Методика воспитания скоростно-силовых качеств у школьников среднего возраста на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Скоростно-силовая подготовка у детей среднего школьного возраста является одним из важных компонентов в повышении результатов на всех этапах обучения.
Всестороннее развитие детей, их высокий культурный и моральный уровень, гармоничное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), хорошая работоспособность сердечнососудистой системы, дыхательной и других систем организма, здоровье – главная задача образования и физической культуры в частности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты воспитания скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста…………………………………………5

1.1 Общая характеристика скоростно-силовых качеств.............................5
1.2. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей школьников среднего возраста…………………………………..8
Глава II. Методика воспитания скоростно-силовых качеств у школьников среднего возраста на уроках физической культуры…………………..…………………………………………………….15
2.1 Средства воспитания скоростно-силовых качеств у школьников….15
2.2 Методы воспитания скоростно-силовых качеств у школьников
среднего звена………………………………………………………….21
Выводы…………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………..………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические аспекты воспитания скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста…………………………………………5

 

1.1         Общая характеристика скоростно-силовых качеств.............................5

1.2.         Возрастные особенности изменения скоростно-силовых   способностей школьников среднего возраста…………………………………..8

Глава II. Методика воспитания скоростно-силовых качеств у школьников среднего возраста на уроках физической культуры…………………..…………………………………………………….15

2.1          Средства воспитания скоростно-силовых качеств у школьников….15      

2.2          Методы воспитания скоростно-силовых качеств у школьников

               среднего звена………………………………………………………….21

Выводы…………………………………………………………………………..26

Список использованной литературы………..………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Актуальность. Скоростно-силовая подготовка у детей среднего школьного возраста является одним из важных компонентов в повышении результатов на всех этапах обучения.

Всестороннее развитие детей, их высокий культурный и моральный уровень, гармоничное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), хорошая работоспособность сердечнососудистой системы, дыхательной и других систем организма, здоровье – главная задача образования и физической культуры в частности.

В основе всесторонней подготовки лежит взаимосвязь всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание одного или нескольких качеств в развитии задерживает развитие остальных.

В связи с тем, что в подростковом возрасте организм человека находится ещё в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому для рационального осуществления учебного процесса по физической культуре в школе важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей среднего школьного возраста, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности и воспитания физических качеств [10].

По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания в школе подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей детей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов в дальнейшем [19].

Возникает проблема выяснить, какие наиболее эффективные средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей у детей среднего возраста на уроках физической культуры.

Актуальность исследования состоит в необходимости определения эффективности воспитания скоростно-силовых качеств подростков, что даёт возможность обосновать содержание уроков физической культуры в среднем звене.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре школьников среднего звена.

Предмет исследования: воспитание скоростно-силовых качеств у школьников среднего возраста.

Цель исследования: обосновать методику воспитания  скоростно-силовых качеств у детей  среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

Задачи:

  1. Проанализировать специальную литературу по проблеме исследования воспитания скоростно-силовых качеств у  школьников среднего возраста.

2.   Подобрать средства  и методы воспитания скоростно-силовых  качеств у                 

детей среднего возраста на уроках физической культуры.

 Методы исследования:

  - анализ и обобщение  методической литературы;

  - педагогическое наблюдение;

  - беседа, изучение документации  учителя физической культуры.  

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты воспитания скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста

 

1.1 Общая характеристика  скоростно-силовых качеств

          В настоящее время все возрастающее внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени. Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физические качества постоянно связаны с движением и определяют его (Н. Н. Гончаров, 1952). Рассматривая силу, как физическое качество, выделяют четыре вида её проявления:                                                                                                                   - абсолютная как максимальное мышечное усилие, которое можно развивать в динамическом и статическом режиме;

- взрывная как способность мышц достигать максимума проявления силы по ходу движения в меньший отрезок времени;

- быстрая, которая во многом обусловливает скоростные возможности;

- силовая выносливость  как способность совершать длительные  мышечные напряжения без снижения  их рабочей эффективности.

          Условно все упражнения, которые  используют для воспитания скоростно-силовых качеств  можно разделить на три группы:

1. Упражнения с преодолением  собственного веса тела: быстрый  бег по прямой, перемещения с  изменением направления, различного  рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной  ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные  с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной  скоростью, и т. д.

2. Упражнения, выполняемые  с дополнительным отягощением (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести  различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и специальные упражнения, близкие к соревновательным движениям.

3. Упражнения, связанные  с преодолением сопротивления  внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий  грунт, бег в гору и т. д.).

          Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.

           Скоростное  направление предусматривает использование упражнений первой группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной): метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в облегченных условиях[4].

          Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения вместе с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.

Отдельными исследователями, такими как, Н.Н. Гончаров, Р.Е. Мотылянская, В.С. Фарфель, А. Хунольд, B.П. Филин, В.С. Топчиян, установлено, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо начинать в детском и юношеском возрасте, так как уже в этом возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Скоростно-силовая подготовка благоприятно воздействует на физическое развитие. 

Силовые качества проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых качеств оказывают разные факторы. Среди которых выделяют следующие:

- собственно мышечные;

- центрально-нервные;

- личностно-психологические;

- биомеханические;

- биохимические;

- физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность [11,9].

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы [9].

 

     Вклад этих факторов, естественно, в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, виды силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей.

Выделяют также фактор наследственности - фактор генотипа. Результаты генетических исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.) особенно в младшем школьном возрасте. В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые качества примерно в равной мере зависят от наследственных, так и от средовых факторов.

Таким образом, скоростно-силовые качества проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и стремительность движений.  

1.2 Возрастные  особенности изменения скоростно-силовых  способностей школьников среднего  возраста

          Скоростно-силовые упражнения, наряду с бегом и другими двигательными действиями, изучаемыми в процессе обучения в школе, относятся в своем большинстве к группе естественных локомоций, которые выполняют важное прикладное значение в повседневной жизни.

В настоящее время особое внимание уделяется воспитанию скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени.

Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физические качества постоянно связаны с движением и определяют его (Н. Н. Гончаров,).

В ряде исследований выявлена возрастная динамика скоростно-силовых качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста скоростно-силовых показателей и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих качеств (В. С. Топчиян, Е. А. Масловский, Маркосян А.А.)[19].

          Н. H. Гончаровым впервые приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств детей разного возраста. Автор наблюдал резкое возрастание этого уровня в 12-15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В. С. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14-15 лет. С. И. Филатовым отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.

          До настоящего времени еще недостаточно разработана методика изучения скоростно-силовых качеств у детей, подростков и юношей.

Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня скоростно-силовых качеств является результат в прыжке в высоту с места с отталкиванием двумя ногами (В. М. Дьячков, Г. И. Черняев, В. П. Филин и др.)[7].

          Некоторые авторы, говоря о проявлении скоростно-силовых усилий, применяют термин «прыгучесть». Так, например, А. Хунольд пользуется этим термином. Он установил, что уровень развития прыгучести оказывает значительное влияние на рост легкоатлетических достижений школьников. Путем регрессионного анализа Хунольд определил, что у школьников V и VI классов улучшение прыгучести на 100 см (сумма результатов тройных прыжков на правой и левой ногах) сопровождается ростом результатов в беге на 60 м на 0,25 сек., в прыжке в высоту - на 15 см, в толкании ядра - на 0,35 см.

Информация о работе Методика воспитания скоростно-силовых качеств у школьников среднего возраста на уроках физической культуры