Место физической культуры в профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:28, реферат

Краткое описание

Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, один из основополагающих факторов его общей и профессиональной культуры.

Содержание

Введение
Законодательные, инструктативные и программные документы РФ определяющие основную направленность, объем и содержание занятий по физической культуре
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура в структуре профессионального образования
Физическая культура студента
Профессиональная направленность физического воспитания
Значение двигательной активности для организма
Цели и функции физической культуры в ВУЗе
Цель, задачи и формы организации физического воспитания
Функции физической культуры в ВУЗе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

— 56.17 Кб (Скачать файл)

     Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

     ♦ понимать роль физической культуры в  развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

     ♦ знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

     ♦ формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ  жизни, физическое самосовершенствование  и самовоспитание, потребность в  регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

     ♦ овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

     ♦ обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов  к будущей профессии;

     ♦ приобрести   опыт   творческого  использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных  и профессиональных целей.

     Обязательный  минимум дисциплины «Физическая  культура» включает следующие дидактические  единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

     ♦ физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

     ♦ социально-биологические основы физической культуры;

     ♦ основы здорового образа и стиля  жизни;

     ♦ оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

     ♦ профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический  материал формирует мировоззренческую  систему

     научно-практических знаний и отношение студентов  к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные  и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.

     Практический  раздел учебного материала состоит  из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

     Примерная тематика занятий может включать:

     ♦ методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

     ♦ методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной  направленностью;

     ♦ основы методики самомассажа;

     ♦ методику корригирующей гимнастики для глаз;

     ♦ овладение методами оценки и коррекции  осанки и телосложения;

     ♦ методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей  тематики лекций.

     Важное  условие закрепления и совершенствования  этих методов — многократное воспроизведение  в условиях учебных занятий, во вне-учебной  физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

     Освоение  второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить  самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.

     Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о  степени и качестве освоения теоретических  и методических знаний-умений, о  состоянии и динамике физического  развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

     Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-

     прикладной  физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения.

     Аттестация  проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому  содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

     ♦ понимать роль физической культуры в  развитии человека и подготовке специалиста;

     ♦  знать основы физической культуры и  здорового образа жизни;

     ♦  иметь мотивационно-ценностное отношение  и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

     Важны физическое совершенствование и  самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

     При итоговой аттестации в окончательной  оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела  программы.

     Освоить содержание дисциплины «Физическая  культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.

     Для практических занятий студентов  распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.

     В основное отделение зачисляются  те, кто отнесен в основную и  подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.

     Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

     В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют  студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.

     Перевести студента из одного учебного отделения  в другое можно по его желанию  только после успешного окончания  семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.

     При проведении зачетов студенты, освобожденные  на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

     В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных  и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в  форме:

     ♦  теоретических, практических, контрольных;

     ♦ элективных методико-практических и  учебно-тренировочных занятий;

     ♦ индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

     ♦ самостоятельных занятий по заданию  и под контролем преподавателя;

     Внеучебные  занятия организуются в форме:

     ♦ выполнения физических упражнений и  рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

     ♦ занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

     ♦ самодеятельных занятий физическими  упражнениями, спортом, туризмом;

     ♦  массовых оздоровительных, физкультурных  и спортивных мероприятий. 
 
 

Заключение 

Подготовка  молодежи к профессиональной деятельности и поведению в экстремальных  ситуациях, которые является элементом  профессии — одна из важнейших  задач системы физического воспитания. Методически правильное внедрение  средств физической культуры и спорта укрепляет здоровье человека, увеличивает  его работоспособность и производительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. Конкретно  этим целям обязана служить мастерски-прикладная физическая подготовка студенческой молодежи, являющаяся составной частью всесторонней физической подготовки будущих профессионалов к долговременному и плодотворному  труду в народном хозяйстве. 
Включение ППФП в программу физического воспитания студентов, все увеличивающаяся и расширяющаяся работа кафедр физического воспитания по этому важнейшему разделу физического воспитания подчеркивают значимость и необходимость направленного использования средств физической культуры и спорта в профессиональной подготовке студентов. Но исследование литературных источников и практики работы вузов показывает на еще слабое внедрение ППФП в систему физического воспитания будущих профессионалов народного хозяйства. 
Одной из главных обстоятельств такового положения является недостаточное научно-методическое обеспечение этого раздела - физического воспитания, маленький уровень научно-методической разработки вопросов ППФП студентов во многих университетах, слабое обобщение уже имеющихся работ по данному вопросу в ряде высших учебных заведений страны. 
В настоящее время далеко не все вопросы ППФП студентов нашли равное отражение в проведенных исследованиях, в практической работе кафедр физического воспитания. Совсем слабо разработаны вопросы ППФП студентов тех вузов и факультетов, выпускники которых в большей степени заняты малоподвижным, умственным трудом, очень недостаточно изучены вопросы вооружения прикладными значениями будущих инженеров-конструкторов, о возможностях двигательного аппарата человека, о путях его совершенствования и др. Практически нет научно-методических работ, устанавливающих роль физической культуры и спорта в становлении и совершенствовании свойств личности, нужных будущему руководителю производственного коллектива. 
В то же время уже сейчас имеется целый ряд работ, косвенно указывающих на положительное влияние регулярных занятий спортом, на улучшение мастерски-прикладной подготовки профессионалов, чья работа связана с функциями управления. Но результаты этих исследований еще не трансформируются применительно к задачкам ППФП студентов, обучающихся в университетах различного профессионального профиля.
 

Информация о работе Место физической культуры в профессиональной подготовке студентов