Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 19:48, курсовая работа
Цель работы. Изучение особенностей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Процесс развития и воспитания гибкости учащихся 9-10 лет общеобразовательной школы, не занимающихся спортом.
Предмет исследования. Методика развития гибкости детей 9-10 лет на основе применения стретчинга.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ГЛАВА I. ГИБКОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………...
1.1. Общая характеристика гибкости………………………………………
1.2. Особенности возрастного развития детей как важнейший фактор в воспитании гибкости …….
1.3. Методика воспитания гибкости…………………………………
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………….
ГЛАВА II. Организация, методика и результаты исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Методика экспериментальной программы по развитию гибкости у детей 9-10 лет………. ……………………………………
2.3. Результаты исследования и их интерпретация……………………………………….
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...
Анализ научно-методической литературы показывает, что: при развитии гибкости у детей необходимо учитывать возрастные особенности. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей и подростков 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста.
В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости можно разделить на три этапа: 1 этап – «суставной гимнастики», 2 этап - специализированного развития подвижности в суставах, 3 этап - поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.
Литературные данные показали,
что для воспитания и
В комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию.
Глава 2. организация, методика и результаты исследования
2.1. Организация исследования
Исследование проходило в три этапа с 2006 по 2008 г., на каждом из которых, в зависимости от задач, применялись свои методы.
На первом, организационном, этапе (май-сентябрь 2006 года) изучалась психолого-педагогическая, спортивная литература, теоретические и практические основы воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Основной целью данного этапа было изучение различных методик воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Мы прибегали к следующим методам исследования: анализ литературных источников, изучение документации, анализ эмпирических данных, обобщение фактов. На этом этапе был разработан и сформулирован научный аппарат исследования.
На втором, базовом, этапе (сентябрь-май 2006-2007 года) исследования проводился сравнительный педагогический эксперимент. Для решения поставленных задач были созданы 2 группы школьников 3-х классов (средний возраст 9-10 лет). Под наблюдением находились 30 учеников. Из них 15 школьников составили контрольную группу, 16 – экспериментальную группу. Для определения уровня развития гибкости в исследовании были использованы следующие контрольные упражнения (тесты):
Определение уровня развития гибкости проводилось вначале (сентябрь 2006) и в конце (май 2007) эксперимента.
Контрольная и экспериментальная группы занимались по одному поурочному (тематическому) плану, разработанного в соответствии школьной программы по физическому воспитанию. Но в экспериментальной группе в подготовительной, основной и заключительной частях урока использовались элементы из методики стретчинга, направленных на воспитание гибкости.
На третьем, завершающем, этапе (май- декабрь 2007 года) исследования продолжалось выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования. На этом этапе для определения достоверности различий использовался t-критерий Стьюдента, как метод математико-статистической обработки.
Экспериментальная программа по развитию гибкости у детей 9-10 лет основывается на широко распространенной, в последнее время за рубежом и в нашей стране, методике стретчинг. Стретчинг – система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. В процессе выполнения упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 5 до 20 с, при этом он старается напрягать растянутые мышцы. Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.
Для воспитания гибкости учащихся 9-10 лет мы использовали элементы методики стретчинга в подготовительном, основном и заключительном частях урока физической культуры. В подготовительную часть урока мы включали несколько упражнений из нашего арсенала после комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ) как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению основной нагрузки. Если одной из задач урока являлось, непосредственно, воспитание гибкости, то в основную часть урока мы включали целый комплекс упражнений на растягивание по методике стретчинга. Элементы методики стретчинга мы также включали и в заключительную часть урока как средство восстановления после нагрузок.
При проведении занятий мы использовали следующие упражнения:
Необходимо встать в нескольких сантиметрах от стены и положить на нее правую руку. Взяться за правую ногу левой рукой и подтянуть ногу к ягодице. Удерживать в таком положении 5-10 с, затем сменить положение и тянуть левую ногу правой рукой.
Необходимо сесть на пол, вытянув и слегка согнув ноги в коленях, обхватить ладонями икры ноги и двигать руками к лодыжкам так далеко, как возможно. Удерживать в крайнем положении 5-10 с.
4. Упражнение на растягивание задней поверхности бедра и голени. Необходимо сесть, выпрямить одну ногу перед собой, поставить ее на пятку. Наклониться всем корпусом вперед, не округляя плечи и держа спину прямо. Удерживать 5-10с. Для усиления эффекта необходимо взяться за носок и потянуть его на себя. Повторить все с другой ноги.
5. Упражнение на растягивание мышц спины.
