Методика обучения баскетболу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:39, реферат

Краткое описание

Обучение игре начинается с изолированного изучения приемов /вначале технике нападения, а затем защиты/. Это не значит, что должна быть изучена вся техника нападения, а затем защиты. Как только освоены один-два приема нападения, следует переходить к соответствующим контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается тактика игры. Правила игры изучаются параллельно с соответствующими приемами тактики и техники.
Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:
1. Ознакомление с приемами.
2. Изучение приема в упрощенных условиях или специально созданных.
3. Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры, обстановке.
4. Применение приема в игре.

Вложенные файлы: 1 файл

методика обучения баскетболу.docx

— 34.73 Кб (Скачать файл)

5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ 

 

Структура процесса обучения

Обучение игре начинается с изолированного изучения приемов /вначале технике нападения, а  затем защиты/. Это не значит, что  должна быть изучена вся техника  нападения, а затем защиты. Как  только освоены один-два приема нападения, следует переходить к соответствующим  контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается тактика игры. Правила игры изучаются параллельно  с соответствующими приемами тактики  и техники.

Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с  общей схемой:

1. Ознакомление с приемами.

2. Изучение приема в  упрощенных условиях или специально  созданных.

3. Совершенствование приема  в усложненной, приближенной к  условиям игры, обстановке.

4. Применение приема в  игре.

При ознакомлении с приемом  сначала надо создать двигательное и зрительное представление о  нем. Для этого используют словесные  и наглядные методы. Образцовый показ  выполнения приема создает общее  представление. Показ сопровождается рассказом о месте и значении приема в игре.

При изучении приема в упрощенных условиях предполагается основное внимание уделять овладению правильной структурой движения. При этом соблюдают такую  последовательность: овладение правильным исходным положением, уточнение согласованности  рук и ног и направления  движения.

При первоначальном разучивании  пользуются двумя методами: целостного разучивания и расчлененного  упражнения. Метод целостного разучивания  создает более полное представление  для формирования двигательного  навыка. Расчлененным методом пользуются для изучения сложных по структуре  приемов техники. Это помогает избежать ошибок в отдельных звеньях сложной  системы движения.

Для упрощения или усложнения условий выполнения при разучивании  приемов техники игры пользуются изменением исходного положения, расстояния, направления движения, быстроты движения, введением помех, противоборства

Обучение  приемам техники нападения

Изучение техники перемещений  осуществляется в такой последовательности: бег, остановки, прыжки, повороты.

С первых же упражнений необходимо стремиться к мягкости и непринужденности в перемещениях, к постоянной готовности изменить характер и направления  в действиях. Этому в значительной мере способствует стойка. Стойка является исходным положением для выполнения любого приема.

После показа стойки занимающиеся выполняют следующие упражнения:

I. Принять стойку и  приподняться на носки, равномерно  распределить тяжесть на обе  ноги. Возвратиться в стойку.

II. Из положения на носках  перенести тяжесть с ноги на  ногу и вновь принять стойку.

III. Принять стойку по  сигналу 

Ошибки: тяжесть тела переносится  на одну ногу, пятки стоят плотно на опоре, и тяжесть тела распределяется на всю стопу; туловище чрезмерно  наклонено вперед; сведены колени, напряженность в позе.

Ходьба используется в  игре при изменении позиции игрока в условиях, когда нет необходимости  действовать быстро.

Бег обеспечивает быструю  смену позиции. Вначале изучается  бег лицом вперед, затем приставными  шагами в стороны, вперед и назад, а затем спиной вперед. Представление  о технике бега в определенной мере достигается показом и кратким  объяснением.

Следует акцентировать внимание на степень сгибания ног, на особенности  постановки стопы на опору, а затем  на других деталях. Техника бега изучается  в определенной последовательности.

Техника бокового шага. Для  освоения применяются упражнения:

1. Бег на месте с  переходом в бег по прямой  линии.

2. Семенящий бег с переходом  на обычный бег.

3. Бег по дистанции.

Обращается внимание на бесшумность  бега, мягкость и свободу его, правильное отталкивание от площадки, что определяет быстроту перемещения и изменение  направления бега. Правильному отталкиванию способствуют следующие упражнения:

1. Пружинный бег с высоким  подниманием бедра.

2. Прыжки с ноги на  ногу по отметкам с переходом  на бег. 

3 Прыжки с высоким подниманием  бедра.

4. Бег прыжками с высоким  подниманием бедра и высоким  взлетом. При выполнении этих  упражнений следует обращать  внимание на энергичное и полное  выпрямление толчковой ноги с  ускорением к концу движения.

Техника бега при ускорениях: обращается внимание на размер шагов, постановку стопы на площадку с носка  возможно ближе к проекции ОЦТ, энергичное движение руками, эффективное отталкивание.

Применяются такие упражнения:

1. Старты с места с  ускорением отрезков 5-10 м.

2. Переход от обычного  бега к бегу с ускорением /по  ориентиру, затем по внезапному  сигналу - слуховому или зрительному/.

3. Ускорение на виражах  после выхода с прямой линии.

4. Ускорение по прямой  линии после выхода с виража.

Техника бега по дугам:

1. Бег по дуге или  кругу радиусом до 5 м.

2. Бег с выходом с  дуги на прямую линию и наоборот.

3. Бег по дуге вправо  и влево.

При обучении перемещениям особое внимание необходимо обратить на стартовый рывок. Для стартового рывка большое значение имеет  стойка. Внимание при этом должно обращаться на перенос ОЦТ к носкам.

Остановка - прием, позволяющий  мгновенно прекратить движение вперед. Изучается параллельно с бегом. Вначале осваивается способ остановки  шагом, затем прыжком. Важно с  самого начала научить остановке  таким образом, чтобы перед остановкой не изменялась ширина шага и не замедлялась  скорость бега. Применяются такие  упражнения:

1.  Равномерный бег и остановка, выполняемая учеником самостоятельно.

2. То же, но остановка  выполняется по сигналу.

3. Остановка в заранее  обусловленном месте /по ориентиру/, не снижая при этом скорости  бега к моменту остановки.

Первоначально следует обращать внимание на выполнение первого шага остановки, сгибание опорной ноги, обеспечивающее прекращение поступательного движения тела вперед, правильное взаиморасположение стоп и ОЦТ.

Наиболее распространены ошибки: смещение ОЦТ на одну ногу из стоп; недостаточное сгибание опорной  ноги; сильный наклон туловища вперед; расположение стоп на одной фронтальной  оси.

Ошибки устраняются с  помощью повторных показов, замечаний  и анализы причин их появления.

Повороты применяются  для укрывания мяча, когда игрок  находится на месте. Повороты вперед и назад изучаются параллельно. Упражнения следуют в таком порядке:

1. Вышагивание ногой /правой или левой/.

2. Повороты вперед /назад/  по общей команде.

3. Сочетание поворотов  вперед и назад в разной  последовательности по общей  команде. То же может быть  выполнено по условным зрительным  и слуховым сигналам.

4. Повороты с одновременными  движениями руками /вперед, вверх,  к туловищу/.

5. Повороты при условии,  а затем активном противодействии.  Эти упражнения выполняются с  мячом.

При обучении поворотам необходимо следить за правильным положением ног /особенно опорной/ и равномерным  распределением ОЦТ, воспитывать навыки наблюдения и оценки обстановки, в  соответствии с которыми должен выполняться  поворот.

Ошибки: отрыв опорной  ноги, изменение высоты ОЦТ, выпрямление  опорной ноги, перенос ОЦТ на одну ногу.

Прыжки. Большинство приемов  современного баскетбола выполняются  в сочетании с прыжком вверх. При изучении прыжков необходимо обучить: правильному отталкиванию, высоте взлета, координации движений и правильному приземлению. Вначале  изучаются прыжки с места а  затем в движении толчком одной  и двумя ногами.

Прыжки с места изучаются  с помощью таких упражнений:

1. Прыжок вверх, вверх  - вперед, вверх - в сторону, вверх  -назад.

2. Прыжки вверх с поворотом  от 90 до 3600.

3. Многоскоки с акцентом на высоту.

