Нетрадиционная методика развития двигательных качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 12:15, реферат

Краткое описание

Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действительным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития. Развитию и воспитанию физических способностей уделяется большое внимание исследователями-теоретиками и практиками. От уровня физических способностей зависят успешная трудовая деятельность, состояние здоровья и работоспособность, достижения в большом спорте.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Возрастные особенности двигательной подготовленности………… 4
2. Быстрота, выносливость, гибкость и ловкость..................................... 6
3. Нетрадиционные формы физического воспитания.............................. 8
Заключение……………………………………………………………………. 10
Список использованной литературы............................................................... 12

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реферат физ-ра.docx

— 1.21 Мб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО ДВГУПС

филиал в г. Тынде

 

 

 

 

Дисциплина: «Физическая культура»

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Нетрадиционная методика развития двигательных качеств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: 1 курса

Мартьянова А. М.

  К 14 СТР (Б) ВВ-143

Проверил: Климкин С.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тында

2015г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….

3

  1. Возрастные особенности двигательной подготовленности…………

4

  1. Быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.....................................

6

  1. Нетрадиционные формы физического воспитания..............................

8

Заключение…………………………………………………………………….

10

Список использованной литературы...............................................................

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из центральных проблем теории практики (методики) воспитания детей является изучение физического развития и двигательной подготовленности учащихся общеобразовательных школ.

Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действительным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития. Развитию и воспитанию физических способностей уделяется большое внимание исследователями-теоретиками и практиками. От уровня физических способностей зависят успешная трудовая деятельность, состояние здоровья и работоспособность, достижения в большом спорте.

Физическое развитие подчинено объективным биологическим закономерностям. Наиболее важным из этих законов является закон единства развития организма и среды. Применительно к школьникам следует учитывать условия учебы, труда и самостоятельной работы, организации досуга. Все это сказывается на физическом развитии детей.

Предпосылкой физического развития являются природные задатки ребенка. Эти задатки передаются по наследству, поэтому высоких спортивных результатов может достичь не каждый ученик. Но, каждый занимающийся может хорошо развить себя физически при условии добросовестных, систематических, целенаправленных занятий.

Закономерность физического воспитания невозможно выявить без познания физиологических основ двигательной деятельности организма.

Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков.

Основной задачей уроков физической культуры общеобразовательных школ является укрепление здоровья учащихся, их разностороннему и гармоническому развитию.

Сейчас важно напомнить: физическое воспитание существует для того, чтобы обучить детей двигательным действиям и воспитать у них физические качества. 
Актуальность данной работы обусловлена прежде всего недостаточной изученностью вопросов, касающихся проблемы физического развития и использования форм нетрадиционного физического воспитания молодёжи, двигательной подготовленности обучающихся.

 

 

 

 

1.Возрастные особенности двигательной подготовленности

Термины «физические качества» и «двигательные качества» используются в специальной литературе как равнозначные.

Физические качества - это величины, характеризующие потенциальные физические и двигательные возможности человека. Качественные особенности двигательной деятельности характеризуются быстротой, силой, длительностью, слаженностью выполнения целостного движения.

Количественное проявление силы можно выразить через величину мышечного напряжения, быстроты - через скорость мышечного сокращения, величину скрытого периода двигательной реакции, скорость передвижения.

Характер нервных влияний, состояние периферического аппарата движений, уровень обменных процессов и состояние функций внутренних органов различны в каждом из физических качеств. Так, существенно отличаются частота и сила нервных импульсов, обеспечивающих проявление быстроты и выносливости.

Зависимость физических качеств от состояния вегетативных функций очевидна. Невозможно, например, развить выносливость при неудовлетворительном состоянии сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Особое значение в проявлении физических качеств у человека имеет созна-тельный контроль и возможность волевого преодоления сложных функциональных состояний, возникающих в процессе выполнения упражнений. В развитии и проявления физических качеств важная роль принадлежит условно-рефлекторным механизмам. Многократное повторение движения обеспечивает формирование таких условно-рефлекторных отношений, и уровень физических качеств повышается даже после однократного выполнения упражнения. В результате однократной тренировки темп движений увеличивается на 30-60%, мышечная сила - на 50-100%, выносливость - в 2,5 раза.

         Подобное увеличение показателей  физических качеств носит условно- рефлекторный характер.

Разработка средств и методов педагогического воздействия, направленных на воспитание физических способностей детей и подростков, предусматривает использование данных о критических, сенситивных периодах развития силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости.

Многочисленные исследования в данной области позволили сделать следующие выводы:

• развитие физических способностей у детей и подростков происходит разновременно;

• величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек;

• у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических способностей различны по своему уровню;

• специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке дает различный и педагогический эффект, более высокий в период естественного увеличения темпа развития той или иной физической способности.

При исследовании развития физических способностей детей и подростков, как правило, используется оценка по паспортному возрасту, что не всегда совпадает с биологическим.

