Методика развития физических качеств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:49, доклад

Краткое описание

Одной из важных задач физического воспитания детей 6-10 лет является обучение их правильной технике движений.
Двигательная активность человека предусматривает выполнение отдельных движений, двигательных действий и целостной двигательной деятельности.
Движение – это моторная функция организма, выражающаяся в изменении положений тела или отдельных его частей.
Амплитуда (размах) движений является одним из главных элементов структуры любого упражнения.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.docx

— 14.93 Кб (Скачать файл)

Методика развития физических качеств у детей младшего школьного возраста

Одной из важных задач физического воспитания детей 6-10 лет является обучение их правильной технике движений.

Двигательная активность человека предусматривает выполнение отдельных движений, двигательных действий и целостной двигательной деятельности.

Движение – это моторная функция организма, выражающаяся в изменении положений тела или отдельных его частей.

Амплитуда (размах) движений является одним из главных элементов структуры любого упражнения.

Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой способствуют растягиванию мышц, развития гибкости, подвижности в суставах. Для увеличения амплитуды наиболее эффективные рывки назад из положения руки верх, присест, наклоны, руки и сопротивление, дополнительная помощь партнера (например, одновременное прогиб с выпадом вперед из положения стоя спиной друг к другу, взявшись руками, вытянутыми вверх), умеренные обременения маховых движений .

Направление движения. Изменяя направление движения можно избирательно воздействовать на мышцы, суставы и связки.

Общеразвивающие упражнения, способствующие овладению точным направлением движения, нужно проводить не только в основных но и в промежуточных плоскостях. Рекомендуется включать в урок упражнения с флажками и гимнастическими палками, которые подчеркивают действительный направление движения и положение рук.

Скорость движения. Максимальная скорость движения нужна не всегда. В некоторых действиях (двигательные процессы, художественная и спортивная гимнастика, игры) наиболее целесообразна оптимальная скорость. На уроках физической культуры необходимо учить детей самостоятельно регулировать скорость своих движений. С этой целью учитель предлагает ученикам выполнять упражнения то быстро, то медленно: в начале движения – медленно, в конце – быстро, и наоборот. Особенно значимо уметь регулировать скорость при ходьбе и беге, движения на лыжах. Это позволяет правильно распределить силы и достичь высоких результатов. Умение регулировать скорость движения производится и с помощью таких задач, как преодоление дистанции за определенное время.

Не менее важно развивать у учащихся скорость двигательной реакции. Умение быстро подключиться к движению, действию – это существенный показатель мобильности нервно-мышечной системы. Для того, чтобы выработать быстроту реакции, рекомендуется вводить в занятия элементы неожиданности! (например, на какой-нибудь сигнал быстро выполнить оговоренный движение), подвижные игры, эстафеты (особенно такие, где стартовать нужно из положения сидя или лежа, используя строевые команды).

Темп. Частота одинаковых движений (например, количества шагов в минуту) представляет собой частичное выражение скорости в циклических движениях – беге, ходьбе, плавании и т. д. В зависимости от амплитуды, упражнения могут выполняться медленно – на 4 счета (кружение туловища) или быстро – 2 движения на один счет (движения руками и пальцами). Необходимо следить за тем, чтобы ученики закончили движение соответствии счета. Для наиболее совершенного воздействия на организм упражнения в некоторых случаях выполняются в индивидуальном темпе (кружение туловища, приседания на одной ноге, сгибание рук в упоре).

Ритм – это соотношение долготы различных частей движения. Ритм представляет собой элемент движения. Он позволяет сэкономить силы, а соответственно и снижать утомляемость организма. Известно, например, что ходьба по кочкам или по шпалам, связанная с неравномерными движениями и постоянными переключения внимания, очень утомительно. Правильный ритм вырабатывается постепенно с помощью подготовительных и специальных упражнений, а также особыми приемами (например, выстукивания частоты шагов при разбеге последних шагов перед отталкиванием в прыжках в высоту).

Координация (согласование) движений. Умение последовательно соединять различные движения необходимое условие высокопроизводительной двигательной деятельности. В процессе обучения сложным действиям мы часто встречаемся с этой задачей. Еще большее значение имеет способность одновременно сочетать различные по форме и характеру движения. Это чрезвычайно важно в трудовой практике и в спорте. Воспитывать и совершенствовать эту способность у детей младшего возраста можно с помощью упражнений, в которых согласовываются движения рук и ног, упражнений в движении, игры с бегом и метаниями, различных упражнений с малым мячом. В средних и старших классах эти упражнения усложняются и приближаются к прикладным. Умение владеть весом различных предметов и инерции движущегося тела. Человек, который не имеет этой способности, поднимая какой-либо вес, прикладывает чрезмерно-большое усилие, которое затухает к концу движения, вследствие чего, как правило, не может закончить действие.Кроме того, это часто приводит к нежелательным последствиям – повреждения мышц.

 

Классификация физических упражнений

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения – двигательные действия, используемые в соответствии с закономерностями физического воспитания, или физические упражнения – это такие виды двигательных действий, направленных на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Только с помощью физических упражнений осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей.

Классификация физических упражнений.

Все физические упаржнения подразделяются на:

1) скоростно-силовые виды упражнений, которые характеризуются максимальной  интенсивностью или мощностью  усилий (спринтерский бег, метания, прыжки, поднятие штанги и т. д.);

2) виды упражнений, требующих преимущественного  проявления выносливости в движениях  циклического характера (бег на  средние-длинные дистанции, лыжные  гонки, ходьба, плавание, гребля);

3) виды упражнений, требующих главным  образом координационных и других  способностей в условиях строго  заданной программы движений (гимнастические  и акробатические упражнения, прыжки  в воду, фигурное катание, синхронное  плавание);

4) виды упражнений, которые требуют  комплексного проявления физических  качеств в условиях переменных  режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций  и форм действий (борьба, бокс, фехтование, спортивные игры и т.д.).

Выделяют также группы упражнений по их конкретным тренировочным назначениям. При этом выделяют подготовительные и основные упражнения, а первые, в свою очередь, подразделяют на обще-подготовительные и специально-подготовительные.

Существует также классификация упражнений по их принадлежности к видам спортивной специализации: гимнастики, спортивных игр и туризма, легкой и тяжелой атлетики и др.

Все физические упражнения обычно реализуются под влиянием определенных факторов, которые могут быть благоприятными (например, для спортивных достижений) или неблагоприятными.

Группа факторов, определяющих влияние физических видов:

1. Индивидуальные особенности занимающихся  упражнениями (возрастные, половые, состояние  здоровья, уровень подготовленности, режим труда, учебы, отдыха, состояние  быта).

2. Особенности самих физических  упражнений, то есть их сложность, новизна, тяжесть нагрузки, эмоциональность.

3. Особенности внешних условий (метеорологических  и географических факторов, качество  оборудования и орудия, гигиеническое  состояние мест занятий и др.).

Влияние подвижных игр на характер и поведение детей

Подвижные игры и упражнения не только укрепляют здоровье и развивают организм ребенка, но и является средством воспитания характера, влияют на все поведение детей.

Во время игры ребенок учится покорять свои интересы интересам коллектива, совместными усилиями достигать поставленных целей. Благодаря играм дети становятся более дисциплинированными, учатся правильно оценивать свои силы, чувствовать себя частью общего коллектива, команды.

В дошкольном возрасте (3-5 лет), а также в младшем школьном возрасте (6-8 лет) игры имеют особенно большое воспитательное значение. Игры детей этого возраста часто имеют подражательный характер, поэтому важно, чтобы образцы для подражань были положительными. Играя, дети часто изображают события или действия, которые привлекают их внимание, стараются походить на героев, которым они симпатизируют. Поэтому следует заботиться, чтобы эти герои этого заслуживали.

Следует помнить, что для ребенка смысл, вложенный в игру, имеет особенно большое значение, так как играя, ребенок всегда глубоко переживает те действия, которые она выполняет. Для каждого ребенка игра несет прежде всего удовлетворение потребностей в движении, она является физическим упражнением и способом оценки своих сил по сравнению с силой товарищей. В игре дети приучаются уважать правила, установленные коллективом, то есть приучаются жить общественной жизнью.

К подбору игр нужно подходить очень ответственно. В свое время еще Н. К. Крупская писала, что есть игры, которые производят жестокость, плохо действуют на нервную, и есть игры, которые имеют большое воспитательное значение, укрепляют волю, воспитывают чувство справедливости, умение помочь в беде.

Наибольшее воспитательное значение имеют командные игры. Каждая команда стремится победить. Чтобы выиграть, участники команды должны действовать сплоченным коллективом, каждый игрок должен жертвовать своими интересами ради общей цели, обладать упорством, выдержкой, согласовывать свои действия с действиями товарищей, помогать им в трудных игровых ситуациях.

