Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:35, курсовая работа
Наиболее часто используется следующее определение: «Спорт - включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности, взятые в целом».
В отечественной, популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. Рассмотрим подробнее основные задачи, выполняемые массовым спортом.
Оздоровительные задачи. Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности – важнейшая социальная задача. У человека должно воспитываться ответственное отношение к своему здоровью, осознанное понимание необходимости достаточной двигательной активности в режиме каждого дня.
Массовый спорт широко используется как средство охраны и укрепления здоровья учащейся молодежи, является действенным средством борьбы с гиподинамией в условиях автоматизации и комплексной механизации современного производства, средством профилактики различных заболеваний.
Выбирать средства физического воспитания и регулировать физические нагрузки, формы массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий следует в соответствии с принципом оздоровительной направленности, поэтому одним из обязательных условий при занятиях массовым спортом является тщательный контроль за состоянием здоровья занимающихся со стороны преподавателя и врача.
Воспитательные задачи. Массовый спорт – действенное средство в формировании личности человека. Он существенно влияет на подготовку человека к высокопроизводительному труду и защите Родины, на повышение умственной работоспособности, воспитание высоких нравственных качеств, развивает у него эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности. При этом воздействие массового спота специфично и не может быть заменено или компенсировано другими средствами.
Не менее важно воспитывать у человека естественную потребность в систематических занятиях спотом, в организации здорового образа жизни, что тесно связанно с решением образовательных задач.
К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.
Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов.
Образовательные задачи. Для понимания роли физических упражнений и спорта для здоровья и жизни человека необходимы знания в области физиологии, психологии, медицины, теории и методики физического воспитания, организации и поведения оздоровительных, спортивных мероприятий, спортивных соревнований. Важно также чтобы человек овладел практическими умениями и навыками, методикой обучения технике различных физических упражнений и т.п.
Еще одним очень важным
назначением массового спорта является
подготовка резерва для спорта высших
достижений. Успешное выступление спортсменов
на крупных международных соревнованиях
во многом зависит от развития массового
спорта в стране.
Следует подчеркнуть, что массовый спорт,
сам факт его наличия как массового явления,
выступает в качестве фактора развития
общекультурного содержания спорта высших
достижений, поскольку оно широко пропагандирует
идею самоценности человеческой способности,
идею, реальность смысла, которой для спортсмена
в ходе соревновательной борьбы (особенно
в рамках наиболее престижных соревнований)
может оказаться в определенных обстоятельствах
временно утраченной.
В то же время спорт высших достижений тесно связан с массовым спортом, поскольку последний является источником для пополнения рядов участников «большого спорта». При этом имеются общие закономерности подготовки участников, однако в спорте высших достижений имеются присущие только ему социальные, психологические, физиологические и другие особенности.
Также спорт высших достижений
по отношению к массовому
В настоящее время понятие «спорт высших достижений» прочно вошло в практику и теорию физического воспитания и спорта. Под этим термином понимается определенное социальное явление, отличающееся тем, что спортивные достижения подкрепляются существенными материальными средствами с использованием новейших достижений науки, а проведение спортивных соревнований такого уровня является мощным фактором в международных отношениях.
Спорт высших достижений предполагает организацию системы тренировок и соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных результатов, превышающих уже достигнутые.
Современный спорт высших
достижений включает ряд направлений:
супердостиженческий (любительский) спорт;
профессиональный спорт; профессионально-коммерческий
спорт (достиженческо-коммерческий и
зрелищно-коммерческий спорт).
Супердостиженческий
(любительский) спорт в настоящее время
все больше приобретает признаки профессионального
спорта в той его части, которая касается
нагрузочных требований, организации
тренировочно-соревновательной деятельности.
Представители любительского спорта высших
достижений, как правило, являются студентами,
учащимися или военнослужащими, что дает
им право называть себя любителями (хотя
заработки их в настоящее время часто
граничат с заработками профессионалов).
Спортсмены-любители почти всегда строят
свою подготовку с прицелом на главные
соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты
мира, Европы, России. Успешное выступление
на этих соревнованиях позволяет им поднять
свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя
в чистые профессионалы, добиться более
высоких гонораров.
Основное отличие профессиональ
Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.
Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене.
Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта. Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.