Следует постепенно приучать школьников и к сохранению статических поз при обязательном контроле за дыханием. Применение статистических упражнений вызывается необходимостью поддержания правильного положения при выполнении упражнений. Особое значение статические упражнения имеют для выработки и сохранения правильной осанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Быстрота, выносливость, гибкость и ловкость

Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой.

Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Воспитание быстроты осуществляется с помощью скоростно-силовых упражнений, пробежками коротких (50—60 м) отрезков дистанции с максимальной скоростью, после предварительного освоения техники спринтерского бега.

 

Выносливость

Выносливость - способность человека выполнять непрерывную динамическую работу определенной мощности (чаще всего большой или умеренной) в течение длительного времени, как работу, для которой характерно функционирование всего мышечного аппарата.

Наиболее распространенно такое определение: выносливость рассматривается, как способность организма человека противостоять или сопротивляться, возникающему во время работы утомлению. Чем больше сопротивляемость утомлению, тем дольше может продолжаться работа. Отсюда вытекает второе, хорошо известное, определение выносливости - это способность выполнять работу длительное время.

Физиологическими предпосылками использования длительных, мало интенсивных упражнений, помогающих воспитанию выносливости в подростковом и младшем юношеском возрасте, являются увеличение силы нервных процессов, повышение устойчивости организма к изменению внутренней среды, совершенствование механизмов гомеостазиса (поддержания постоянства внутренней среды организма)

 

Гибкость

Среди физических способностей человека важную роль играет подвижность в суставах, или гибкость, под которой понимают способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают активную и пассивную гибкость. Активную гибкость отличает амплитуда движений, достигаемая мышечной тягой. Пассивная гибкость проявляется под воздействием внешних сил (например, при помощи партнера). Пассивная гибкость больше активной и ограничивается только анатомическими особенностями строения определенных частей тела.

Совершенствование гибкости в подростковом и младшем юношеском возрасте происходит во время занятий специальными упражнениями (парные, с полной амплитудой, на растягивание), свойственными определенному виду спорта.

 

 

Ловкость

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она тесно связана с двигательными навыками и поэтому носит наиболее комплексный характер.

Ловкость - это способность быстро наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно. Это как бы высшая ступень способности координировать свои движения. Точность воспроизведения движений, являющаяся одним из показателей ловкости. 

Использование в школьном уроке игр, требующих внезапного изменения действий в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детей.

 

 

 

 

 

 

  1. Нетрадиционные формы физического воспитания

В современных социально-экономических условиях возрастает необходимость более полного использования возможностей, которыми располагает система физкультурного образования детей и молодежи для их подготовки к самостоятельной жизни. Начавшийся спонтанно процесс пересмотра и ревизии школьных программ и предмета «Физическая культура» в структуре современного среднего образования требует опережающей разработки прогрессивных, нетрадиционных и методических оправданных концепций педагогических технологий и овладения ими учителями физической культуры.

Создание системы информационного обеспечения процесса физического воспитания детей и молодежи становится важнейшей предпосылкой развития инновационных процессов в этой сфере образования и культуры.

Продолжительное время программной и нормативной основой советской системы физического воспитания был комплекс ГТО. Успешно решая задачи во времена своего создания, комплекс ГТО в новых социальных условиях стал тормозом обновления, как программных средств, так и системы нормативных оценок. 
Значительное внимание ученых и практиков уделяется разработке и использованию оптимальных, а также нетрадиционных методов оценки двигательных качеств детей школьного возраста. Применяются различные механизмы организации мероприятий по изучению готовности детей к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности.

В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы и государственном образовательном стандарте рекомендуются следующие контрольные упражнения и тесты:

  • скоростные способности (бег 30, 60 и 100м);
  • координационные (челночный бег 3х10м);
  • скоростно - силовые (прыжок в длину с места);
  • выносливость (бег 1500, 2000, 3000 м или 6-минутный бег);
  • гибкость (наклон вперед из положения стоя);
  • силовые (подтягивание на перекладине).

В образовательной программе для учащихся средней общеобразовательной школы «Физическая культура» содержатся нормативы физической подготовленности при выполнении контрольных упражнений, аналогичных комплексной программе физического воспитания, а также добавлены виды испытаний, характеризующие уровень развития основных двигательных умений и навыков. 

В  целях разностороннего развития двигательных качеств школьников предлагаются для учителей физической культуры современные программы физического воспитания,  с пользованием нетрадиционных форм: занятия гимнастическими упражнениями У-шу; 

фитнес – упражнения, разработанные для реализации базового и вариативного компонентов, которые также содержат набор контрольных упражнений, с помощью которых оценивается общая и специальная физическая подготовленность в различных возрастных группах учащихся.

Следовательно, можно считать, что основной формой нетрадиционного физического воспитания, является гимнастика.

Информация о работе Нетрадиционная методика развития двигательных качеств