Нетрадиционные формы физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования нетрадиционных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……6
1.1Состояние проблемы использования нетрадиционных
физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в научно-методической литературе…………………………………………..6
1.2Характеристика альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности в работе с детьми 6-7 лет………………8
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 18
Глава 2. Практическое обоснование использования нетрадиционных физкультурных занятий в старшем дошкольном возрасте……………….19
2.1 Нетрадиционные формы занятий по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. …………………………………..19
2.2 Анализ программ ДОУ…………………………………………………. 28
Выводы по главе 2…………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………… 35
Список использованной литературы………………………………………... 36
Приложения…………………………………………………………………… 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Содержание занятий подбирается  в соответствии с поставленными  программными задачами. Чередование упражнений разного характера и интенсивности с периодами отдыха при использовании разных способов организации детей (фронтальной, групповой, индивидуальной), одновременного или поочередного выполнения упражнений обеспечивает моторную плотность занятий примерно на 60–80%. Применяя различные приемы руководства деятельностью детей на занятиях, воспитатель постоянно заботится о том, чтобы все дети были на них активны, проявляли инициативу и навыки самоорганизации.

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1.

Проанализировав программы, мы сделали следующий вывод, что  во всех программах есть раздел «Физическое  воспитание». Обучение физкультуре  начинается с первой младшей группы. Во всех программах подчеркивается, что  ребенок на физкультурных занятиях должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение. Это поможет ребенку пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного  развития человека.

Физкультурные занятия являются ведущей  формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическое обоснование  использования нетрадиционных физкультурных  занятий в старшем дошкольном возрасте

2.1 Нетрадиционные формы  занятий по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

 

В этой части своей работы мы расскажем  о нетрадиционных формах занятий, проводимых передовыми воспитателями и педагогами с детьми дошкольного возраста. А  так же укажем их значение в жизни детей.

Нетрадиционные формы [1]:

1. Сюжетные занятия (задачи).

2. Игровые занятия (творческие  задания).

3. Физкультурно-познавательные занятия.

4. Круговая тренировка.

5. Эстафеты – соревнования.

6. Контрольные занятия.

7. Физкультурные занятия по сказкам.

8. На свободное творчество.

9. Фольклор:

- двигательные творческие занятия;

- сюжетно-физические занятия;

- театрализованные физкультурные  занятия;

- игровые физкультурные занятия;

- серия "Забочусь о своем  здоровье".

10. Ритмическая гимнастика.

11. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики.

12. Йога, Ушу, Конфу.

Начнем изложение материала  с фольклора в физическом воспитании дошкольников.

Преподаватель педколледжа №7 Асташина М. и кандидат педагогических наук доцент кафедры и методики физической культуры Трещева О. г. Омск указывают, что наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей [12].

Вышеуказанный автор предлагает нам примерный план такой работы.

I. Учебная работа - фольклорные  физкультурные занятия:

1) двигательно-творческие;

2) сюжетные;

3) театрализованные;

4) музыкально - ритмические;

5) игровые;

6) познавательные;

7) интегрированные.

П. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми:

  1. утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором;
  2. ритмическая гимнастика в русском народном стиле;
  3. физкультминутки на основе фольклора;
  4. русские народные подвижные игры, игры - забавы, игры - аттракционы.

Ш. Активный отдых:

  1. физкультурные досуги;
  2. спортивные и фольклорные праздники;
  3. дни здоровья;
  4. пешие турпоходы.

IV. Работа с семьей:

1) консультации и семинары - практикумы  для родителей;

2) групповые и общие родительские  собрания;

3) просмотр родителями физкультурно-оздоровительных  мероприятий в сочетании с фольклором;

4) совместное проведение с родителями  и детьми досугов, праздников  и турпоходов.

Включение фольклора в процесс физического  воспитания требует выполнения определенных условий [3]:

1. Детям должны быть хорошо знакомы  предложения для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры. Так же в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.

2. Для рациональной организации  двигательной активности детей  необходима частая смена упражнений  при многократной повторяемости  каждого движения.

3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.

4. Педагог должен учитывать, с  одной стороны, развивающий характер  учебного материала, а с другой - колорит народности при передаче  образного движения посредством  фольклорного материала.

5. Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигнуть 80% [3].

Основной  формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях  являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием (например, общеразвивающее упражнение "Колобок") дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ так же помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом - "волк идет", с гордой осанкой - "лиса - всему краса".

Физические  упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются  в определенном порядке, который  обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

В работе дошкольных учреждений педагоги из г. Омск рекомендуют использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий [17]:

1. Двигательно-творческие занятия.

2. Сюжетные физкультурные занятия.

3. Театральные физкультурные занятия.

4. Музыкоритмические физкультурные  занятия.

5. Игровые физкультурные занятия.

6. Познавательные физкультурные занятия.

7. Интегрированные физкультурные  занятия.

Преподаватели г. Новосибирска С. Шарманова, А. Федоров, Н. Лапина предлагают такую форму занятий, как круговая тренировка.

Круговая  тренировка — это организационно-методическая форма занятий, основу которой составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной схемой.

Упражнения  выполняются в порядке последовательного  прохождения 5-10 "станций" (мест для каждого из них с соответствующим оборудованием), которые располагаются в зале или на площадке по кругу либо похожим образом, но так, чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. На каждой "станции" повторяется один вид движений (локального либо общего воздействия). Эффект переключения (смены деятельности) создает благоприятные возможности для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций.

В комплексы круговой тренировки включают, как правило, технически сравнительно несложные и предварительно хорошо разученные движения. Весь круг в одном  занятии повторяется от 1 до 5 раз (слитно или с интервалом), дозируются общее время прохождения, интервалы отдыха и число повторений.

Круговая  тренировка является одним из наиболее эффективных способов повышения  общей физической подготовки детей  старшего дошкольного возраста, однако, при этом следует учитывать их анатомо-физиологические, моторные и  психологические особенности [21].

Разработанная ими круговая тренировка "Матросы на корабле в шторм" выполняется по типу непрерывного длительного  упражнения с преимущественной направленностью  на развитие общей выносливости. В  процессе выполнения совершенствуются навыки основных движений (ползание, лазание, равновесие), развиваются навыки совместных взаимодействий.

Упражнения в ползании по гимнастической скамейке, применяемые в круговой тренировке, укрепляют мышцы туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный  столб, создают условия для формирования мышц, обеспечивающих антигравитационные реакции в вертикальном положении тела, способствуют развитию равновесия.

Движения лазания (влезания — слезания), используемые в круговой тренировке, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса; способствуют формированию правильной осанки; усиливают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, совершенствуя, таким образом, физиологические функции организма. По мнению М.Ю.Кистяковской, попеременные сокращения и расслабления определенных групп мышц, характерные при выполнении движений влезания — слезания, особенно важны для детей дошкольного возраста, когда статическое напряжение наиболее утомительно. Они позволяют восстанавливать энергетические силы.

Их вариант круговой тренировки рекомендуется использовать в течение трех—пяти занятий. При разучивании упражнений на первом занятии выбирают "капитана" — ребенка, обладающего ловкостью, уверенностью; он по заданию преподавателя начинает прохождение "станций" по порядку, в то время как остальные дети наблюдают за ним.

При прохождении детьми первого  круга необходимо следить, чтобы  они правильно и до конца выполняли  упражнения на всех "станциях". Если все дети успешно справляются  с заданиями, можно увеличить  скорость прохождения "станций".

На втором занятии дети выполняют  уже знакомые упражнения, поэтому, чтобы  увеличить моторную плотность, необходимо до начала круговой тренировки расставить детей по "станциям", по 3—4 человека на каждой.

При проведении круговой тренировки желательно использовать музыкальное сопровождение с быстрым, четким ритмом.

Целесообразно проводить круговую тренировку в основной части физкультурного занятия, после предварительной  разминки, включающей разновидности  ходьбы, бега, общеразвивающие упражнения.

Ниже представлен вариант сюжетного занятия из комплекса "Морское царство", включающий круговую тренировку.

Психогимнастика — это специальный  вид занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию  познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей.

В предлагаемые конспекты включены не только игры и упражнения, развивающие  память, внимание, но и такие нетрадиционные методы, как вводная медитация, спонтанный танец, релаксация. Они помогают создать  на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

Музыкально-ритмическая гимнастика.

Издавна музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств  профилактики и устранения психоэмоционального  напряжения. В древней медицине рекомендовалось  даже использовать их при укусах ядовитых змей, чтобы снять состояние испытываемого человеком ужаса [3].

Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема при  выполнении музыкально-ритмической  гимнастики несет мощный оздоровительный  заряд.

Значение музыкальных ритмов для  снятия психоэмоционального напряжения велико. То, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, организует ритм дыхания и сердцебиения, доказано еще в прошлом веке русским физиологом И.Р.Тархановым. Такое же действие оказывает и воспоминание об этой музыке. В.М. Бехтеревым было установлено, что при спокойной музыке дыхание человека становится глубоким и равномерным, а гармоничные созвучия замедляют пульсацию крови. Способны вызвать замедление пульса и удары метронома.

Звуковые ритмы воздействуют на ребенка, когда он находится еще  в утробе матери. Не случайно, когда  мать прижимает ребенка к груди  и покачивает его, он быстро засыпает. Ритмы сердца матери, которые слышит ребенок, успокаивают его.

На ритмы сердца ориентируются композиторы. Походные марши пишутся в ритме, чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка снижает усталость. Темп парадных маршей усиливают до 72 тактов в минуту. Это превышает нормальный сердечный ритм и поднимает настроение, бодрит, заряжает энергией.

Ритмическая музыкальная деятельность чрезвычайно эмоционально насыщена. Эту насыщенность можно дозировать: в зависимости от ситуации давать тот или иной (по качеству и количеству) заряд эмоций. Некоторые специалисты  советуют, например, использовать "Утро" Грига от состояния переутомления, а произведение "Король гномов" Шуберта от депрессивного психоза [3].

Существует множество рекомендаций, как подбором соответствующих ритмов регулировать нюансы состояния человека. Но слушать музыку это одно, а вот двигаться в такт с ней – совсем другое.

Не случайно ритмическую гимнастику называют аэробикой (аэробика — двигательная тренировка при оптимальном усвоении организмом кислорода воздуха) [7].

Ритмическая гимнастика гармонично соединяет  в себе дозируемую двигательную активность, свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения по сравнению с другими видами физкультурной деятельности. А кроме того:

Информация о работе Нетрадиционные формы физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста