Методы программирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:18, реферат

Краткое описание

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и <wbr>совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.

Содержание

Введение
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
1.2 Основы формирования двигательных умений и навыков
2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
2.1 Общие понятия и классификация методов
2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками
2.3 Методы, направленные на Совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК
3.1 Двигательные действия с точки зрения биомеханики и синергетики
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 22.97 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании

1.2 Основы формирования двигательных умений и навыков

2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

2.1 Общие понятия и классификация методов

2.2 Методы овладения  двигательными умениями и навыками

2.3 Методы, направленные на Совершенствование двигательных навыков и развитие физических  способностей

3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК

3.1 Двигательные действия с точки зрения биомеханики и синергетики

Заключение

Список использованной литературы

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и <wbr>совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия;

наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности;

при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 65

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их форсированности, освоенности.

Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности  осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени  автоматизации) целенаправленных операций. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и  методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1991. С. 117 К  числу отличительных признаков  первоначального двигательного  умения относятся: постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями;

относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении,  избыточная (не заданная программой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов; расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.

<p style="text-align:justify">В данной характеристике двигательного 

умения подчеркнуты, кроме всего 

прочего, его отличия от двигательного 

навыка. Но отличия эти относительны.

Двигательное умение и двигательный

навык - это как бы последовательные

ступени (стадии) на пути формирования

двигательного действия.</p>

<p style="text-align:justify">Дальнейшее совершенствование 

двигательного действия при многократном

повторении приводит к автоматизированному 

его выполнению, т.е. умение переходит 

в навык .Это достигается постоянным

уточнением и коррекцией движения. В результате

появляется слитность, устойчивость движения,

а главное - автоматизированный характер

управления движением.</p>

<p style="text-align:justify">Двигательный навык <wbr>представляет

собой такую форму реализации

двигательных возможностей, которая 

возникает на основе автоматизации 

двигательного умения. Матвеев Л.П.

Теория и методика физической культуры

(Общие основы теории и методики

физического воспитания: теоретико-методические

аспекты спорта и профессионально-прикладных

форм физической культуры): Учебник. - М.:

Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.</p>

<p style="text-align:justify">К числу таковых, в отличие 

от признаков двигательного умения,

относятся:</p>

<p style="text-align:justify">- повышенная степень участия 

двигательных автоматизмов в 

осуществлении частных <wbr>операций,

составляющих действие, и связей 

между ними; направленность сознания 

по ходу действия не столько 

на его детали, сколько на реализацию

общей цели;</p>

выраженная стереотипность 

частных операций и параметров 

действия (если не возникает <wbr>объективных 

условий, требующих <wbr>варьирования 

их), повышенная устойчивость <wbr>техники 

движений по отношению к сбивающим

факторам;

выраженная слитность 

операций и сокращение времени выполнения

действия.</p>

<p style="text-align:justify">Органическая взаимосвязь 

двигательных умений и навыков состоит,

прежде всего, в том, что умение служит

основной предпосылкой формирования навыка

в процессе обучения двигательному 

действию. Навык в этом отношении 

представляет собой ни что иное, как

умение, доведенное до определенного  уровня

автоматизации. В свою очередь, навык,

возникший на основе первоначального

умения («умения первого  рода»), может 

стать предпосылкой возникновения  нового,

более сложного умения («умения  второго 

рода»), включающего в себя в качестве

частного элемента этот навык, а оно - перейти 

в новый навык («навык второго  рода») и 

т. д. Так бывает, например, при последовательном

формировании умений и  навыков (в гимнастике,

спортивных играх и единоборствах), когда

их поочередно вырабатывают применительно 

к двигательным актам возрастающей сложности 

(вначале применительно  к элементам гимнастических 

комбинаций или технико-тактических  комбинаций

в играх и единоборствах, затем применительно 

к более крупным частям комбинаций и затем 

применительно к комбинациям  в целом).</p>

<p style="text-align:justify">Таким образом, двигательные

умения и навыки в некотором смысле

взаимно переходят друг в друга.

Поэтому было бы неверным абсолютно 

разграничивать их. Вместе с тем 

надо иметь в виду и их особенности,

их не сводимость друг к другу и 

их неодинаковую значимость, как в 

повседневной жизни, так и в физическом

воспитании. Из того факта, что на определенной

стадии формирования и совершенствования 

двигательного действия умение закономерно 

сменяется навыком, не следует, что 

итогом обучения в физическом воспитании

всегда должен явиться лишь навык. Реальные

достаточно сложные формы двигательной

деятельности принципиально не могут 

быть превращены целиком лишь в навык

- в них представлены в совокупности,

как навыки, так и как умения.

