Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 09:02, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность курсовой работы. Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения (т. е. тем, чему учат) являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Содержание
Введение 1. Основные понятия и термины методики обучения двигательным действиям 2. Общие требования к методике обучения двигательным действиям 3. Классификация методов обучения двигательным действиям 4. Основная характеристика методов обучения двигательным действиям 4.1 Практические методы 4.2 Методы использования слова 4.3 Методы наглядного восприятия Заключение Список использованных источников
1. Основные понятия и термины
методики обучения двигательным
действиям
2. Общие требования к методике
обучения двигательным действиям
3. Классификация методов обучения
двигательным действиям
4. Основная характеристика методов
обучения двигательным действиям
4.1 Практические методы
4.2 Методы использования слова
4.3 Методы наглядного восприятия
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность курсовой работы. Обучая
в процессе физического воспитания, преследуют
образовательные задачи, которые состоят
в том, чтобы сформировать и довести до
определенной степени совершенства необходимые
двигательные умения, навыки и связанные
с ними знания. При этом основным предметом
обучения (т. е. тем, чему учат) являются
рациональные двигательные действия,
включающие систему взаимосвязанных движений.
Особенности двигательных действий и
закономерности формирования двигательных
умений и навыков во многом предопределяют
дидактические особенности физического
воспитания.
Двигательным действиям обучают, решая
различные конкретные задачи. В большинстве
случаев они сводятся к следующим:
- обеспечить «начальную
школу движений», т. е. научить управлять
относительно простыми движениями
в основных звеньях двигательного
аппарата, создав тем самым исходную
базу для более сложных форм
двигательной деятельности;
- обучить действиям,
которые будут использоваться
как «подводящие» упражнения
либо как средства избирательного
воздействия на развитие отдельных
физических качеств, способностей;
- сформировать и довести до необходимой
степени совершенства основные двигательные
умения и навыки, необходимые в повседневной
жизни, в трудовой, спортивной и других
сферах деятельности.
В зависимости от характера этих задач
и особенностей изучаемых двигательных
действий процесс обучения приобретает
ряд особенностей. Ясно, что реализация
различных по трудности задач связана
с неодинаковыми затратами времени. Методы
и особенности построения процесса обучения
зависят, в частности, от структурной сложности
формируемых действий. Она же определяется,
во-первых, числом движений и фаз, составляющих
данное действие; во-вторых, требованиями
к точности движений в пространстве, во
времени и по величине усилий; в-третьих,
особенностями координации движений в
каждой фазе и в целом, простотой или сложностью
ритмической структуры двигательного
действия: в-четвертых, степенью участия
врожденных и приобретенных автоматизмов
в данном двигательном акте.
Структурная сложность двигательного
действия в немалой степени предопределяет
выбор ведущего метода при начальном разучивании
действия. Так, при относительно простых
действиях избирается путь разучивания
в целом, при сложных - обычно по частям
с последовательным сведением их в целое.
Имеют значение и особенности связей между
подготовительной, основной и завершающей
фазами действия. В одних случаях можно
начинать разучивание с основной части,
в других - с подготовительной.
Иногда же целесообразно в первую очередь
изучить завершающую фазу.
Особенности обучения двигательным действиям
существенно зависят также от специфик
и проявляемых в них физических качеств
и необходимого уровня их проявления.
Если предметом обучения являются движения,
требующие относительно невысоких и стандартных
проявлений физических качеств, то проблема
использования подготовительных упражнений
для предварительного развития физических
качеств практически нередко отпадает.
Доминирующее место в процессе обучения
здесь могут занимать методы стандартно-повторного
упражнения, с помощью которых двигательные
навыки легко доводятся до нужной степени
автоматизации. По-иному обстоит дело,
когда обучение нацелено на достижение
высокого мастерства в действиях, требующих
предельных проявлений силы, быстроты
или других физических качеств. Процесс
обучения таким действиям особенно тесно
связан с воспитанием соответствующих
физических качеств. Здесь необходимы
развернутая система подготовительных
упражнений и разнообразные методы их
применения. Двигательные навыки при этом
не должны доводиться до состояния крайней
стереотипности; они формируются, совершенствуются
и видоизменяются в зависимости от степени
развития физических качеств, а на определенных
этапах - и обновляются
с переходом на новые формы техники движений.
Цикл обучения в таких случаях поэтапно
повторяется на новой основе. На стадии
спортивного мастерства происходит непрерывный
поиск все новых, более совершенных, форм
техники движений. Процесс обучения становится
подлинно творческим.
Есть двигательные действия, при обучении
которым необходимо обеспечивать особенно
широкий диапазон вариативности, «подвижности»
двигательных навыков. Это, прежде всего
действия, входящие в состав спортивных
игр и единоборств (борьба, бокс, фехтование,
футбол). Одной из важнейших проблем методики
обучения таким действиям является соблюдение
оптимальных соотношений между факторами,
приводящими к закреплению двигательных
навыков, и факторами, увеличивающими
их целесообразную изменчивость в условиях
постоянного изменения обстановки деятельности.
Процесс обучения здесь должен особенно
органично соединяться с воспитанием
координационных и связанных с ними способностей.
Цель курсовой работы:
изучить методы двигательных действий.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные понятия и термины
методики
- изучить общие
требования к методике
- охарактеризовать
классификацию методов обучения
- раскрыть основные характеристики методов обучения
Практическая значимость: материалы
данной курсовой работы могут использовать
руководители физического воспитания в
дошкольных, школьных учреждениях, а так
же студенты факультета физической культуры
при подготовке к занятиям.
1. Основные понятия
и термины методики обучения двигательным
действиям
Способы передачи
ученикам знаний и умений, способы воздействия
учителя на учеников, способы работы самих
учеников - все это относится к методам
(в переводе с греческого - способ, путь)
и методическим приемам.
Метод обучения - это
система действий учителя в процессе преподавания,
а ученика при усвоении учебного материала.
В соответствии с
дидактической задачей и условиями обучения
каждый метод реализуется с помощью методических
приемов, входящих в состав данного метода:Например,
метод показа может осуществляться разными
приемами: показом упражнения в профиль
или анфас, показом в необходимом темпе
или замедленно и т. п.
Методический прием
- это способ реализации метода в соответствии
с конкретной задачей обучения.
Следовательно, внутри
каждого метода используются его разнообразные
методические приемы. Вне метода прием
теряет свое значение. Прием позволяет
применить соответствующий метод в конкретных
условиях. При одном и том же методе реализация
его может осуществляться разными приемами.
Именно поэтому тот или иной метод используется
при решении самых разнообразных дидактических
задач на любом этапе обучения и при работе
с любыми контингентами детей. Причем,
чем богаче запас методических приемов,
тем шире диапазон применения метода.
В то же время каждый методический прием
используется только в частных случаях,
а значит, и применяется гораздо реже.
Неоправданно частое
применение методического приема может
придать ему внешние черты метода. Так
бывает, например, при чрезмерном увлечении
свистком для управления учениками. Наоборот,
у неопытного учителя и метод может приобрести
внешние признаки приема. Например, неумение
создавать системы подводящих упражнений
приведет к тому, что метод разучивания
по частям будет применяться лишь в частных
случаях педагогической практики.
Методических приемов
так много, что они не поддаются какому-либо
строгому перечислению. Некоторые из них
отмирают, видоизменяются, творчеством
учителя создаются новые. Часто различие
в уровне преподавания объясняется именно
разным объемом методических приемов,
которыми владеют учителя.
Обучение - процесс
двусторонний: учитель учит, ученики учатся.
Поэтому и примененный учителем метод
обучения (а следовательно, и его методические
приемы) -это не только способ преподавания,
выполняющий информативную и управляющую
функции (учитель объясняет, показывает,
командует и т. п.), но и способ учения ребенка
(ученик слушает, наблюдает, выполняет
упражнение). Ведущая роль учителя и ведомая
ученика всегда взаимосвязаны. Но эта
связь гораздо сложнее, чем кажется на
первый взгляд. По внешним признакам действия
ученика, как правило, тождественны требованиям
учителя. Например, учитель объясняет
и показывает упражнение, ученик стремится
его выполнить. Но есть еще одна сторона
в действиях ученика, скрытая от взгляда
наблюдателя, - это процесс усвоения полученной
учеником информации, степень познавательной
активности, мотив, побуждающий к учению,
и пр. Все эти психические процессы чрезвычайно
сложны для анализа, так как одно и то же
наблюдаемое действие ученика может иметь
разную качественную основу. Например,
два ученика воспроизводят показанное
учителем действие примерно с одинаковым
эффектом. Однако один из них ориентируется
только на внешний образ увиденного упражнения,
а другой опирается еще и на сравнительный
анализ имеющихся у него знаний и двигательного
опыта. Следовательно, всегда существует
некоторая вариативность в усвоении учебного
материала при использовании одного и
того же метода.
