем меньше она в период  активного отдыха, и наоборот;

- чем меньше в активную  деятельность включены большие  мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами производственной физической культуры;

- чем больше нервно-эмоциональное  и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разно–    образных физических упражнениях производственной физической культуры.

Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет следующие формы:

- вводная гимнастика;

- физкультурная пауза; 

- физкультминутки общего  или локального воздействия; 

- микропаузы активного  отдыха.

 

 

 

 

15. Вводная  гимнастика. Комплекс специально подобранных физичес-ких упражнений систематическое выполнение которого помогает сократить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм, выполняемых в течение 5-7 минут в начале рабочего дня.

Типовая схема вводной  гимнастики (Л.Н.Нифонтова):

1. Упражнения организующего  характера.

2. Упражнения для мышц  туловища, рук и ног.

3. Упражнения общего  воздействия.

4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.

5-8. Специальные упражнения.

 

 

 

 

16. Физкультурная  пауза. Проводится в начале периода снижения работоспособности. Оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений и проводится в течение 5-7 минут.

Работы, связанные с  умственным или преимущественно  умственным трудом, относятся к группе профессий, требующих большого напряжения центральной нервной системы. Как правило, они характеризуются небольшими физическими затратами и малоподвижностью. Физкультурная пауза для людей этой группы профессий состоит из физических упражнений с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя. Необходимо включать упражнения для мышц ног, которые создают условия для улучшения кровообращения во всем организме, ликвидируют застой крови в области нижних конечностей и малого таза. При подборе упражнений обязательно необходимо включать наклоны в стороны, прогибания назад, вращения туловища для улучшения осанки и снятия нагрузки с позвоночника.

Типовая схема для  этой группы профессий следующая:

1.Упражнение в потягивании.

2. Упражнение для мышц  туловища, ног и рук.

3. Упражнение для мышц туловища, ног и рук более динамичное, с большей нагрузкой.

4. Упражнение общего  воздействия - приседание, бег, прыжки.

5. Упражнение для мышц  ног, рук и туловища и их  комбинации с акцентом на движения  ногами.

6. Упражнение на расслабление  мышц рук.

7. Упражнение на внимание, координацию движений.

Для более точного  определения места физкультурных  пауз необходимо учитывать динамику работоспособности в процессе рабочего дня. Усредненные показатели динамики работоспособности в течении трудового дня представлены на рисунке 9.1

 

 

 

 

17. Физкультминутки. Физкультминутки могут быть общего или локального воздействия, они применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более). Состоят из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1-2 минут.

В физкультминутках общего воздействия первое упражнение обычно бывает связано с распрямлением  спины и отведением плеч назад. Второе упражнение - наклоны или повороты туловища, в сочетании с движениями рук и ног, третье - маховые движения.

Физкультминутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых ощущается усталость. Как правило, при этом используются упражнения на расслабление. Одновременно можно использовать элементы самомассажа для усиления восстановительного эффекта.

 

 

 

 

18. Микропаузы активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-З0 секунд. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы самомассажа, дыхательные упражнения, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости.

 

 

 

 

19. Профилактика профессиональных заболеваний и        травматизма средствами физической культуры

Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания и отклонения в состоянии здоровья

Основные неблагоприятные  факторы, характерные для умственного труда: ограниченная двигательная активность, неудобная рабочая поза, повышенная нервно-эмоциональная напряженность, монотонность в работе, связанная с выполнением одинаковых операций, с постоянной концентрацией внимания. Кроме того, необходим учет санитарно-гигиенических условий труда, которые сами по себе могут быть неблагоприятными (запыленность, плохое освещение и т.д.).

Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных в соответствии с необходимостью профилактики конкретных неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма. Занятия проводятся во внерабочее время: в обеденный перерыв или сразу после окончания работы.

Предпочтение отдается групповым занятиям. Для работников умственного или преимущественно умственного труда в комплекс профилактической гимнастики рекомендуется включать 18-20 упражнений динамического характера. Продолжительность занятий 20-25 минут. При выполнении комплекса в активную работу вовлекаются сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная системы.

В качестве примера можно  привести комплекс упражнений непосредственного воздействия, предложенный профессором В.Э. Нагорным для тренировки сосудов головного мозга:

1. Движения головой  (наклоны, повороты, кружения).

2. То же в сочетании  с движениями рук.

3. Принять позы, при  которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спине, стойка на лопатках, локтях, голове).

4. Быстрые перемещения  головы с возникновением сил  инерции ("рубка дров", качательные  движения туловищем).

5. Сгибание позвоночника  в области шеи, груди (заведенение  ног за голову в положении лежа на спине).

6. Интенсивное дыхание  через нос, резкое сокращение  диафрагмы (беговые упражнения  и т.п.), дыхание только через  нос ("рубка дров" с интенсивным выдохом).

7. Приемы массажа и  самомассажа, включающие несильное  постукивание пальцами по голове.

Для профилактики неблагоприятных  факторов умственного труда целесообразно  проводить следующие мероприятия (Е.В.Будыка,1997):

- занятия энергоемкими  видами физических упражнений  с большой амплитудой движений;

- занятия в кабинетах,  комнатах здоровья с использованием тренажерной техники;

- психопрофилактика нервных  напряжений самостоятельно или  в комнатах психологической разгрузки;

- двигательная разрядка  психо-эмоциональных напряжений  силовыми упражнениями.

21. Профессионально-прикладная физическая подготовка

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений  системы физического воспитания, призванное подготовить человека к  конкретной трудовой деятельности.

Идея использования  средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 г. П.Ф. Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду достичь искусства в ремесле».

На рубеже XIX – XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе, которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечения максимальной прибавочной стоимости за счет совершенствования и расширения функциональных возможностей человека.

Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддер–  жание на оптимальном уровне физических и психических качеств человека необходимых для обеспечения  его готовности к выполнению определенной деятельности, обеспечение функциональной устойчивости к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.

Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени  совершенствуются сами собой. Однако эффективность этого процесса существенно повышается, если необходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средства физической культуры в период, предшествующий профессиональному обучению или совпадающий с ним по времени.

Информация о работе Лекции по "Физкультуре дошкольной"