Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:22, реферат
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Введение
1. Развитие лыжного спорта в России
1.1 Лыжный спорт в дореволюционной России
1.2 Лыжный спорт после 1917 года
1.3 Лыжный спорт в послевоенные годы
2. Специальные упражнения лыжника-гонщика
2.1 Физическая подготовка
2.2 Техническая подготовка
2.3 Теоретическая подготовка
2.4 Тактическая подготовка
3. Основные методы и применение
3.1 Основные средства подготовки лыжников-гонщиков
3.2 Методы подготовки в лыжном спорте
Заключение
Список использованной литературы
В ходе тренировочных занятий
необходимо проводить тактические
учения, где лыжники овладевают приемами
борьбы с соперником, находящимся
в условиях прямой видимости (старт
в одной или соседней паре, общий
старт), а также с противниками,
стартующими много раньше или
позднее. В таких случаях они
ориентируются на информацию тренера
о времени прохождения
Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения отрезков дистанций и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнине. Сопоставляя личные ощущения с этими объективными показателями, лыжник овладевает умениями контролировать свою работоспособность.
Рост тактического мастерства
неразрывно связан с уровнем развития
физических и волевых качеств
лыжника. В ходе подготовки целесообразно
вначале повысить функциональные возможности
лыжника применительно к
При обучении юношей тактике лыжных гонок на первых годах подготовки должны быть решены следующие задачи:
1. Научить школьников
правильному выбору способов
передвижения в зависимости от
внешних условий и
2. Воспитать у учащихся чувство скорости.
3. Обучить школьников
умению выбирать и
4. Научить юных лыжников
простейшим приемам борьбы на
лыжне при непосредственной
Все эти задачи решаются в ходе групповых и индивидуальных занятий, начиная с первого года обучения. Постепенно задачи усложняются. Обучение тактике идет параллельно с освоением техники и ростом уровня подготовленности.
3. Основные методы и применение
3.1 Основные средства подготовки лыжников-гонщиков
В процессе многолетней подготовки лыжника для развития волевых и физических качеств, обучения технике и тактике, повышения уровня функциональной подготовки применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на организм лыжника-гонщика многообразное воздействие, но вместе с тем решение тех или иных задач подготовки зависит от целенаправленного применения определенных упражнений. Точный выбор упражнений при обучении и тренировке во многом определяет эффективность многолетней подготовки на всех ее этапах. Во всех случаях подбора упражнений следует исходить из взаимодействия навыков при обучении и физических качеств при тренировке, используя их положительный перенос с одного упражнения на другое.
В лыжных гонках при подборе
упражнений необходимо учитывать больший
или меньший перенос навыков
и качеств с различных
Все физические упражнения, применяемые в подготовке лыжников, принято делить на следующие основные группы:
1. Упражнения основного
вида лыжного спорта - лыжных гонок,
избранных как предмет
2. Общеразвивающив упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на две подгруппы: а) общеразвивающие подготовительные; б) упражнения из других видов спорта.
В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные предметы - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров и упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.). Наиболее широко общеразвивающие упражнения применяются в тренировке юных лыжников, а также новичков и лыжников низших разрядов. Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, (легкой атлетики, гребли, спортивных игр, плавания и др.). Эти упражнения применяются в основном в бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный перенос физических качеств с применяемого вида на основной вид - лыжные гонки. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости - длительная гребля; для развития ловкости, координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, футбол) и т.д.
3. Специальные упражнения
также разделяются на две
В группу специальных упражнений
включаются упражнения, избирательно
воздействующие на отдельные группы
мышц, участвующие в определенных
движениях, в способах передвижения
на лыжах (например, в отталкивании),
а также широкий круг имитационных
упражнений (на месте и в движении).
Имитационные упражнения могут применяться
как для совершенствования
Общеразвивающие упражнения особенно важно подбирать в соответствии с особенностями избранного вида - лыжных гонок. В подготовке лыжников сложился широкий круг упражнений, которые классифицируются по преимущественному воздействию на развитие отдельных физических качеств. Это разделение несколько условно, так как при выполнении упражнений, например на быстроту, развиваются и другие качества, в частности сила мышц. Длительное выполнение разнообразных упражнений в какой-то мере способствует повышению и общего уровня выносливости.