Специальную систему
методов и методических приемов обучения,
иногда и форм организации занятий, созданную
для изучения конкретного двигательного
действия (или двигательных действий)
определенным составом занимающихся,
принято называть методикой обучения.
В этом смысле говорят, например, о методике
обучения кувырку вперед учеников IV класса
или о методике обучения прыжкам девочек.
2. Общие требования
к методике обучения двигательным действиям
Целесообразность
применения того или иного метода (методического
приема) в каждом конкретном случае обеспечивается
соблюдением ряда требований.
Научная обоснованность
метода, обеспечивающая оздоровительный,
образовательный и воспитательный эффекты
от занятий физическими упражнениями.
Соответствие поставленной
задаче обучения. Отсутствие конкретных
задач урока не позволяет правильно подобрать
и методы обучения. Если, к примеру, поставлена
задача обучить прыжку в длину с разбега
способом согнув ноги, то определить методы
окажется невозможным, так как при такой
общей формулировке можно в равной мере
использовать и метод разучивания в целом,
и метод разучивания по частям. При более
конкретной задаче, например обучить разбегу
для прыжка в длину, возникнет необходимость
применения метода разучивания по частям.
Обеспечение воспитывающего
характера обучения. Каждый выбранный
метод должен обеспечивать не только эффективность
обучения, но и воспитание познавательной
активности ученика. Поэтому недопустимы
методы, которые сковывают инициативу
ребенка, требуют лишь механического воспроизведения
движений.
Соответствие принципам
обучения. Метод обучения обязан опираться
на реализацию всей системы принципов.
Недопустимо односторонне толковать связь
метода с отдельно взятым принципом. Например,
было бы неверно считать, что, если учитель
использует метод показа, значит, он полностью
реализует принцип наглядности. Как известно,
этот принцип реализуется через систему
методов.
Соответствие специфике
учебного материала. Методы обучения одинаковы
для всех видов физических упражнений.
Вместе с тем каждое из них в соответствии
со своими характеристиками и сложностью
требует специфических способов обучения.
При обучении, например, некоторым общеразвивающим
упражнениям ограничиваются методами
слова, при обучении легкоатлетическим
придется использовать и метод показа;
при освоении простых упражнений применяют
метод разучивания в целом, а при освоении
сложных не обойтись без подводящих упражнений.
Соответствие индивидуальной
и групповой подготовленности учеников. Учитывая
возрастные закономерности восприятия
учебного материала, для дошкольников
наиболее приемлем метод разучивания
в целом, но с последовательным акцентированием
их внимания на отдельных элементах. Физически
слабо подготовленному школьнику придется
чаще предлагать метод разучивания по
частям. При хорошей общеобразовательной
подготовке учеников можно будет использовать
для реализации межпредметных связей
не только объяснение, но и беседу.
Соответствие индивидуальным
особенностям и возможностям учителя. Разумеется,
каждый педагог должен владеть всеми методами
обучения в полном объеме. Тем не менее по
целому ряду причин одни учителя лучше
владеют одними методами, другие - другими.
И эти особенности нельзя не учитывать.
Если в конкретном случае от двух методов
ожидается примерно одинаковый результат,
то разумнее использовать тот метод, которым
учитель владеет лучше. Кроме того, неизбежное
возрастное снижение физических возможностей
учителя приводит к перестройке его педагогических
умений (а следовательно, и применяемых
им методов), позволяющей сохранить качество
преподавания при меньшей личной двигательной
активности на уроке.
Соответствие условиям
занятий. Располагая, например, нестандартным
оборудованием, возможно достичь оптимальной
моторной плотности урока и при методе
разучивания в целом. Если же в зале, предположим,
всего два-три каната, то, обучая лазанью,
целесообразно применять подводящие упражнения,
позволяющие фронтальным способом изучать
основные элементы лазанья. Учитель должен
продумать и применение методов слова
в зависимости от акустических свойств
зала, размеров площадки.