Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:28, реферат
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, один из основополагающих факторов его общей и профессиональной культуры.
Введение
Законодательные, инструктативные и программные документы РФ определяющие основную направленность, объем и содержание занятий по физической культуре
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура в структуре профессионального образования
Физическая культура студента
Профессиональная направленность физического воспитания
Значение двигательной активности для организма
Цели и функции физической культуры в ВУЗе
Цель, задачи и формы организации физического воспитания
Функции физической культуры в ВУЗе
Заключение
Список использованной литературы
Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
♦ понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
♦ знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
♦
формировать мотивационно-
♦ овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
♦
обеспечить общую и профессионально-
♦
приобрести опыт творческого
использования физкультурно-
Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:
♦ физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
♦ социально-биологические основы физической культуры;
♦ основы здорового образа и стиля жизни;
♦
оздоровительные системы и
♦ профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую систему
научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.
Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.
Примерная тематика занятий может включать:
♦ методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;
♦
методические основы занятий с оздоровительной,
рекреационной и
♦ основы методики самомассажа;
♦ методику корригирующей гимнастики для глаз;
♦ овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;
♦ методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.
Важное
условие закрепления и
Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.
Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.
Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-
прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения.
Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:
♦ понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
♦ знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
♦ иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.
Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
При
итоговой аттестации в окончательной
оценке учитывается уровень выполнения
студентом практического
Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.
Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.
В
основное отделение зачисляются
те, кто отнесен в основную и
подготовительную медицинские группы.
В специальное учебное
Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.
В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.
Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.
При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:
♦ теоретических, практических, контрольных;
♦ элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;
♦ индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;
♦ самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;
Внеучебные занятия организуются в форме:
♦ выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
♦ занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
♦ самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
♦
массовых оздоровительных, физкультурных
и спортивных мероприятий.
Заключение
Подготовка
молодежи к профессиональной деятельности
и поведению в экстремальных
ситуациях, которые является элементом
профессии — одна из важнейших
задач системы физического
Включение ППФП в программу физического
воспитания студентов, все увеличивающаяся
и расширяющаяся работа кафедр физического
воспитания по этому важнейшему разделу
физического воспитания подчеркивают
значимость и необходимость направленного
использования средств физической культуры
и спорта в профессиональной подготовке
студентов. Но исследование литературных
источников и практики работы вузов показывает
на еще слабое внедрение ППФП в систему
физического воспитания будущих профессионалов
народного хозяйства.
Одной из главных обстоятельств такового
положения является недостаточное научно-методическое
обеспечение этого раздела - физического
воспитания, маленький уровень научно-методической
разработки вопросов ППФП студентов во
многих университетах, слабое обобщение
уже имеющихся работ по данному вопросу
в ряде высших учебных заведений страны.
В настоящее время далеко не все вопросы
ППФП студентов нашли равное отражение
в проведенных исследованиях, в практической
работе кафедр физического воспитания.
Совсем слабо разработаны вопросы ППФП
студентов тех вузов и факультетов, выпускники
которых в большей степени заняты малоподвижным,
умственным трудом, очень недостаточно
изучены вопросы вооружения прикладными
значениями будущих инженеров-конструкторов,
о возможностях двигательного аппарата
человека, о путях его совершенствования
и др. Практически нет научно-методических
работ, устанавливающих роль физической
культуры и спорта в становлении и совершенствовании
свойств личности, нужных будущему руководителю
производственного коллектива.
В то же время уже сейчас имеется целый
ряд работ, косвенно указывающих на положительное
влияние регулярных занятий спортом, на
улучшение мастерски-прикладной подготовки
профессионалов, чья работа связана с
функциями управления. Но результаты этих
исследований еще не трансформируются
применительно к задачкам ППФП студентов,
обучающихся в университетах различного
профессионального профиля.
Информация о работе Место физической культуры в профессиональной подготовке студентов