Упражнения для развития
выносливости: 1.Бег на средние и
длинные дистанции (по дорожке и
кросс). 2. Смешанное передвижение по
пересеченной местности (чередование
ходьбы и бега, бега и имитации в
подъемы). 3. Гребля (байдарочная, народная,
академическая). 4. Плавание на средние
и длинные дистанции. 5. Езда на велосипеде
(по шоссе и кросс) и др. Все
упражнения на развитие выносливости
выполняются с умеренной
Упражнение для развития силы: 1. Упражнения с отягощением собственным весом: а) сгибание и разгибание рук в упоре лежа и на брусьях; б) подтягивание на перекладине и кольцах; в) переход из виса в упор на перекладине и кольцах (силой); г) лазание по канату без помощи ног; д) приседание на одной и двух ногах; е) поднимание ног в положении лежа или в висе на гимнастической стенке - в угол и, наоборот, поднимание туловища в положении лежа, ноги закреплены. 2. С внешними отягощениями (штанга, гири, гантели, набивные мячи, камни и другие подсобные предметы): а) броски, рывки, толчки и жимы указанных предметов одной или двумя руками в различных направлениях; б) вращательные движения руками и туловищем (с предметами) и наклоны (с предметами). 3. Упражнения в сопротивлении с партнером (различные движения руками, туловищем и т.д.), передвижение на руках в упоре, партнер поддерживает за ноги, скачки в таком же положении и т.п. 4. Упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц. 5. Упражнения на тренажерах. Используются разнообразные тренажеры с тягами через блоки и отягощениями для всех частей тела и групп мышц в различных положениях.
Величина отягощений, количество
повторений, интервалы отдыха и сочетание
упражнений подбираются в зависимости
от пола, возраста, подготовленности и
квалификации лыжников и уровня развития
силы отдельных групп мышц (для
ликвидации недостатков в развитии
у каждого лыжника
Упражнения для развития быстроты: 1. Бег на короткие дистанции (30-100 м). 2. Прыжки в высоту и длину с места (одиночные, тройные, пятерные и т.п.) и с разбега. 3. Беговые упражнения спринтера. 4. Спортивные игры. Все упражнения на развитие быстроты выполняются с максимальной скоростью (интенсивностью), количество повторений до начала ее снижения, а также в зависимости от возраста и подготовленности спортсменов.
Упражнения для развития ловкости: 1. Спортивные игры. 2. Элементы акробатики. 3. Прыжки и прыжковые упражнения с дополнительными движениями, поворотами и вращениями. 4. Специальные упражнения для развития координации движений.
При развитии ловкости необходимо постоянно обновлять комплексы упражнений, так как они оказывают необходимый эффект лишь до тех пор, пока являются для спортсмена новыми. Применение освоенных упражнений не способствует развитию ловкости и координации движений.
Упражнения для развития гибкости: 1. Маховые и пружинистые с увеличивающейся амплитудой (для рук, ног и туловища). 2. То же с помощью партнера (для увеличения амплитуды).
Все упражнения на развитие
гибкости используются многократно, повторно
с постепенным увеличением
Упражнения для развития равновесия: 1. Маховые и вращательные движения (для рук, ног и туловища), а также приседания на уменьшенной опоре. 2. То же на повышенной опоре. 3. То же на неустойчивой (качающейся) опоре. 4. Ходьба, бег и прыжки на тех же видах опор. 5. Специальные упражнения для развития вестибулярного аппарата.
В большом объеме применяются также специальные упражнения на развитие этого качества и совершенствование функций вестибулярного аппарата: наклоны головы вперед, назад, вправо, влево; кружение и повороты головы (2 движения в 1 с), быстрые движения головой в различных положениях (2-3 движения в 1 с); повороты на 180 и 360° на месте и в движении; наклоны и круговые движения туловищем, кувырки вперед, назад в стороны, то же многократно с последующим выпрыгиванием вверх и с поворотами на 90-180° в прыжке и другие упражнения вращательного характера. Кроме этого, применяются разного ряда тренажеры (на неустойчивой, вращательной, качающейся, катящейся опоре) как развивающие равновесие, так и укрепляющие суставы.
Для развития скоростно-силовых качеств применяются различные прыжки и прыжковые упражнения - многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений (из глубокого приседа на всей ступне или на носках)