Прыжки в движении требуют  внимания. После показа и объяснения техники упражнения выполняются  в таком порядке, чтобы последовательно  осваивались: отталкивание из обусловленного места, прыжки с доставанием ориентиров, приземление в обусловленном  месте. В дальнейшем техника прыжков  совершенствуется в единых приемах, в которые прыжки входят органической частью.

При изучении прыжков необходимо обращать внимание на подсед перед  отталкиванием, активный взмах маховой  ногой в момент взлета и движение рук, способствующее прыжку.

Наиболее распространены следующие ошибки: поступательное движение в бесспорном положении; неправильный вынос руки; приземление на прямые ноги.

Важно сразу правильно  научиться приземляться, с тем  чтобы из данного положения игрок  был способен немедленно выполнить  очередное действие.

Воспитанию таких навыков  способствуют:

1. Прыжки с акцентом  на приземление.

2. Прыжки в глубину.

3. Повторные прыжки после  приземления.

При изучении техники владения мячом соблюдается такая последовательность: ловля, передача, броски, ведение.

Изучение приемов зависит  от правильной стойки баскетболиста  с мячом. Навыки в выполнении стойки, полученные при изучении перемещений, уточняются при наличии мяча в  руках.

Для правильного захвата  и удержания мяча в стойке рекомендуются  следующие упражнения :

1. Выполнить имитацию  держания мяча в руках, следя  за воронкообразным положением  кистей с расставленными пальцами.

2. То же, но присесть  и наложить кисти на мяч,  лежащий на полу и поднять  его. Принять стойку.

3. Выпустить мяч, чтобы  он ударился о площадку, а затем,  правильно расположив кисти на  мяче, захватить его и принять  стойку.

Ловля мяча. Сначала изучается  ловля двумя руками, а затем  одной. Первые упражнения заключаются  в ловле мяча, летящего по воздуху, затем с отскоком от площадки и  катящегося мяча.

При изучении любого способа  последовательность педагогических задач  такова: правильное исходное положение  для ловли и окончание ее, умение концентрировать внимание на полете мяча, контролируя весь его путь; правильное выполнение амортизирующих движений; сближение с мячом во время ловли.

Характер упражнений зависит  от количества мячей. Лучше, если каждый занимающийся упражняется самостоятельно, ловя мяч от стенки или от партнера. Вначале внимание акцентируется  на умении правильно закончить ловлю, приходя в положение стойки. Параллельно  с этим занимающийся игрок овладевает правильным положением рук на мяче. Рекомендуются следующие упражнения:

1. Ловящий игрок заранее  выставляет руки навстречу мячу. Задача его состоит в том,  чтобы, контролируя зрительно  полет мяча, своевременно начать  амортизирующее движение руками  и поймать его.

Ошибки: мяч принимается  ладонями, а не кончиками пальцев; не выполнены или несвоевременно начаты амортизирующие движения руками; амортизирующие движения выполнены  одними руками без участия ног; неустойчивое положение в конце ловли.

Передача мяча - основной, обеспечивающий взаимодействия партнеров  в игре прием. Обучение передачам  начинается со способов двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Порядок изучения других способов не имеет существенного значения. Основное стремление должно быть направлено на умение выполнять передачи по различным  направлениям незаметно и быстро. Поэтому наряду с основными упражнениями в передачах большое место  должны занимать специальные упражнения с мячом типа «жонглирования».

После показа и объяснения необходимых движений занимающиеся самостоятельно выполняют передачи. Преподаватель последовательно  акцентирует их внимание: на правильном исходном положении, на согласованности  в движении рук и ног, на заключительном движении кисти. Правильное выполнение основной структуры движений позволяет  требовать точности передачи. Здесь  важно объяснить значение траектории направления.

Для изучения передач используются различные построения: в шеренгах, в кругах, встречных колоннах.

Выбор построения зависит  от количества занимающихся и мячей, а также от характера предполагаемого  упражнения.

1. Построение в шеренгах. Мячи передаются из шеренги  в шеренгу по прямой линии  и по диагонали. То же, передав  мяч, в шеренгу напротив.

Информация о работе Методика обучения баскетболу