Сидя на полу, обхватите руками колени снизу и не меняя положения рук, округлите спину. Сделайте глубокий выдох. Удерживать 5-10с.
Необходимо занять положение бокового выпада. Стопы находятся на одной линии, колено согнутой ноги - над носком. Прямой спиной наклониться вперед. Выполнить упражнение в другую сторону.
8. Упражнение на растягивание мышц груди.
Разведите обе руки вверх и в стороны. Спину держите ровно, не прогибаясь в пояснице. Удерживать до 20с.
9. Упражнение на растягивание задней поверхности бедра.
Сидя на полу, согните одну ногу, а другую
вытяните перед собой. Наклонитесь вперед
с прямой спиной, обхватите руками стопу,
и
В процессе выполнения упражнений мы выбрали следующие параметры продолжительности и характера отдыха.
1. Продолжительность одного
2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 5-10 с.
3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 8 .
4. Характер отдыха - полное расслабление, активный отдых.
Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе при воспитании гибкости и подвижности в суставах, является обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.
Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.
Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и, главным образом, мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.
Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног.
Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц, нельзя задерживать дыхание, растягивать медленно и спокойно пока не почувствуете слабое напряжение. Запрещается растягивать мышцы до появления боли в них.
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
В ходе нашего исследования, целью которой было изучение особенностей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста, а также обоснование методики развития гибкости детей 9-10 лет на основе применения стретчинга, мы получили следующие результаты, которые приведены в таблицах 5 и 6.
Результаты предварительного тестирования уровня развития гибкости с использованием тестов определяющих подвижность позвоночного столба, подвижность в тазобедренном суставе, показали отсутствие достоверных различий. А результаты конечного тестирования показали достоверный прирост гибкости в обоих тестах.
Анализируя полученные данные,
можно констатировать, что показатели
уровня развития гибкости
Средний показатель гибкости в контрольной группе по тесту «Наклон вперед» в начале эксперимента составил 4,2 см, а в конце эксперимента 5,1 см. Прирост гибкости в контрольной группе составил 0,9 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по разработанной нами методике по развития гибкости, составили соответственно в начале эксперимента 3,9 см, а в конце эксперимента 6,6 см. Прирост гибкости в экспериментальной группе составил 2,7 см (рис.1). Эти различия весьма существенны и статистически достоверны (t = 2,4 при р < 0, 05).
Средний показатель гибкости в контрольной группе рассчитанного по тесту "Продольный шпагат" в начале эксперимента составил 157,2 градуса, а к концу достиг до 161,3 градуса. Прирост гибкости в контрольной группе составил 4,1 градуса. В экспериментальной группе соответствующие показатели составили 154,2 градуса в начале эксперимента и достигли 170,6 градуса в конце эксперимента. Прирост гибкости в экспериментальной группе составил 16,4 градуса (рис.2). Эти различия весьма существенны и статистически достоверны (t =9,47 при р < 0, 05).
Рис. 1. Динамика развития гибкости в контрольной и экспериментальной группах по тесту «Наклон вперед »
Рис. 1. Динамика развития гибкости в контрольной и экспериментальной группах по тесту «Продольный шпагат»
Таблица 5
Уровень развития гибкости в контрольной группе в начале и в конце эксперимента по тестам «Наклон вперед» и «Продольный шпагат»
Ф.И.О. |
Показатель гибкости по тесту «Наклон вперед» в начале экспер-та, см |
Показатель гибкости по тесту «Наклон вперед» в конце экспер-та, см |
Показатель гибкости по тесту «Продольный шпагат» в начале экспер-та, в градусах |
Показатель гибкости по тесту «Продольный шпагат» в конце экспер-та, в градусах |
1. |
6 |
7 |
160 |
165 |
2. |
3 |
4 |
154 |
156 |
3. |
3 |
4 |
155 |
159 |
4. |
7 |
7 |
162 |
168 |
5. |
4 |
5 |
156 |
160 |
6. |
3 |
4 |
161 |
166 |
7. |
5 |
5 |
160 |
165 |
8. |
4 |
4 |
156 |
158 |
9. |
2 |
3 |
150 |
156 |
10. |
3 |
4 |
160 |
165 |
11. |
6 |
7 |
160 |
164 |
12. |
5 |
6 |
158 |
160 |
13. |
3 |
5 |
156 |
158 |
14. |
2 |
3 |
151 |
156 |
15. |
7 |
7 |
159 |
164 |
Средние арифметические показатели гибкости |
4,2 |
5,13 |
157,2 |
161,3 |
Информация о работе Методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга