Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 17:00, реферат
Краткое описание
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 Методы физического воспитания……………………………………….4 Двигательные умения и навыки…………………………………………8 Физические качества…………………………………………………….11 Формы занятий…………………………………………………………..13 Общая физическая подготовка………………………………………….16 Специальная физическая подготовка………………………………….18 Спортивная физическая подготовка……………………………………19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23
Физическая культура в высшем
учебном заведении является неотъемлемой
частью формирования общей и профессиональной
культуры
личности современного специалиста,
системы гуманистического воспитания
студентов.
Как учебная дисциплина, обязательная
для всех специальностей, она является
одним из средств формирования всесторонне
развитой личности, оптимизации физического
и психофизиологического состояния студентов
в процессе профессиональной подготовки.
В основе учебно-воспитательного
процесса в высшей учебной школы лежит
комплексный, системный характер образования,
воспитания и профессиональной подготовке
специалистов, в которых органически сливаются
формирование мировоззрения, общественно-политическое,
трудовое, нравственное, физическое, эстетическое
и другие виды воспитания.
Причем, воспитание остается
объективной реальностью, важнейшей частью
человеческой культуры, истории, цивилизации.
Как не парадоксально это может
показаться, именно высшая школа в условиях
нестабильности современного общества
остается наиболее важным институтом
воспитания.
Время доказало, что воспитание
успешно только тогда, когда оно системно.
В настоящее время в высшей
школе начинают складываться гуманистические
воспитательные системы. При этом каждая
общая система образования должна отводить
должное место и физическому воспитанию
и спорту. Это необходимо для установления
равновесия и укрепления взаимосвязей
между составляющими элементами образования.
1. Методы физического
воспитания
В процессе физического воспитания
применяются как общепедагогические методы,
так и специфические, основанные на активной
двигательной деятельности:
- метод регламентированного
упражнения
- игровой метод
- соревновательный метод
- словесные и сенсорные
методы
Метод регламентированного
упражнения предусматривает:
твердо предписанную программу
движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);
по возможности точное дозирование
нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое
нормирование места и длительности интервалов отдыха;
создание или использование
внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся
(применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля
за воздействием нагрузки).
Этот метод в физкультурно-спортивной
практике имеет множество вариантов при
общем, едином, целевом назначении: обеспечить
оптимальные условия для усвоения новых
двигательных умений, навыков или направленное
воздействие на развитие определенных
физических качеств, способностей.
Игровой метод может быть применен на основе
любых физических упражнений и не обязательно
связан с какими-либо играми — футбол,
волейбол ит.д.
К особенностям игрового метода
в частности относится «сюжетная» организация
игры: деятельность организуется с замыслом,
предусматривающим достижение определенной
цели.
Игровой сюжет обычно
заимствован из реальной жизни
(имитация охоты, трудовых, бытовых действий).
Но игровой сюжет может создаваться и
специально, исходя из потребностей физического
воспитания или конкретных задач» того
или другого занятия, или как условная
схема взаимодействия играющих (современные
спортивные игры).
Игровой метод используется,
чтобы комплексно совершенствовать двигательную
деятельность в усложненных или облегченных
условиях, развивать такие качества и
способности, как ловкость, быстрота ориентировки,
находчивость, самостоятельность, инициативность.
При умелом руководстве этот метод можно
применять для воспитания коллективизма,
сознательной дисциплины и других нравственных
психических качеств.
Соревновательный
метод используется как в относительно
элементарных формах (способ стимулирования
интереса и активизации, занимающихся
при выполнении отдельного упражнения
на занятиях), так и в самостоятельном
виде в качестве контрольно-зачетных или
официальных спортивных соревнований.
Основная черта соревновательного
метода — сопоставление сил занимающихся
в условиях упорядоченного соперничества
за первенство или высокое достижение.
Соревновательный метод применяется
при решении разнообразных педагогических
задач. Это прежде всего совершенствование
умений, навыков в усложненных условиях
для воспитания физических, морально-волевых
качеств. Фактор соперничества в процессе
состязаний создает особый эмоциональный
и физиологический фон, который значительно
усиливает воздействие физических упражнений
и способствует максимальному проявлению
функциональных возможностей организма.
Применять этот метод необходимо после
специальной предварительной подготовки.
Словесные и сенсорные
методы предполагают широкое использование
слова и чувственной информации. Благодаря
слову можно сообщать необходимые знания,
активизировать и углубить восприятие,
поставить задание и сформулировать отношение
к нему учащихся, можно руководить процессом
выполнения задания, анализировать и оценивать
результаты, корректировать поведение
занимающихся.
В учебно-тренировочных занятиях
и соревнованиях слово может быть использовано
и выражено в форме:
дидактического рассказа, беседы,
обсуждения;
инструктирования (объяснение
задания, правил их выполнения);
сопроводительного пояснения
(лаконичный комментарий и замечания);
указаний и команд (как правило,
в повелительном наклонении);
оценки (способ текущей коррекции
действий или их итогов);
словесного отчета и взаиморазъяснения;
самопроговаривания, самоприказа,
основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).
Посредством сенсорных методов
обеспечивается наглядность, которая
в физическом воспитании понимается весьма
широко. Это не только визуальное восприятие,
но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные)
ощущения. Сенсорныеметоды могут реализоваться
в форме:
показа самих упражнений;
демонстрации наглядных пособий;
предметно-модельной и макетной
демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого
тела, макетов игровых площадок с фигурками
игроков);
кино- и видеомагнитофонных
демонстраций (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов;
видеозаписей выполнения упражнений);
избирательно-сенсорной демонстрации
для воссоздания отдельных параметров движений с помощью
аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).
В общем перечне сенсорных методов
могут быть представлены:
метод направленного «прочувствования»
движений, при котором обращается внимание на мышечные
ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;
метод ориентирования, т.е. введение
в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней,
специальной разметки зала);
методы лидирования и текущего
сенсорного программирования, в которых часто используется
специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео - и звуколидеры,
указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим
темпами исполнения).
2. Двигательные умения
и навыки
Обучая в процессе физического
воспитания, преследуются образовательные
задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать
и довести до определенной степени совершенства
необходимые двигательные умения, навыки
и связанные с ними знания. При этом основным
предметом обучения являются рациональные
двигательные действия, включающие систему
взаимосвязанных движений.
Особенности двигательных действий
и закономерности формирования двигательных
умений и навыков во многом предопределяют
дидактические особенности физического
воспитания.
Двигательное умение — это
такая степень владения техникой действия,
при которой повышена концентрация внимания
на составные операции (части), наблюдается
нестабильное решение двигательной задачи.
В процессе многократного повторения
разучиваемого двигательно-1 го действия
отдельные его операции становятся все
более привычными, осваиваются и постепенно
автоматизируются его координационные
механизмы, и двигательные умения переходят
в навык.
Двигательный навык — такая
степень владения техникой действия, при
которой управление движением (движениями)
происходит автоматически и действия
отличаются надежностью.
Как двигательные умения, так
и двигательные навыки представляют собойопределенные
функциональные образования, которые
возникают в процессе и в результате освоения
двигательных действий. Вместе с тем двигательное
умение и двигательный навык имеют существенные
отличия, вытекающие прежде всего из характера
управления движениями и выражающиеся
в неодинаковой степени владения действием.
Умение выполнять новое двигательное
действие возникает на основе необходимого
минимума знаний о его технике, предварительного
двигательного опыта и общей физической
подготовленности благодаря попыткам
сознательно построить некоторую систему
движений. В процессе возникновения умения
происходит постоянный поиск адекватного
способа выполнения действия при ведущей
роли сознания в управлении движениями.
Это и определяет сущность двигательного
умения. В процессе многократного повторения
двигательного действия входящие в его
состав операции становятся все более
привычными, координационные механизмы
действия постепенно автоматизируются
и двигательное умение переходит в навык.
Его главной отличительной
чертой является автоматизированное управление
движениями. Вместе с тем для навыка характерна
слитность движений и надежность действия.
Двигательный навык можно охарактеризовать
как такую степень владения техникой действия,
при которой управление движениями происходит
автоматизировано и действия отличаются
высокой надежностью.
Значение двигательных навыков
определяется их отмеченными чертами:
Автоматизированное управление
движениями — определяющая и ценная особенность двигательного навыка. Автоматизация
движений существенно помогает выполнению двигательного действия. Сознание
освобождается от необходимости постоянного контроля за деталями движений,
что, во- первых, облегчает функционирование высших механизмов управления
движениями и, во-вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат
и условия действия. Слитность движений
при навыке проявляется в легкости,
взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.
Надежность двигательного действия
при навыке характеризуется повышенной
способностью сохранять его эффективность
при различных неблагоприятных факторах:
необычном психологическом состоянии,
сниженных физических возможностях, неблагоприятных
внешних условиях и других помехах. Достаточно
прочный двигательный навык сохраняется
в течение многих лет.
Люди, давно прекратившие спортивную
деятельность, способны воспроизвести
технику спортивного действия.
Устойчивость двигательного
навыка — ценная черта в тех случаях, когда
техника действия не подлежит в дальнейшем
существенным изменениям. «Переделка» техники действий, связанных
с прочными навыками, представляет собой
задачу значительной трудности.
Поэтому следует подчеркнуть
опасность превращения в навык нерациональных
и тем более явно ошибочных способов выполнения
двигательных действий.
3. Физические качества
Физическими качествами принято
называть те функциональные свойства
организма, которые предопределяют двигательные
возможности человека. В спортивной теории
принято различать пять физических качеств:
силу, быстроту, выносливость, гибкость,
ловкость. Их проявление зависит от возможностей
функциональных систем организма, от их
подготовленности к двигательным действиям.
Силой (или силовыми возможностями)
в физическом воспитании называют способность
человека преодолевать внешнее сопротивление
или противодействовать ему по средствам
мышечных напряжений.
Различают абсолютную и относительную
силу:
Абсолютная сила – суммарная
сила всех мышечных групп, участвующая
в данном движении.
Относительная сила – величина
абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг
массы тела человека.
Выносливость как физическое
качество связано с утомлением, поэтому
в самом общем смысле ее можно определить,
как способность противостоять утомлению.