Большой спорт содействует тому, чтобы человек в рамках физкультурной деятельности исходно, в самой начальной фазе процесса физического совершенствования, занимал активную жизненную позицию и деятельно укреплял ее. Понятно, что это есть одновременно и фактор усиления социокультурных возможностей деятельности физического развития.
2. СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Спорт является многогранным общественным явлением. Развитие спорта во всём мире привело к возникновению и развитию множества отдельных видов спорта, которых в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения соревновательной борьбы и правилами соревнований.
По степени распространения в мире различают следующие виды спорта: международные (легкая атлетика, плавание, спортивные игры и др.), распространенные в большинстве стран; региональные (например, хоккей на траве, бобслей, бейсбол), развитые только в некоторых странах отдельного региона; народно-национальные (гонки на собаках, на оленях, метание тяжелых предметов, национальные виды единоборств и т.д.), культивируемые среди отдельных народов.
Наиболее распространённые виды спорта включены в программу летних и зимних Олимпийских игр. Поэтому в теории спорта в основном используются «Олимпийская классификация видов спорта». Эта классификация основана на учете основных закономерностей соревновательной и тренировочной деятельности в различных видах спорта, а также довольно схожей спецификой нескольких видов спорта. В этой классификации виды спорта подразделяются на шесть групп по особенностям проявления физических и технических способностей спортсмена:
1 группа - циклические виды спорта, для которых характерно постоянное чередование одинаковых циклов движения (беговые дисциплины легкой атлетики, плавание, гребля, велоспорт, лыжный, конькобежный спорт и т. д.)
2 группа - скоростно-силовые виды спорта (легкоатлетические виды спорта, метание, спринтерские номера программы в различных видах спорта).
3 группа - сложнокоординационные виды спорта (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).
4 группа - единоборства (фехтование, борьба, бокс и др.).
5 группа - спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол и т. д.).
6 группа - многоборья (лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье и т. д.).
Виды спорта можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (по Матвееву Л. П.):
1 группа - К данной группе относится большинство видов спорта виды спорта с предельно активной двигательной деятельностью, результаты которых зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена, выявляемых в процессе соревнований (легкая атлетика, плавание, борьба, спортивные игры и т. д.).
2 группа - виды спорта, основу которых составляют действия по управлению различными средствами передвижения, где спортивный результат обусловлен внешними движущими силами и умением рационально пользоваться ими (мотоциклетный, автомобильный, парусный спорт и т. д.).
3 группа - виды спорта, двигательная активность в которых жёстко лимитирована условиями поражения цели из специального спортивного оружия (пулевая стрельба, стрельба из лука, дартс и др.).
4 группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсменов (авиамодельный, автомобильный спорт).
5 группа - виды спорта, основное содержание которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки).
6 группа - многоборья, составленные из различных дисциплин, входящих в различные виды спорта (биатлон, служебные многоборья, спортивное ориентирование и др.).
В нашей стране виды спорта еще разделяют по профессионально-ведомственной принадлежности. В Вооруженных Силах культивируются военно-прикладные виды спорта; в Министерстве внутренних дел – пожарно-прикладной спорт, служебные многоборья и другие. По этим видам разработаны спортивные классификации, на основе которых присваиваются спортивные разряды и звания. В масштабе страны действует «Единая всероссийская спортивная классификация», устанавливаются определенные нормативы и требования по каждому виду спорта, позволяющие определять класс спортсмена.
Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения.
Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).
Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта» - КМС. Спортивные разряды необходимо подтверждать.
Спортивные звания: «мастер спорта» - МС, «мастер спорта международного класса» - МСМК (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России». Спортивные звания присваиваются пожизненно.
Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:
Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.
Особенно следует отметить наличие спортивной классификации и по национальным видам спорта. Национальные виды спорта культивируются в отдельных регионах Российской Федерации. В их основе лежат традиционные народные, упражнения и игры, исторически связанные с укладом жизни и особенностями труда людей в условиях данных регионов. Некоторые из этих видов спорта требуют незаурядной физической и специальной спортивно-технической подготовленности. Звание мастера спорта по этим видам присваивается на федеральном уровне. Спортивные разряды присваиваются региональными спортивными организациями, т.е. на местах.
Информация о работе Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи