Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:22, реферат
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Введение
1. Развитие лыжного спорта в России
1.1 Лыжный спорт в дореволюционной России
1.2 Лыжный спорт после 1917 года
1.3 Лыжный спорт в послевоенные годы
2. Специальные упражнения лыжника-гонщика
2.1 Физическая подготовка
2.2 Техническая подготовка
2.3 Теоретическая подготовка
2.4 Тактическая подготовка
3. Основные методы и применение
3.1 Основные средства подготовки лыжников-гонщиков
3.2 Методы подготовки в лыжном спорте
Заключение
Список использованной литературы
в различных направлениях
(вверх, вперед, вверх по склону или
по лестнице, впрыгивание на препятствие,
через невысокие барьеры, в глубину
с тумбы или обрыва и т.п.). Все
прыжковые упражнения можно выполнять
с отягощением. Очень важно при
выполнении прыжков добиваться максимально
высокой скорости отталкивания. Для
развития скоростно-силовых качеств
целесообразно некоторые
Из перечисленных групп и примерных упражнений составляются комплексы. При этом необходимо учитывать, что условия выполнения упражнении могут изменить его направленность и конечный эффект от применения. Так, бег с высокой скоростью по ровному участку (по дорожке) развивает скорость, а бег в гору способствует развитию силы мышц.
В тренировке лыжников-гонщиков
на общем фоне высокого развития силы,
силовой выносливости, быстроты, ловкости
и гибкости основное внимание уделяется
развитию общей и специальной (скоростной)
выносливости и скоростно-силовым
качествам. Специальные упражнения
широко применяются в подготовке
спортсменов в различных видах
лыжного спорта. В лыжных гонках
для совершенствования
Для развития физических качеств и повышения работоспособности спортсмены всех специальностей частично используют упражнения и смежных видов лыжного спорта: гонщики - упражнения слаломистов и прыгунов с трамплина, и наоборот.
В подготовке юных лыжников-гонщиков для обучения и совершенствования техники способов передвижения и при развитии физических качеств в основном применяются те же средства (упражнения), что и в подготовке взрослых лыжников. Основное различие заключается в объеме применения тех или иных упражнений. Например, у новичков-подростков применяется широкий круг общеразвивающих упражнений и меньше упражнений на развитие специальных качеств; постепенно (с возрастом и ростом уровня подготовленности) это соотношение меняется. Дозировка применяемых упражнений зависит от возраста, уровня развития тех или иных качеств общей подготовленности и этапа многолетней подготовки (задач). При планировании применения упражнений в юношеском возрасте должны учитываться принципы доступности, систематичности, постепенности и др.
3.2 Методы подготовки в лыжном спорте
В процессе системы многолетней
подготовки в лыжном спорте применяются
разнообразные методы обучения, воспитания
и тренировки. При обучении и совершенствовании
техники способов передвижения на лыжах
применяются наглядные, словесные
и практические методы (метод упражнения)
в разнообразных их вариантах
и сочетаниях. При воспитании моральных
и волевых качеств используется
широкий круг методов - убеждения, разъяснения,
поощрения, наказания, примеры (наглядные
методы) и др. В процессе тренировки
в избранном виде лыжного спорта
при развитии физических качеств
и повышении уровня функциональной
подготовленности широко используются
различные методы, основой которых
является сочетание нагрузки и отдыха.
Разнообразные варианты сочетания
нагрузки и отдыха во многом определяют
характер воздействия данного метода
на организм лыжников. Обязательной составной
частью любого метода тренировки являются
интервалы отдыха. Продолжительность
и характер отдыха во многом определяют
направленность нагрузки и желаемый
срочный тренировочный эффект каждого
занятия. При длительном и непрерывном
равномерном беге или передвижении
на лыжах с умеренной
В циклических видах спорта (к ним относятся и лыжные гонки) выделяют пять таких компонентов:
1. Продолжительность выполнения упражнения (длина преодолеваемых отрезков). Понятие «продолжительность» в данной случае не следует смешивать с «объемом» нагрузки. Объем - это количественная характеристика выполняемой лыжником тренировочной нагрузки. Объем можно оценить общим временем работы, суммой пройденных километров (в беге, на лыжероллерах, на лыжах), суммарным количеством повторений: упражнений за одно или несколько занятий, за этап, период или годичный цикл. Можно определить не только внешний объем нагрузки, но и реакцию организма на это (внутреннюю сторону нагрузки). Например, частично можно оценить объем воздействия нагрузки на организм по сумме ударов пульса за те же отрезки времени (занятие, этап и т.д.). Этот показатель уясняет, прежде всего, ответную реакцию организма на выполненную работу и его можно использовать при дальнейшем планировании тренировочной нагрузки. Однако такой метод широкого распространения не получил, ввиду того, что пальпаторный подсчет суммы пульса очень неудобен, а приборов, суммирующих частоту пульса, еще недостаточно. Поэтому подсчет частоты сердечных сокращений чаще применяется в практике работы для оценки интенсивности выполняемой нагрузки, а не объема.
Продолжительность упражнений в лыжных гонках чаще всего определяется длиной проходимого отрезка дистанции, а иногда и временем, затраченным на его пробегание (на выполнение упражнений). Длина преодолеваемого на лыжах отрезка во многом определяет влияние нагрузки на организм и эффективность воздействия на развитие того или иного физического качества. В практике работы по лыжным гонкам обычно выделяют: короткие отрезки (применяемые для развития быстроты); средние (используются чаще для развития специальной выносливости) и длинные отрезки (длительное выполнение упражнений для развития выносливости). Однако эти понятия (короткие - средние - длинные) в лыжных гонках довольно относительны, так как изменение условий скольжения и рельефа местности порой резко меняет характер воздействия на организм. В связи с этим продолжительность упражнений при заметном изменении условий скольжении лучше учитывать по времени работы, а при хорошем скольжении («стандартных» условиях) часто ориентируются на длину отрезков. Кроме этого, длина отрезков зависит от возраста и подготовленности занимающихся. Выбор длины отрезков зависит от поставленных задач и планируемой интенсивности передвижения.
2. Интенсивность выполнения
упражнений во многом
а) слабая частота пульса до 120 уд./мин, дыхание слегка возбуждено. Передвижение с такой интенсивностью принято называть восстанавливающим режимом;
б) средняя частота пульса 120-150 уд./мин, дыхание заметно возбуждено. Передвижение с такой интенсивностью иногда называют поддерживающим режимом. Лыжник может увеличить интенсивность на протяжении всего времени выполняемой нагрузки;
в) сильная частота пульса 160-175 уд./мин, дыхание сильно возбуждено, это так называемый развивающий режим. Лыжник может увеличить интенсивность только в течение короткого времени;
г) околопредельная частота пульса 175-180 уд./мин, дыхание напряжено почти до предела, такое передвижение принято называть высокоинтенсивным режимом. Лыжник в состоянии увеличить интенсивность только в течение очень короткого отрезка;
д) предельная частота пульса около 200 уд./мин, и более, дыхание предельно возбуждено, режим предельный. Лыжник в состоянии передвигаться с такой интенсивностью (не снижая ее) только в течение короткого времени.
Уровни интенсивности отражают процессы, проходящие в организме. Так, в зоне пульса 120-150 уд./мин работа протекает при аэробном обеспечении работы, при пульсе 160-175 уд./мин (развивающий режим) смешанное обеспечение работы, а при 175-185 уд./мин. смешанное обеспечение работы с большей частью включения анаэробных процессов. Все это необходимо учитывать, планируя интенсивность передвижения на лыжах.
Вместе с тем в подготовке
лыжников по любому виду (гонщиков, прыгунов
слаломистов) интенсивность может
быть оценена плотностью занятий, мощностью
упражнений и т.д. В процессе занятий
увеличение или уменьшение интенсивности
может быть выполнено двумя способами:
первый - путем изменения скорости
передвижения и усилий; второй - за счет
изменения плотности занятия (изменение
интервалов отдыха в ту или другую
сторону, изменение количества упражнений,
включаемых в занятие). Этими способами
с некоторой условностью можно
оценить интенсивность
3. Длительность интервалов
отдыха между пробегаемыми
При определении интервалов
отдыха между отдельными повторениями
необходимо учитывать длину отрезков
и интенсивность их прохождения,
а также возраст и
4. Характер отдыха (пассивный
или активный) между отдельными
повторениями оказывает
5. Количество повторений
отрезков или упражнений во
многом влияет на сдвиги, происходящие
в организме при тренировке, и
на его ответные реакции.
Все перечисленные компоненты
нагрузки тесно связаны между
собой и порой изменение хотя
бы одного из них приводит к значительному
изменению направленности нагрузки
и ее величины. Тренер, планируя нагрузку,
может варьировать практически
все пять компонентов, что значительно
расширяет возможности