Уже по одной этой причине навык 

может рассматриваться как <wbr>конечный

результат обучения только в том 

случае, если иметь в виду итог обучения

отдельно взятому двигательному  действию,

поддающемуся автоматизации. В целом же

необходимым результатом  обучения в многолетнем

процессе физического  воспитания должен

явиться богатый фонд разнообразных двигательных

умений, навыков и связанных  с ними знаний.</p>

<p style="text-align:justify">Эффективность процесса обучения,

продолжительность перехода от умения

до уровня навыка зависят от: Холодов

Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и  методика физического

воспитания и спорта: Учебное  пособие 

для вузов. - М.: Издательский центр «Академия»,

2000. С. 67</p>

<p style="text-align:justify">1) двигательной одаренности 

(врожденные способности) и <wbr>двигательного 

опыта обучающегося (чем богаче 

двигательный опыт, тем быстрее образуются

новые движения);</p>

<p style="text-align:justify">2) возраста обучающегося

(дети осваивают движения быстрее,

чем взрослые);</p>

<p style="text-align:justify">3) координационной сложности 

двигательного действия (чем сложнее 

техника движения, тем длительнее процесс

обучения);</p>

<p style="text-align:justify">4) профессионального мастерства

преподавателя;</p>

<p style="text-align:justify">5) уровня мотивации, <wbr>сознательности,

активности обучающегося и др.</p>

<p style="text-align:justify">Таким образом, развитию человека

способствует не само по себе овладение 

двигательными умениями и навыками,

а присвоение умения самостоятельно

осваивать двигательные умения и 

навыки как способ изменения собственной 

телесности посредством усвоения двигательных

умений и навыков. В результате приобретения

учащимися этого <wbr>новообразования 

обучение будет являться развивающим.

Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале

физической культуры // Физкультура  и спорт.

- 1994. № 6 С. 11</p>

<p> </p>

<p style="text-align:justify">1.2 Основы формирования двигательного

навыка</p>

<p style="text-align:justify">Деятельность обучающихся

в процессе обучения двигательным действиям 

носит учебно-познавательный характер.

Поэтому эффективность обучения в целом 

во многом определяется умением  педагогов 

организовать учебный  процесс в соответствии

с физиологическими, психологическими,

педагогическими и структурными закономерностями,

лежащими в основе современных  теорий

и концепций обучения (условно-рефлекторной,

поэтапного формирования действий и понятий,

алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного

обучения, программированного обучения

и др.).</p>

<p style="text-align:justify">Под теорией или концепцией

обучения понимается совокупность обобщенных

положений или система взглядов

на понимание сущности, содержания,

методики и организации учебного

процесса, а также особенностей деятельности

обучающихся и обучаемых в 

ходе его осуществления. Гогунов Е.Н.,

Мартьянов Б.И. Психология физического

воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский

центр «Академия», 2000. С. 56-57</p>

<p style="text-align:justify">Процесс по формированию двигательных

навыков имеет свои психологические

особенности.</p>

<p style="text-align:justify">1. Целостность действия.

Двигательный навык всегда <wbr>состоит 

из ряда элементов <wbr>двигательного 

действия. Не сумма этих элементов 

определяет навык, а целостный 

характер действия. Он подчиняет 

составляющие элементы <wbr>основной 

задаче выполняемого действия 

и превращает их в средство 

для осуществления этой задачи.</p>

<p style="text-align:justify">2. Совершенство. В выполнении 

всех элементов целостного <wbr>двигательного 

действия требуется высокая <wbr>степень 

совершенства: точность движений, устойчивость 

и гибкость навыка. Точность движений

- координированность по пространственным,

временным и силовым компонентам.</p>

<p style="text-align:justify">Устойчивость навыка - низкая

подверженность воздействиям сбивающих 

факторов. Гибкость навыка - разнообразие

способов выполнять действия, которые 

целесообразно применить в <wbr>зависимости

от изменения условий.</p>

<p style="text-align:justify">3. Автоматизм. Двигательные 

навыки следует довести до 

автоматизма, не исключая при этом

функцию сознания.</p>

<p style="text-align:justify">4. Осознанность. Двигательные 

Информация о работе Методы программирования