Методика обучения баскетболу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:39, реферат

Краткое описание

Обучение игре начинается с изолированного изучения приемов /вначале технике нападения, а затем защиты/. Это не значит, что должна быть изучена вся техника нападения, а затем защиты. Как только освоены один-два приема нападения, следует переходить к соответствующим контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается тактика игры. Правила игры изучаются параллельно с соответствующими приемами тактики и техники.
Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:
1. Ознакомление с приемами.
2. Изучение приема в упрощенных условиях или специально созданных.
3. Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры, обстановке.
4. Применение приема в игре.

Вложенные файлы: 1 файл

методика обучения баскетболу.docx

— 34.73 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие различных  анализаторов, особенно в условиях сложной двигательной деятельности, не всегда бывает положительным. Функции  одних анализаторов могут в определенных ситуациях ослаблять другие рецепторные  функции. Ускорить процесс их совершенствования  помогают избирательно направленные воздействия  на определенные афферентные системы, в частности, на двигательный анализатор, которому в управлении движениями принадлежит  особо ответственная роль. В этой связи заслуживает внимание идея временного искусственного включения  некоторых анализаторов, на пример, зрительного, для того чтобы повысить требования к двигательному анализатору и тем ускорить совершенствование его функций.

Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие  реализации принципов обучения и  воспитания. Широкое использование  различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает  понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных  знаний, умений и навыков.

Принцип доступности и  индивидуализации называют также принципом  учета особенностей воспитываемых  и посильности предлагаемых им заданий.

Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной  стороны, от возможностей занимающихся, а с другой - от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного упражнения в силу характерных  для него особенностей.

Определяя меру доступного, преподаватель должен руководствоваться  прежде всего программами и нормативными требованиями, установленными для того или иного контингента.

Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в  себя те или иные их элементы.

Поэтому одно из решающих методических условий доступности в процессе физического воспитания - это преемственность  упражнений. Она обеспечивается использованием естественных между различными формами  движений, их взаимодействий и структурной  общности.

Необходимо так распределять изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия  служило ступенькой, позволяющей  подводить кратчайшим путем к  освоению содержания очередного занятия. Эту мысль выражают правилом «от  простого к сложному» или «от  освоенного к неосвоенному».

Столь же важное условие - постепенность  в переходе от одних заданий, более  легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности  организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к  ним в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко.

Под индивидуализацией понимается такое построение всего процесса физического воспитания и такое  использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых  осуществляется индивидуальный подход к воспитываемым игрокам и  создаются условия для наибольшего  развития их способностей.

Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе сочетания двух направлений: общеподготовительного и специализированного. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания необходим при решении любой частной задачи - будь то формирование знаний, умений и навыков или воспитание физических навыков. (Индивидуальные особенности не исключают общих свойств, присущих различным индивидуумам). Индивидуализация осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания.

Принцип сознательности и  активности представляет собой общую  предпосылку для реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и активное отношение  занимающихся к делу обуславливает  доступность учебного материала, прочность  приобретаемых знаний, умений и навыков, связь предыдущего с последующим, установку на дальнейший прогресс. С другой стороны, активная деятельность занимающихся игроков лишь тогда  может считаться по настоящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной цели, когда она согласуется с  требованиями, вытекающими из принципов  наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности.

Отличительные черты двигательных навыков и  умений

Как двигательные умения, так  и навыки представляют собой определенные функциональные образования, которые  возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вместе с тем, двигательное умение и навык  имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени владения действием.

Умение выполнять новое  двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний, опыта и общей подготовленности благодаря попыткам сознательно  построить некоторую систему  движений. В процессе возникновения  умения происходит постоянный поиск  адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и  определяет сущность двигательного  умения. Двигательное умение характеризуется  такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией  внимания на составных операциях  и нестабильных способах решения  двигательной задачи.

В процессе многократного  повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более привычными, координационные  механизмы действия постепенно автоматизируются и двигательное умение переходит  в навык. Его главной отличительной  чертой является автоматизированное управление движениями.

Двигательный навык можно  охарактеризовать как такую степень  владения техникой действия, при которой  управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.

Роль двигательных умений в процессе физического воспитания может быть различной. В тех случаях, когда нужно добиться прочного совершенствования  владения техникой двигательных действий, умения являются переходными ступенями  к двигательному навыку, стадиями его формирования. Двигательные умения имеют образовательную ценность, поскольку основой их является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Слитность движений при навыке проявляется в легкости взаимосвязанности  и устойчивой ритмичности двигательного  действия.

Устойчивость двигательного  навыка - ценная черта в тех случаях, когда техника действия не подлежит в дальнейшем существенным изменениям. Навыки служат основой для новых  умений. Двигательная деятельность может  быть успешна, если она базируется на разнообразных, прочно сформированных навыках. Чем больше запас навыков, тем разностороннее и эффективнее  будет деятельность. В спорте это  определяет мастерство спортсменов.

Перенос навыков

Существенное значение в  обучении двигательному действию имеет  взаимодействие, «перенос» навыков, выработанных ранее или формируемых  параллельно. Например, владение навыком  передачи значительно облегчит обучение броску с места, легче будет идти начальное скрытых передач. В  этих случаях обучению способствует «положительный перенос» навыка. Перенос  навыка может носить и отрицательный  характер /отрицательный перенос/, когда  обучение техническим приемам не способствует последовательности обучения.

Перенос навыков происходит в тех случаях, когда структуры  двигательных действий имеют сходство наряду с различием. Характер сходства обуславливает значение переноса. Отрицательный  эффект переноса навыков наблюдается  чаще всего при сходстве подготовительных фаз и существенном различии в  ведущих фазах техники действий.

Положительный перенос навыков  широко используется в процессе обучения двигательным действиям. С учетом закономерностей  переноса определяют последовательность обучения различным двигательным действиям таким образом, чтобы освоение одних создавало благоприятные предпосылки к овладению другими. При определении последовательности обучения с использованием взаимосвязей навыков двигательные действия систематизируются по группам на основе сходства структур, а внутри групп распределяются по степени сложности.

При углубленном совершенствовании  в отдельных действиях, двигательный состав которых относительно ограничен, положительный перенос частных  навыков используется при разработке системы подводящих упражнений.

Во избежание отрицательного переноса навыков желательно так  планировать учебный процесс, чтобы  исключить одновременное формирование «конкурирующих» навыков, избрав такую  последовательность обучения, при которой  отрицательный перенос был бы отличным. В случае одностороннего переноса /когда один навык влияет на другой, а обратного влияния  не обнаруживается/ в первую очередь  сформироваться тот навык, который  нарушается влияния под влиянием другого. В дальнейшем, по мере упрочения  навыков проявляется возможность  преодолевать отрицательное влияние  их друг на друга, «сталкивая» их при  поочередном исполнении действий, что, к тому же, содействует выработке  движений. 

 


Информация о работе Методика обучения баскетболу