Лекции по "Физкультуре дошкольной"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:11, курс лекций

Краткое описание

1. Методические принципы физического воспитания
Под методическими принципами физического воспитания понимают основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса.
Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими. Физическое воспитание - один из видов педагогического процесса, и на него распространяются общие принципы педагогики: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Вложенные файлы: 1 файл

физическая культура.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

- создание условий  для использования физкультурно-спортивными  организациями и предприятиями  спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических, а также научно-исследовательских разработок и технологий;


- содержание спортивных  сооружений, находящихся в собственности РФ;


- создание условий  для строительства и содержания  спортивных сооружений по месту жительства граждан;


- создание условий  для увеличения количества детско-юношеских  спортивных школ;


- организацию       физкультурно-оздоровительных    и     спортивно-массовых  мероприятий;


- организацию лицензирования  деятельности в области физической  культуры и спорта;


- поддержку        внешнеэкономических       связей    физкультурно-спортивных мероприятий.


Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов и  создает для этого благоприятные  условия посредством:


- увеличения количества  спортивных школ;


- строительства новых  и модернизации существующих  баз и центров подготовки сборных команд РФ;


- выделения ассигнований  на комплексные научные исследования  по проблемам развития спорта  высших достижений;


- поощрения меценатства и благотворительности.


Глава II закона раскрывает систему физической культуры и спорта в РФ.


Субъекты физкультурного движения в РФ:


- спортивные клубы,  коллективы физической культуры;


- детско-юношеские спортивные  школы;


- образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры;


- союзы, ассоциации  по различным видам спорта;


- Олимпийский комитет  России;


- федеральный орган  исполнительной власти в области  физической культуры, органы исполнительной  власти субъектов РФ, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта.


Специально уполномоченный орган исполнительной власти обеспечивает государственную политику в области физической культуры и спорта, подготовку и  представление в Правительство РФ проектов федеральных программ развития физической культуры, организацию, лицензирование, руководство физическим воспитанием граждан, финансирование, содержание центров спортивной подготовки, контроль за исполнением федеральных законов.


Глава III посвящена физкультурно-оздоровительной работе и развитию спорта высших достижений.


Органы государственной  власти, образовательные учреждения и иные организации рассматривают  физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся образовательных учреждений, военнослужащих, граждан допризывного и призывного  возраста, инвалидов, пенсионеров и других граждан как важнейшее направление социальной политики государства. Разрабатываются программы, в которых предусматриваются:


- повышение качества  физического воспитания;


- вовлечение граждан  в систематические занятия физической  культуры и спортом;


- пропаганда знаний  об эффективности использования  физических упражнений в профилактике  и лечении заболеваний и др.


Для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в Вооруженных силах РФ создаются и действуют организации физической культуры и спорта в форме государственных некоммерческих организаций.


Физическая подготовка граждан допризывного и призывного возраста к военной службе проводится в общеобразовательных учреждениях (ст.17).


Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено  на повышение их двигательной активности и является непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и специальной адаптации инвалидов (ст. 18).


Гражданам, в том числе  спортсменам, тренерам и судьям по видам  спорта, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической культурой и спортом в организованной форме, в соответствии с законодательством РФ предоставляется медицинская, социальная и профессиональная реабилитация (ст. 20).


Глава IV посвящена пропаганде физической культуры и спорта.


Средства массовой информации, в том числе телевизионные  компании и радиокомпании, газеты, журналы, их редакции предусматривают регулярные передачи образовательно-просветительского характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями.


Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использование запрещенных стимуляторов, наносящих вред здоровью, запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий. 


Глава V рассматривает права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаций и их социальная защита.


Спортсмен-любитель (физкультурник), представляющий на спортивных соревнованиях физкультурно-спортивную организацию, в соответствии с законодательством имеет право:


- бесплатно пользоваться  государственными и муниципальными  физкультурно-оздоровительными и  спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;


- получать денежную  компенсацию по основному месту  работы, службы, учебы, если это предусмотрено законом.


Спортсмен-любитель обязан:


- достойно представлять  физкультурно-спортивные организации  на местных, всероссийских и  международных спортивных соревнованиях;


- заботиться о своих  морально-волевых качествах, проявлять высокую гражданственность, изучать основы гигиены, овладевать знаниями о физической культуре и спорте;


- выступать активным  популяризатором физической культуры  и спорта;


- не употреблять медицинские  препараты и не принимать запрещенные в спорте процедуры (ст. 23).


Спортсмен имеет право  перехода из одной физкультурно-спортивной организации в другую или иностранную  после окончания срока контракта о спортивной деятельности и выполнения, указанных в таком контракте обязательств (ст. 26).


Работниками физкультурно-спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Перечень должностей таких работников устанавливается Правительством РФ.


В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки работникам физкультурно-спортивных организаций устанавливаются квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства РФ.


За многолетнюю и  плодотворную деятельность в области  физической культуры и спорта работники физкультурно-спортивных организаций имеют право на поощрение – награждение знаками и присвоение почетных званий. За выдающиеся достижения могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения (ст. 27).


Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявления жестокости и насилия.


Должностные лица физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий  и соревнований в соответствии с  правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом в соответствии с законодательством РФ (ст. 34).


Ст. 41 настоящего закона предусматривает ответственность должностных лиц за несоблюдение положений Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».


 

 

 

 

 

29. Умственный труд, умственная работоспособность и         факторы, ее определяющие

Учеба студента – это характерный пример современного умственного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств  и в то же время ограничение двигательной активности.

Культура умственного  труда – это такая его организация, которая надежно обеспечивает максимальную эффективность любых интеллектуальных усилий при минимальной затрате нервной и физической энергии.

Освоение знаний, умений и навыков на этапе высшего образования требует от студента проявления таких его высших психических функций, как внимание, память, мышление, скорость переработки информации и т.п. В связи с этим интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение.

Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные  эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое  напряжение снижают эффективность  кровообращения в головном мозге. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце и головной мозг. Под влиянием адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода ограничивается.

Одной из неблагоприятных  сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограничения двигательной активности изменения сердечной деятельности, возникающее под влиянием напряженного интеллектуального труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности.

При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга что вызывает головную боль и снижение работоспособности.

Как показывают исследования, напряженная умственная работа сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямое отношение к выполнению умственной работы.

Умственная работоспособность  во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма и душевного благополучия. Она зависит от состояния психофизических качеств студентов, таких как: общая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивости внимания.

Умственный труд немыслим без напряженной работы мозга. Работа мозга невозможна без тренировки мышления, а тренировка мышления идет через определенную степень утомления. Не утомляясь, нельзя достичь повышения умственной работоспособности. Усидчивость в работе, способность длительное время удерживать внимание на исследуемом объекте, длительная мобилизация памяти – это определенная выносливость в умственном труде. Она развивается через волевое принуждение себя работать над заданием, несмотря на усталость.

К факторам, определяющим умственную работоспособность студентов можно отнести следующие:

- состояние здоровья, уровень физического развития  и физической подготовленности;

- общая и специальная  эрудиция;

- личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;

- уровень развития  высших психических функций: внимания, памяти, мышления, скорости переработки информации;

- ведение здорового  образа жизни, соблюдение режима  дня, труда и отдыха, питания,  двигательной активности;

- настроение, самочувствие, интерес к деятельности.

Умственная работоспособность  непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления). Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функциональных систем организма  определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную – в ночное время. Умственная работоспособность изменяется в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг – высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять активному отдыху, занятиям физическими упражнениями.

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.

Информация о работе Лекции по "Физкультуре дошкольной"