Правильно организованные игры имеют также большое образовательное значение, они знакомят детей с окружающей действительностью, с взаимоотношениями между людьми, расширяют кругозор детей, т.е. учат всматриваться в жизнь.

Детям 9-10 лет больше подходят игры с неопределенным, изменяя состав команды, однако и в этой игре нужно вводить правила, требующие от детей взаимной помощи и поддержки. Например, в игру можно ввести правило, согласно которому каждый пойманный должен стоять на месте, пока кто-нибудь из товарищей не выручит его.

Подвижные игры

 

Подвижные игры на развитие ловкости

 

Ловкость – это способность людей к быстрому освоению новых движений, и, при необходимости, к возможности перестроиться при резкой смене обстановки. Данное качество характеризуется медленным развитием. Самым продуктивным периодом, во время которого закладываются основы координации движений, является возраст от 7 до 12 лет, у некоторых детей становление происходит еще дольше. Предлагаем ознакомиться с некоторыми видами подвижных игр на развитие ловкости:

 

Игры с применением различных предметов, например, с мячом или со скакалкой.

«Стулья с веревочкой»

Два стула ставят спинками друг к другу, под ними кладут веревку (скакалку). По команде ведущего вокруг стульев начинают бегать два игрока из команд-соперников. В это время может звучать задорная музыка, как только она обрывается, участники должны сесть на стулья и перетянуть веревку. В чьих руках она окажется, тот и победитель.

 

Игры с бегом (догонялки).

«Салки»  
Традиционная игра, в которой «салка» — это человек, который бегает по заранее очерченной территории за другими участниками, пытаясь их задеть. Кто попался, тот теперь становится «салкой».

 

Подвижные игры для развития быстроты

 

Быстрота, как необходимое качество, развивается в ходе многих игр, где наблюдается сочетание таких ее показателей, как ответная реакция на действие противника или на другой сигнал, большое количество движений за определенную единицу времени, а также скорость передвижения. Характерной особенностью подвижных игр на быстроту является высокая скорость их проведения. В перечень таких игр можно включить разного рода эстафеты, окутав их интересной тематикой, например, придумать серию эстафет для дошколят с использованием красочных декораций на тему весна, или выбрать другие тематические направления. 
В данную категорию подвижных игр на развитие быстроты можно включить «Салки» с добавлением новых элементов.

 

Игра «Бегуны»

Две команды, одна из которых располагается в квадрате размером 10 на 10 м. Вторая команда, которая вне квадрата, рассчитывается по порядку. Ведущий выкрикивает номер одного из игроков, который должен после этого вбежать в квадрат и попытаться осалить одного из разбежавшихся по нему игроков первой команды. Действо длится около 15-ти секунд, после чего ведущий кричит «Домой», игрок покидает квадрат, ему на смену прибегает другой, которого назовут. Игроки, которых осалили, не покидают пределов квадрата. По окончании одного тура, когда в нем поучаствуют все игроки второй, ловящей команды, подсчитывается количество игроков, которых не поймали и которых осалили. Затем команды меняются местами. Побеждает команда, у которой показатели пойманных игроков выше.

«Круговая охота»

Игроки, разбившись на две команды, образуют два круга. По сигналу они двигаются приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются осалить их, преследуя по всей площадке. Когда все игроки оказываются пойманными, команды меняются ролями и игра повторяется. Выигрывает команда, которая в более короткое время сумеет осалить игроков другой команды. Салить разрешается только того игрока, который стоял против догоняющего в начале игры.

 

«Поймай палку»

Игроки стоят по кругу в 3—4 шагах от водящего, который придерживает рукой поставленную вертикально на пол гимнастическую палку (накрыв ее сверху ладонью). Все игроки имеют порядковые номера, в том числе и водящий, который выкрикивает какой-либо номер и отбегает назад. Вызванный игрок должен успеть схватить палку, не дав ей упасть. Если он не сумел этого сделать, то идет на место водящего, а тот занимает его место в кругу. А если успел, то водящий остается прежний. Игроки могут располагаться лицом, спиной или боком к центру круга. Побеждает (после 3— 5 мин. игры) игрок, который ни разу не был в роли водящего.

Информация о работе Методика развития физических качеств у детей младшего школьного возраста