Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее часто используется следующее определение: «Спорт - включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности, взятые в целом».
В отечественной, популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.

Вложенные файлы: 1 файл

4.2.docx

— 107.39 Кб (Скачать файл)

Социальные функции ушу: оздоровительная, военно-прикладная, эвристическая (исследование непознанных явлений, возможностей человека). Этот вид спорта позволяет развивать гибкость, подвижность в суставах, быстроту двигательной реакции. Ушу содержит в себе упражнения оздоровительной направленности, воздействующие через различные позы и движения на внутренние органы, на суставно-мышечный аппарат.

Цигун - древняя китайская система упражнений цигун включает три составляющие: регуляцию позиции тела, дыхания и психического состояния. Все это достигается через расслабление, дозированные гимнастические и дыхательные упражнения. Основная направленность гимнастики цигун -- оздоровление, а также стабилизация психического состояния.

Йога - философско-религиозная система, в основе которой лежат умение и метод управления психикой и физиологическими проявлениями организма человека. Философы-материалисты трактуют этот термин как единение, гармонию полного физического здоровья и духовной красоты человека. Слово “гимнастика” привнесено в йогу в связи с тем, что при выполнении упражнений применяется гимнастический метод, характерный строгой регламентацией, дозированием телодвижений по амплитуде, направлению, степени мышечных усилий, точностью исходных и конечных положений.

Занятия йогой соединяют  в себе методы достижения искусства  напряжения и расслабления мышц, основанные на формуле: растяжение, релаксация, глубокое дыхание, усиленная циркуляция крови и концентрация. Знаменитые “асаны” йоги - не просто принятие различных замысловатых поз и расслабления, а настоящая сложная техника контроля над телом и концентрация внимания на нем. 

К особенностям организации  учебных занятий отдельными системами  физических упражнений следует отнести  некоторые ограничения в их выборе. Дело в том, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому целые разделы, например, из системы «йоги», основанные на длительной медитации, длительном расслаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определенный оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для, регулярных занятий в обязательное учебное время из-за их крайне избирательного воздействия на отдельные системы организма. Но это не исключает использования подобных упражнений в учебных занятиях в ознакомительном аспекте или в качестве вспомогательного средства. Отдельные упражнения, элементы этих систем или сами системы, так же как и отдельные отечественные системы (дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; комплекс специальных упражнений для глаз Э.С. Аветисова и др.) могут использоваться на специальном (медицинском) учебном отделении, а некоторые из них в целостном виде — в секционных и групповых занятиях с оздоровительной целью в свободное от учебы время.

При занятиях отдельными системами  физических упражнений, там где это  возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий. Кафедрами физического воспитания разрабатываются специальные дополнительные зачетные требования и нормативы, отражающие суть каждой системы физических упражнений. Как и обязательные тесты по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, они оцениваются в очках и входят в итоговую оценку практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» за каждый семестр или учебный год,

Организационные основы занятий  студентов различными системами  физических упражнений в свободное  время те же, что и при организации  занятий различными видами спорта. Так же могут быть организованы секции и группы для занятий одной  из систем физических упражнений. Критерием  эффективности таких занятий  выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья (самочувствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, подвижность в суставах. Занятия отдельными системами физических упражнений в свободное время отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостно освоить эти системы (включая разделы медитации). В частности, можно организовать самостоятельные группы для занятий, например стретчингом.

Изучение отдельных систем в ограниченные часы групповых занятий  не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и общую двигательную активность, и оздоровительный эффект.

 

7. МОТИВАЦИЯ И ОБОСНОВАНИЕ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОМ ВИДА СПОРТА ИЛИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Как показывает многолетний  опыт, при выборе видов спорта (или  систем физических упражнений) у большей части студентов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации.

Чаще всего выбор определяется случайностью. Гораздо реже выбор  опирается на устойчивый интерес  к определенному виду спорта или  на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными.

Объективная оценка своего физического развития, телосложения, физической подготовленности, а также предварительное ознакомление с «возможностями» различных видов спорта необходимы для осознанного и оправданного выбора вида спорта и упражнений для своего физического совершенствования.

При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных  вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:

* укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения;

* повышение функциональных возможностей .организма;

* психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;

* активный отдых;

* достижение наивысших спортивных результатов.

1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения

Здоровье выступает ведущим  фактором, определяющим полноценное  выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотворность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья.

Физическое развитие тесно  связано со здоровьем. Занятия отдельными видами спорта, системами физических упражнений могут способствовать развитию определенных органов и систем организма. С помощью соответствующим образом подобранных физических упражнений можно улучшить многие показатели физического развития (массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких).

Конечно, не все недостатки поддаются исправлению с помощью  физических упражнений: труднее всего рост и те особенности телосложения, которые связаны с формой основных скелетных костей. Значительно легче — масса тела и отдельные антропометрические показатели (окружность бедра, грудной клетки и др.).

Но прежде чем принимать  решение о коррекции телосложения, о подборе специальных упражнений или видов спорта, следует сформировать свое твердое представление об идеале телосложения.

Только после этого  следует принимать решение о  выборе вида спорта или системы физических упражнений — различные виды спорта и упражнения по-разному будут способствовать решению поставленной перед собой задачи.

Не случайно представителей различных видов спорта отличают характерные антропометрические показатели: у гимнастов — хорошее развитие плечевого пояса и мышц верхних конечностей, мышцы нижних конечностей развиты у них относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д..

Однако наибольшие возможности, например, в избирательной коррекции  отдельных недостатков телосложения, представляют регулярные занятия атлетической гимнастикой или шейпингом, т.е. теми упражнениями, которые и направлены преимущественно на решение подобных задач.

2) Повышение функциональных возможностей организма

Вузовской программой по учебной  дисциплине «Физическая культура»  предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каждого учебного года) за динамикой физической подготовленности каждого студента. С этой целью используются три обязательных простейших теста, отражающих уровень развития основных физических качеств: скоростно-силовой подготовленности (бег 100 м), силовой подготовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и женщин; общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин).

На основании результатов  тестирования каждый студент может  определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих  функциональных возможностей или для  акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического  качества (быстроты, силы, выносливости).

Но здесь возникает  альтернатива: выбрать тот вид  спорта, который поможет «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее полно может реализоваться уже определившаяся способность к проявлению конкретного качества.

Вероятно, оба подхода  правомерны, но нужно для себя сразу  же точно определить мотивацию выбора. В первом случае — оздоровительная направленность, разносторонняя физическая подготовка. При этом следует сознавать, что успехи в избранном виде спорта, по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Во втором случае, возможно, достичь значительных спортивных результатов.

Первый вариант можно  рекомендовать молодым людям  со сравнительно низкой общей физической подготовленностью. Второй — для студентов с хорошей предварительной общей физической, и спортивной подготовленностью.

3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха

Значительная часть студентов  при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» воспринимает их как активный отдых, как «разрядку» от однообразного аудиторного учебного труда. Право студента выбирать различные виды спорта, системы физических упражнений только поддержит его интерес к таким занятиям.

Существенную роль в возникновении  и протекании эффекта активного  отдыха играют не только особенности предшествующего утомления (умственного, физического, нервно-эмоционального), но и психологическая настроенность человека, его эмоциональное состояние и даже темперамент.

Но все это приемлемо, если мотивацией выбора является активный отдых, и занятия проводятся преимущественно  в свободное время.

4) Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками также предполагают направленный выбор видов спорта, систем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии.

Использование прикладных видов  спорта и систем физических упражнений для обеспечения психофизической  надежности и безопасности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квалификации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками.

5) Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов предполагает попытку совмещения успешной подготовки к избранной профессии в вузе с объемной, физически и психологически тяжелой спортивной подготовкой к достижениям высоких результатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой человек должен хорошо представить себе и объективно оценить все его плюсы и минусы, сопоставить цели с реальными возможностями, так как в возрасте 17—19 лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5—8-летнюю подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортивном мире.

Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления личности в большом  спорте — от новичка до мастера спорта международного класса. Ныне в каждом виде спорта разработаны основы спортивного отбора молодежи, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установлены контрольные требования к физическому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки. В соответствии с этими требованиями определяют успешность и своевременность прохождения установленных этапов спортивного пути, который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки.

Используя подобные материалы (они имеются в специальной  литературе по всем видам спорта), можно  сопоставить свои показатели с модельными характеристиками, объективно оценить и спрогнозировать свои возможности в достижении результатов международного класса — основной целевой установки большого спорта.

Современная подготовка спортсменов  суперкласса требует больших  ежедневных временных затрат. Совмещение активных занятий в сфере большого спорта с полноценной учебой в высшем учебном заведении неизбежно сталкивается с проблемой времени. Общий объем тренировочной работы примерно равен или несколько превышает недельный объем аудиторных занятий студентов вузов. А если учесть, что спортсменами проводится 2— 3-разовая тренировка в день и что в приведенные данные не вошло время, затрачиваемое на восстановительные процедуры, переезды к месту занятий, то сумма затраченного времени окажется еще выше.

Информация о работе Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи