Методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Изучение особенностей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Процесс развития и воспитания гибкости учащихся 9-10 лет общеобразовательной школы, не занимающихся спортом.
Предмет исследования. Методика развития гибкости детей 9-10 лет на основе применения стретчинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ГЛАВА I. ГИБКОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………...
1.1. Общая характеристика гибкости………………………………………
1.2. Особенности возрастного развития детей как важнейший фактор в воспитании гибкости …….
1.3. Методика воспитания гибкости…………………………………
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………….

ГЛАВА II. Организация, методика и результаты исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Методика экспериментальной программы по развитию гибкости у детей 9-10 лет………. ……………………………………
2.3. Результаты исследования и их интерпретация……………………………………….
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Анализ научно-методической литературы показывает, что: при развитии гибкости у детей необходимо учитывать возрастные особенности. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей и подростков 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста.

В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости можно разделить на три этапа: 1 этап – «суставной  гимнастики», 2 этап - специализированного развития подвижности в суставах, 3 этап -  поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.

 Литературные данные показали, что для воспитания и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивания, а также правильную дозировку нагрузок. Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гимнастику, вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.

В комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию.

 

 

 

 

 

Глава 2.  организация,  методика и результаты исследования

 

2.1. Организация исследования

Исследование проходило в три этапа с 2006 по 2008 г., на каждом из которых, в зависимости от задач, применялись свои методы.

На первом, организационном, этапе (май-сентябрь 2006 года) изучалась психолого-педагогическая, спортивная литература, теоретические и практические основы воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Основной целью данного этапа было изучение различных методик воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Мы прибегали к следующим методам исследования: анализ литературных источников, изучение документации, анализ эмпирических данных, обобщение фактов. На этом этапе был разработан и  сформулирован научный аппарат исследования.

     На  втором, базовом, этапе (сентябрь-май 2006-2007 года) исследования проводился сравнительный педагогический эксперимент. Для решения поставленных задач были созданы 2 группы школьников 3-х классов (средний возраст 9-10 лет). Под наблюдением находились 30 учеников.  Из них 15 школьников составили контрольную группу, 16 – экспериментальную группу. Для определения уровня развития гибкости в исследовании были использованы следующие контрольные упражнения (тесты):

    1. Подвижность позвоночного столба (Наклон вперед). Общепринятая методика оценки гибкости - измерялось расстояние пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак "+") было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный - расстояние выше изолинии (знак "-").
    2. Подвижность в тазобедренном суставе. Методика оценка гибкости  по углу в тазобедренном суставе в положении "продольный шпагат" с помощью общепринятых методов гониометрии. Для измерения  углов использовался гониометр (угломер),  который накладывался  в положении продольного шпагата на измеряемый участок тела.

Определение уровня развития гибкости проводилось вначале (сентябрь 2006) и в конце (май 2007) эксперимента.  

Контрольная и экспериментальная группы занимались по одному поурочному (тематическому) плану, разработанного в соответствии  школьной программы по физическому воспитанию. Но в  экспериментальной группе в подготовительной, основной и заключительной частях урока использовались элементы из методики стретчинга, направленных на воспитание гибкости.

   На третьем, завершающем, этапе (май- декабрь 2007 года) исследования продолжалось выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования. На этом этапе для определения достоверности различий использовался t-критерий Стьюдента, как метод математико-статистической обработки.

 

  • Методика экспериментальной программы по развитию гибкости у детей 9-10 лет
  •  

      Экспериментальная программа по развитию гибкости у детей 9-10 лет основывается на широко распространенной, в последнее время за рубежом и в нашей стране, методике стретчинг. Стретчинг – система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. В процессе выполнения упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и  удерживает ее от 5 до 20 с, при этом он старается напрягать растянутые мышцы. Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

    Для воспитания гибкости учащихся 9-10 лет мы использовали элементы методики стретчинга в подготовительном, основном и заключительном частях урока физической культуры. В подготовительную часть урока мы включали несколько упражнений из нашего арсенала после  комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ) как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению основной нагрузки. Если одной из задач урока являлось, непосредственно, воспитание гибкости, то в основную часть урока мы включали целый комплекс упражнений на растягивание по методике стретчинга. Элементы методики стретчинга мы также включали и в заключительную часть урока как средство восстановления после нагрузок. 

                При проведении занятий мы использовали следующие упражнения:

    1. Упражнение на растягивание мышц паховой области и спины. Необходимо сесть на пол, сложить подошвы ног перед собой. Держась за пальцы ног, осторожно наклониться вперед,  пока не почувствуете растяжение мышц в паху и нижней части спины. Не наклонять головы и не подавать вперед плечи, спину держать ровно. Если трудно сделать упражнение, отодвиньте ноги подальше. Удерживать положение 1-5 с, затем расслабиться 3-5 с, и выполнить упражнение еще два раза с таким же перерывом.
    2. Упражнение на растягивание мышц  бедра  и связок коленного сустава.

     Необходимо встать в нескольких сантиметрах от стены и положить на нее правую руку. Взяться за правую ногу левой рукой и подтянуть ногу к ягодице. Удерживать в таком положении 5-10 с, затем сменить положение и тянуть левую ногу правой рукой.

    1. Упражнение на растягивание подколенных связок и мышц задней части бедра.

    Необходимо  сесть на пол, вытянув и слегка согнув ноги в коленях, обхватить ладонями икры ноги и двигать руками к лодыжкам так далеко, как возможно. Удерживать в крайнем положении 5-10 с.

    4. Упражнение на растягивание задней поверхности бедра и голени.   Необходимо сесть, выпрямить одну ногу перед собой, поставить ее на пятку. Наклониться всем корпусом вперед, не округляя плечи и держа спину прямо. Удерживать 5-10с. Для усиления эффекта  необходимо взяться за носок и  потянуть его на себя. Повторить все с другой ноги.

    5. Упражнение на растягивание мышц спины.

    Сидя на полу, обхватите руками колени снизу и не меняя положения рук, округлите спину. Сделайте глубокий выдох. Удерживать 5-10с.

    1. Упражнение на растягивание косых мышц брюшного пресса.   Из исходного положения: стоя на полу, ноги на ширине плеч, правая рука за спиной, левая вверху и не много вытянута перед собой. Необходимо тянуть левую руку в правый угол по диагонали. Удерживать до 20с.
    2. Упражнение на растягивание внутренней поверхности бедра.

    Необходимо занять положение бокового выпада. Стопы находятся на одной линии, колено согнутой ноги - над носком. Прямой спиной наклониться вперед. Выполнить упражнение в другую сторону.

    8. Упражнение на растягивание мышц груди.

    Разведите обе руки вверх и в стороны. Спину держите ровно, не прогибаясь в пояснице. Удерживать до 20с.

    9. Упражнение на растягивание задней поверхности бедра.

    Сидя на полу, согните одну ногу, а другую вытяните перед собой. Наклонитесь вперед с прямой спиной, обхватите руками стопу, и                                                                                           потяните носок на себя. Сделайте глубокий выдох. Удерживать до 5-10с,       и повторить с другой ноги.

    В процессе выполнения упражнений мы выбрали следующие параметры продолжительности и характера отдыха.

    1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 5 до 10 с., а в некоторых случаях (в легких упражнениях) до 20с.

    2. Количество повторений одного  упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом  между повторениями 5-10 с.

    3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 8 .

    4. Характер отдыха - полное расслабление, активный отдых.

    Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе при воспитании гибкости и подвижности в суставах, является обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.

    Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.

    Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и, главным образом, мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.

    Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног.

    Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц, нельзя задерживать дыхание, растягивать медленно и спокойно пока не почувствуете слабое напряжение. Запрещается растягивать мышцы до появления боли в них.

     

    2.3.  Результаты исследования и их интерпретация

    В ходе  нашего исследования, целью которой было изучение особенностей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста, а также обоснование методики развития гибкости детей 9-10 лет на основе применения стретчинга, мы получили следующие результаты, которые приведены в таблицах 5 и 6.

    Результаты предварительного тестирования уровня развития гибкости с использованием тестов определяющих подвижность позвоночного столба, подвижность в тазобедренном суставе, показали отсутствие достоверных различий. А результаты конечного тестирования показали достоверный прирост гибкости в обоих тестах.

     Анализируя полученные данные, можно констатировать, что показатели  уровня развития гибкости учащихся 9-10 лет в ходе исследования  значительно повысились как в  контрольной так и в экспериментальной  группах, но значительный прирост в экспериментальной группе.

    Средний показатель гибкости в контрольной группе по тесту «Наклон вперед»  в начале эксперимента составил 4,2 см, а в конце эксперимента 5,1 см. Прирост гибкости в контрольной группе составил 0,9 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по разработанной нами методике по развития гибкости, составили соответственно в начале эксперимента 3,9 см, а в конце эксперимента 6,6 см. Прирост гибкости в экспериментальной группе составил 2,7 см (рис.1). Эти различия весьма существенны и статистически достоверны  (t = 2,4 при р < 0, 05).

     

    Средний показатель гибкости в контрольной группе рассчитанного по тесту "Продольный шпагат" в начале эксперимента составил 157,2 градуса, а к концу достиг до 161,3 градуса. Прирост гибкости в контрольной группе составил 4,1 градуса. В экспериментальной  группе соответствующие показатели составили 154,2 градуса в начале эксперимента и достигли 170,6 градуса  в конце эксперимента. Прирост гибкости в экспериментальной группе составил 16,4 градуса (рис.2). Эти различия весьма существенны и статистически достоверны  (t =9,47 при р < 0, 05).

     

    Рис. 1. Динамика развития гибкости в контрольной и экспериментальной группах по тесту «Наклон вперед »

     

    Рис. 1. Динамика развития гибкости в контрольной и экспериментальной группах по тесту «Продольный шпагат»

     

    Таблица 5

    Уровень развития гибкости в контрольной группе в начале и в конце эксперимента по тестам «Наклон вперед» и «Продольный шпагат»

     

    Ф.И.О.

    Показатель гибкости по тесту «Наклон вперед» в начале экспер-та, см

    Показатель гибкости по тесту «Наклон вперед» в конце экспер-та, см

    Показатель гибкости по тесту «Продольный шпагат» в начале экспер-та, в градусах

    Показатель гибкости по тесту «Продольный шпагат» в конце экспер-та, в градусах

    1.

    6

    7

    160

    165

    2.

    3

    4

    154

    156

    3.

    3

    4

    155

    159

    4.

    7

    7

    162

    168

    5.

    4

    5

    156

    160

    6.

    3

    4

    161

    166

    7.

    5

    5

    160

    165

    8.

    4

    4

    156

    158

    9.

    2

    3

    150

    156

    10.

    3

    4

    160

    165

    11.

    6

    7

    160

    164

    12.

    5

    6

    158

    160

    13.

    3

    5

    156

    158

    14.

    2

    3

    151

    156

    15.

    7

    7

    159

    164

    Средние арифметические показатели гибкости

    4,2

    5,13

    157,2

    161,3

    Информация о работе Методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга